И, пожалуй, позднее других, 1 марта 1923 г., возникла комсомольская организация на фабрике «Свободный пролетарий». Это не значит, что здесь не было комсомольцев. Они были, но так случилось, что состояли в других организациях, в частности в городской. И вот произошло их объединение. Активными членами организации были: Клавдия Комиссарова, Полина Зайцева, Евдокия Архипова, Василий Курицын.
Первоначально в организации было около 30 человек. Это немного по сравнению с организацией на фабрике им. Карла Либкнехта, куда комсомольцы всей ячейки выходили иногда на собрания, чтобы «поучиться», «перенять опыт».
В сентябре 1923 г. секретарем ячейки РКСМ избран Иван Ковапев. В комсомол он вступил в марте 1922 г., обучался в райсовпартшколе. После окончания получил направление на фабрику, где проработал до сентября 1924 г. - до избрания секретарем укома.
Пока нет окончательно проверенных данных о возникновении комсомольской организации на фабрике им. Парижской коммуны (бывшая Сенькова), но уже известно, что она была создана в 1919 г. Так, на общем собрании РКСМ Вязниковской организации 25 декабря 1919 г. слушалось заявление Сеньковской ячейки РКСМ о предоставлении им помещения. Первым председателем ячейки РКСМ фабрики Сенькова была Лидия Андреевна Глебова. Первые активные комсомольцы фабрики: Александр Мастеров, Горшкова, две девушки из Ярополя (Анна, Арина). После того как Глебова ушла на фронт, председателем осталась Горшкова.
Довольно сложным был путь возникновения школьных комсомольских организаций. Первой возникла ячейка при текстильном училище. Это произошло в середине декабря 1919 г. Надо отметить, что к этому времени в училище были комсомольцы, но они состояли в городской организации. Передовая часть гимназистов также вступила в комсомол и состояла в городской организации. Но в силу реакционности части учителей и влияния зажиточной части родителей комсомольские организации долгое время не организовывались в бывших гимназиях.
В ноябре 1919 г. была создана школьная комиссия при укоме РКСМ, которая взяла на себя организацию ячеек в школах.
Также в ноябре 1919 г. в школьные советы посылаются представители комитетов партии и союзов молодежи. Уком РКП(б) назначает в школьные советы мужской гимназии Кудрявцева и Зубанова, женской - Маслова и Кудрявцева. От укома РКСМ избирается Разин.
Работа партии и комсомола в школах дала свои плоды. В апреле 1921 г. возникла ячейка РКСМ в школе второй ступени имени Герцена (бывшая мужская гимназия).
Своей активной деятельностью организация завоевала авторитет у молодого поколения, и молодежь стала вступать в комсомол.
К 1 февраля 1924 г. в уезде уже было 26 организаций, в которых состояло 504 члена и 113 кандидатов.
Приток молодежи в комсомол особенно возрос после кончины вождя партии и Советского государства В.И. Ленина. К 1 декабря 1924 г., в уезде уже было 62 организации, в которых состояло 1770 членов и 174 кандидата, а через год число организаций выросло до 68, в которых было 2556 членов и 259 кандидатов.
В ряды партии в первые дни февраля было принято 24 комсомольских активиста.
Отбор в партию был очень строгим. Рекомендацию получали лишь те, кто активно показывал себя на комсомольской работе. Имели место случаи отказа в выдаче рекомендаций. Так, на одном из заседаний было отказано трем комсомольцам, которые в трудное время для страны ушли из комсомола, а вернувшись вновь не доказали делом свою преданность.
За первый квартал 1924 г. в партию было принято 39 активистов-комсомольцев. А к 1 февраля 1925 г. в рядах партии уже было 214 молодых, прошедших школу комсомола, коммунистов, а к концу года их стало уже 284.
