Выпуск 10.09.2003 1 полоса
Взаимопомощь – залог успеха
В начале нынешнего года первый заместитель министра путей сообщения Хасян
Зябиров и начальник Горьковской железной дороги Шевкет Шайдулин вручили
губернатору Кировской области Владимиру СЕРГЕЕНКОВУ удостоверение
«Почетный пассажир магистрали». Подарок, конечно, носил шутливый
характер.
Однако, без всякого сомнения, при этом Горьковская магистраль выразила
признательность за понимание своих проблем, за ставшую в регионе
системой заботу о пассажирах.
«Нилович» – такое название дали в народе самому первому электропоезду,
приобретенному с помощью губернатора. Отправляя его в первый рейс,
Сергеенков торжественно заявил: область будет заботиться о пассажирах,
помогать железной дороге.
Об этом сотрудничестве и будущих планах он решил рассказать и «Гудку».
– Владимир Нилович, местные газетные киоски в последнее время пестрят
броскими заголовками: «Киров с тобой, железная дорога!», «Нет в России
лучше кировских железнодорожников!» Так Кировское отделение поздравляют с
первым местом в отраслевом соревновании по итогам квартала... По вашему
мнению, это обычные для газетчиков гиперболы или отражение реальной
заинтересованности кировчан делами на дороге?
– Заинтересованность действительно реальная. Приведу один пример на
бытовом уровне. Людям важны не показатели производительности труда,
рентабельности или тоннокилометровой работы – им нужно ощущение
улучшения качества жизни и стабильности своего положения. Некоторое
время назад мы поставили задачу резко увеличить выделение участков земли
для горожан, чтобы они могли обеспечить себя овощами и фруктами. Ведь
магазинные доступны не многим. И мы не ошиблись в оценке перспектив. У
нас сейчас овощи и фрукты выращивают сотни тысяч горожан. В итоге в
нашей северной области – самые низкие цены на овощи в России. И рекордно
низкие – на картофель в этом году. Только ленивый или очень пожилой не
имеет у нас огорода. В пятницу все как один – на вокзал, на электричку,
на дачу.
Однако мало дать людям землю. Надо было наладить регулярное и льготное
по цене сообщение. Из-за плохого качества многих дорог и цен на бензин
на автобус рассчитывать не приходилось. И правительство Кировской
области заключило договор с отделением дороги. Мы нашли понимание. И эти
низкие цены на овощи – в том числе их заслуга.
О чем это говорит? Железная дорога имеет прямое отношение к достатку кировчан.
А значит, ее победа – это радость для всех.
Но, с другой стороны, могла ли железная дорога увеличить объемы грузовых
и пассажирских перевозок без общего экономического подъема в регионе?!
Как бы замечательно товарные конторы и агенты ни работали, воздух возить
не будешь. За последний год производство стали в нашей области
увеличилось на 12 процентов, на 620 тысяч штук больше мы выпустили шин
для сельхозагрегатов. Произвели 165 тысяч стиральных машин. Вдвое возрос
выпуск древесно-волокнистых плит, на 30 тысяч тонн – производство
минеральных удобрений.
Объем производства растет и благодаря трехстороннему соглашению, которое
мы заключили с МПС и Горьковской дорогой. В соответствии с ним в
области размещены важные для отрасли заказы. Портфель заказов на
машиностроительном заводе «Первое Мая» переполнен, «потолстел» даже по
сравнению с прошлым годом в несколько раз. Заключены договоры на сотни
миллионов рублей. Ищут новые квалифицированные кадры. Большой заказ на
изготовление кресел для машинистов локомотивов получил завод «Авитек».
Готов поставлять МПС свою продукцию завод «Кирскабель», освоивший
производство кабелей СЦБ.
Почти весь этот возросший объем лег на плечи Кировского отделения дороги.
Доля железнодорожного транспорта в отправлении продукции, произведенной в
области, составляет сейчас 55 процентов, в пассажирообороте – около 50.
За период с 1997 года объемы отправления грузов стабильно росли и
увеличились в целом на 37,5 процента, в том числе по лесным – на 44,2,
химическим и минеральным удобрениям – на 23,3. А перевозка строительных
грузов выросла почти в три раза.