Наша задача состоит в том, чтобы не просто написать историю Вязниковского комсомола, а передать современным юношам и девушкам лучшие традиции прошлых лет. И хочется описание этого периода деятельности вязниковского комсомола завершить словами М.И. Федорова: «У комсомола в то время складывались свои традиции. Наиболее важные из них - это преданность своей матери - Коммунистической партии, беззаветность, инициативность, подвижность, нетерпение рутины и застоя. Комсомол никогда не замыкался в узкие рамки: ему всегда до всего есть дело. Равнодушие всегда было чуждо духу Комсомола».
3. Вязниковский комсомол строит «республику труда»
Вязниковский комсомол прошел славный путь. Он выполнил ленинский наказ: стать ударной группой, которая во всякой работе проявляет инициативу и почин, не чурается никакого труда, если он нужен народу. Призывный лозунг песни «Идите строить с нами республику труда» звенел во всех уголках нашего города и уезда, и молодежь принимала активное участие в стройках новой республики.
Работа комсомольцев на производстве была примером для всей молодежи. Большую роль в производстве сыграли создаваемые группы «легкой кавалерии». Эти группы вели решительную борьбу с бесхозяйственностью, расточительством на производстве. Выявляли неполадки, тормозящие работу предприятий, цехов, отделов. Искали и находили внутренние резервы. Их борьба с бракоделами, нарушителями трудовой дисциплины на производстве заслужила всеобщее признание.
Многие организации РКСМ в повестку дня своих собраний включали вопрос: «Комсомол и производство», намечали пути повышения качества работы отделов, цехов и в целом фабрики,
Директор фабрики «Красное знамя», выступая на одном из собраний, сказал: «Если приостановить работу РКП(б) и РКСМ на производстве, то производство упадет».
В Вязниках одной из форм участия комсомола в борьбе за восстановление народного хозяйства были воскресники и «трудовые понедельники». Вот один из отчетов по итогам их проведения в городе:
11 июля 1920 г. - выгрузка дров - 95 человек. Выгружено 40 погонных сажен дров.
14 июля 1920 г. - выгрузка дров и укладка бревен - 480 человек. Выгружено 163 бревна разной длины и толщины.
21 июля 1920 г. - выгрузка дров, погрузка кип и укладка шпал - 640 человек, из которых 56 комсомольцев. Выгружено 63 сажени дров. Погружено в баржу 360 кип и 47 шпал для отправки. Кроме того, все члены РКСМ участвовали в субботниках и воскресниках уездкома РКП(б).
Приведем описание воскресника, состоявшегося 15 августа 1919 г: «На воскресник собралось 200 человек. Работали на р. Клязьме - по выгрузке дров с тезянок. В продолжение 3 часов выгрузили 3 тезянки, перетаскали и уложили в поленницу 35 к/саж. По окончании работ было выдано по 1 фунту хлеба и бесплатные билеты в летний сад и кинотеатр. На горе устроены физические упражнения выражавшиеся в бросании копья, диска, в прыжках, беге и футбольной игре. Во время упражнений играл духовой оркестр. Вечером собравшимся в летнем саду были бесплатно розданы яблоки, бутерброды, чай с молоком. Перед началом спектакля в кинотеатре был устроен митинг, выступивший тов. Васильев разъяснил «задачи молодежи в текущем моменте», а А.И. Скворцов разъяснил «значение искусства». Выступивших ораторов все слушали со вниманием, а по окончании долго аплодировали».
Молодых патриотов можно было видеть и во время сбора еловых шишек и лекарственных растений, при посадке новых лесов и парков. Все заработанные деньги шли в фонд Красной Армии или КИМа, МОПРа. Передавали их и в детские учреждения на улучшение питания или приобретение оборудования, обуви, одежды. На эти средства закупались книги для библиотеки.
Комсомольцы города установили тесную связь с несоюзной молодежью, проводя собрания и конференции рабочей молодежи.
Одна из таких конференций состоялась в Вязниках 31 января 1920 г. Молодые рабочие обсуждали вопрос о «текущем моменте». Решение короткое: заслушав доклад по текущему моменту, конференция рабочей молодежи, празднуя победу над белогвардейскими бандами, обещает отдать все силы на борьбу с экономической разрухой, транспортным развалом, с холодом и голодом.
В октябре 1921 г. Вязниковская городская организация РКСМ обсуждает вопрос о голоде в Поволжье и решает: «Организовать кружечный сбор в городе 9 октября и продажу открыток. Организацию этого дела возложить на Соину, Иванову, Левашеву, Зубкову. Организовать красную повозку на городском базаре... для разъяснения населению положения в Поволжье. Организует повозку Болтунова, Левашова, Зубкова. Агитатором при ней назначить Шпагина. Все собранные средства передать в Помгол».
Малочисленные партийные организации еще не могли охватить своей работой все уголки уезда. Там, где не было ячеек РКП(б), партия опиралась на комсомол. И он не подводил. С целью обеспечения влияния на село и помощи сельской молодежи бюро укома РКСМ 18 февраля 1924 г. выносит решение, которым производственные организации обязывались принять шефство над селом. Городская организация приняла шефство над деревней Чаганово, комсомольцы фабрики им. Парижской коммуны - над селом Олтушевым, фабрика им. Карла Либкнехта - над Станками, Мостовская организация - над Глушицами, Мстёрская - над Рыловым, Никологорская - над Ефимьевым, фабрика «Октябрьская Революция» - над Чертковым, фабрика «Свободный пролетарий» - над совхозом «Комсомол», фабрика им. К. Маркса - над селом Меркутино. Эта форма оказала действенную помощь молодежи села в их работе. Шефы выезжали часто в село с докладами, с постановками, концертами, физкультурными играми, снабжали литературой.
В борьбе с нэпманами (как тогда называли частных торговцев, которые начали открывать свои лавочки) комсомол проводил линию партии по укреплению и расширению кооперативной торговли.
В феврале 1924 г. бюро укома слушает вопрос об участии комсомола в кооперативной торговле и решает:
1. Рекомендовать всем членам РКСМ вступить в члены кооперации.
2. Обсудить и выделить в состав правлений кооперации комсомольцев и несоюзную молодежь, способных укрепить работу кооператоров.
3. Организовать работу по вербовке в члены кооперации путем разъяснения населению целей и задач кооперации.
4. Поддержать кандидатуры, выдвинутые РКП(б).
В своей деятельности наша молодежь была солидарна с молодежью стран капитализма. Второго сентября 1920 г. общее собрание молодежи г. Вязники, которое проводилось в городском парке, при огромном числе собравшейся молодежи вынесло решение: «Заслушав доклад тов. Зараховича, собрание находит, что все попытки буржуазии задушить всех рабочих и крестьян разобьются о мощную Красную Армию. Молодежь должна принять самое активное участие в скорейшем разгроме буржуазии и установлении всемирной диктатуры пролетариата. Признавая героическую борьбу молодежи запада, молодежь Советской России докажет свою солидарность, а поэтому постановляет:
1. Прийти на всероссийский субботник 4 сентября, устраиваемый уездкомом.
2. Провести сбор пожертвований, через подписной лист, в пользу Коммунистического Интернационала. Молодежи по всем предприятиям, учреждениям и школам города, для чего выделить уполномоченных».
И 4 сентября в городе и уезде субботник был проведен. В городе этот субботник привлек более 300 человек. За 3 часа было погружено 3 баржи дров. Заработанные деньги в сумме 1855 руб. переданы в фонд КИМа. Во время работы проводились фотосъемки.
Одни организации в это время ставили спектакли, проводили концерты, вечера в пользу КИМа, МОПРа. Другие с этой же целью организовывали субботники, сверхурочные часы работы или отчисления от зарплаты.
В ту пору в работе комсомола имелись серьезные трудности. Среди городского юношества росла безработица, многие руководители предприятий нарушали трудовые права молодежи.