Такая же ситуация и с пассажирскими перевозками. Экономический подъем в
регионе позволил предприятиям платить вовремя зарплату, и люди,
естественно, стали больше ездить на отдых.
– Жизнеспособен ли договор о сотрудничестве с железной дорогой?
– Разумеется. Это, на мой взгляд, совершенно новая форма
взаимоотношений. С одной стороны, он дает юридическое право основания и
ссылки на него при принятии решений властными структурами всех уровней. В
том числе и финансовых, ведь перспективные положения обеспечиваются
отдельной строкой в бюджете. С другой – никаких санкций, неустоек,
компенсаций за невыполнение какого-то пункта не предусмотрено. В этом
смысле он ближе, так сказать, к «моральному кодексу».
Насколько договор жизнеспособен, можно судить по результатам прошлого
года и прошедших месяцев нынешнего. С 1997 года на средства областного
правительства приобретены четыре электропоезда, в том числе один –
повышенной комфортности. Совместно ведем строительство нового вокзала на
станции Котельнич, путепровода на 981-м километре перегона Бумкомбинат –
Полой. На этом объекте освоена уже половина сметной стоимости – 56
миллионов рублей.
Важное наше совместное достижение – перевод в позапрошлом году на газ
котельной и жилого фонда в поселке железнодорожников Лянгасове. Там мы с
бывшим начальником дороги, а ныне первым заместителем министра Хасяном
Зябировым в прошлом году передали жильцам 144-квартирный дом. Это тоже
плод договора.
По просьбе кировских садоводов, участки которых расположены вдоль линии
Киров – Юрья, сооружен переезд на перегоне Чащинский – Медянка. На двух
переездах для повышения безопасности сделано заграждение, 33 переезда
оборудованы резиновыми настилами.
А вот совершенно уникальный пример взаимопонимания: на протяжении ряда
лет мы совместно с дорогой содержим малодеятельный участок Сусоловка –
Христофорово. Он приносит одни убытки, но является единственным
средством сообщения таежного рабочего поселка с остальным миром. Мы
возмещаем убытки железнодорожников из областного бюджета.
Компенсируются и льготные поездки пассажиров. Только в текущем году мы
возместили потери от перевозки садоводов-льготников на 760 тысяч рублей.
Введена областная льгота для студентов, которые живут в отдаленных
районах, куда можно добраться только поездами местного сообщения, – это
200 – 400 километров от Кирова. Такой льготы в других регионах нет, но в
наших условиях она насущна, потому что помогает людям получить
образование. Ветеранам труда дорога выдала 3496 льготных месячных
билетов более чем на миллион рублей. И эта сумма ей возвращена.
Кроме того, на территории Кировской области тарифы на тягу поездов
установлены на уровне среднеотпускных для системы «Кировэнерго» – ниже,
чем для промышленных предприятий, на 10 – 15 процентов.
Важная часть договора – размещение заказов от МПС на предприятиях
региона. До середины 90-х годов МПС закупало шпалоподбивочные машины в
Австрии, сейчас основным поставщиком является ОАО «Кировский машзавод
«Первое Мая». Это позволило заводу решить и ведомственные, и местные, и
бытовые проблемы: на 20 процентов увеличен объем товарной продукции, на
тысячу рублей выросла средняя зарплата, платежи в бюджеты разных уровней
увеличились на 40 процентов!
Предотвращено массовое сокращение рабочих мест в Лянгасове и Зуевке.
Предприятия этих населенных пунктов в связи с переходом на новые
технологии оказывались «на обочине». Но Горьковская дорога сумела
обеспечить здешние депо работой – ремонтом путевых машин и собственных
вагонов. Еще тысячу новых рабочих мест мы создали совместно с дорогой,
открыв мебельный комбинат в Кирово-Чепецке и предприятие
«Перспектива-лес» в Кирове.
И мы рады нашему сотрудничеству.
Невозможно – жизнь показала – ни одному, даже самому богатому региону
полностью перейти на автономный режим жизнедеятельности. Так что во
взаимной заинтересованности железнодорожной отрасли нашей области и
кроется залог успеха. Примеров этому, я полагаю, достаточно.
Владимир ЦЫПЛЕВ,
Сергей ЗОНИЧЕВ (фото).
Ссылка на материал: | http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=770815 © ОАО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/