В соответствии с решением 2-го Всероссийского съезда РКСМ в уездном комитете РКСМ создается экономическо-правовой отдел (экправотдел), основ-ной задачей которого была борьба за строгое соблюдение закона о труде молодежи. Первым экправом уездного комитета РКСМ был избран Ерин, затем Михаил Нарушевич, впоследствии на этом посту трудились Павел Пискарев, Василий Макаров, Михаил Заболотнов и др. Также бала введена должность ассистента инспектора труда. Первым ассистентом инспектора труда был Иван Курочкин, которого затем сменил Михаил Емельянов.
В тесном контакте экправотдела РКСМ и инспектора труда, на посту которого долгое время работал старый рабочий В.А. Углов, по уезду был проведен учет всех ранее работавших молодых рабочих и уволенных с предприятий, и приняты меры к их возвращению на работу, с соблюдением сокращенного рабочего дня.
Затем был проведен учет молодежи, нуждающейся в трудоустройстве. Только по одной фабрике им. К. Маркса в Лосеве было выявлено 124 молодых рабочих, нуждающихся в работе. Большое количество безработных выявили в Никологорах, Лукнове, Холуе и других местах, не говоря уже о Вязниках.
Для борьбы с безработицей среди молодежи при Вязниковской бирже труда было создано бюро по распределению рабочей силы молодежи.
За короткий срок безработица среди молодежи пошла на убыль. Этому способствовало то обстоятельство, что ряд фабрик начал расширять производство. Но полностью безработицу среди молодежи победили не скоро, К концу 1922 г. по уезду еще числилось 244 человека безработных, состоявших на учете бюро. Но комсомол знал, что скоро вновь зашумят на полную мощность фабрики и заводы, потребуется рабочая сила, причем нужен будет и квалифицированный труд. Поэтому экправотдел добивается решения директивных органов на установление брони для 377 рабочих квалифицированных мест на текстильных предприятиях для заполнения их молодыми рабочими, предварительно прошедшими обучение по специальностям ткачей, сновальщиков, проборщиков, слесарей, токарей, ремонтников текстильных машин и др.
Летом 1921 г. комсомол был инициатором создания школ фабрично-заводского ученичества - ФЗУ. Заботу о подготовке кадров через школу ФЗУ и фабрично-заводское обучение партия поручила и вверила комсомолу. Дело это было нелегкое. Во-первых, следует сказать, что некоторая часть работников органов народного образования отнеслась к этому мероприятию скептически, с недоверием: «Подумаешь, какие-то рабочие юнцы, комсомольцы, даже не имеющие среднего образования, задумали создать новый, до этого времени не изведанный тип школ, форму трудового обучения. Напрасная затея, ничего из нее не выйдет». Но поддержка партийной организации, уездного комитета партии и партийной ячейки, а также кадровых мастеровых, непреклонная комсомольская воля, решимость и энергия преодолевали и преодолели встретившиеся на пути трудности.
И вот осенью 1921 г. самая первая в городе и уезде и вторая в губернии была создана школа ФЗУ на Ярцевской фабрике. Производственное обучение проходило в механических мастерских фабрики, а общеобразовательные предметы изучались в одной из комнат клуба. Сюда завезли несколько парт, выделенных по распоряжению уездного отдела народного образования из школы второй ступени, бывшей женской гимназии, ныне школы им. В.И. Ленина. Заведывание школой, ее общеобразовательной частью было поручено учителю пения начальной школы Александру Александровичу Радугину, хотя и беспартийному, но человеку довольно прогрессивному, безоговорочно принявшему Октябрьскую революцию, работавшему в постоянной и тесной связи с партийной и комсомольской ячейками фабрики. Деятельное участие в создании школы принимал активный комсомолец тех лет Евгений Подаруев, заведующий соцобразованием в укоме РКСМ.
В сентябре 1922 г. в Вязниках, в здании бывшего технического училища им. Базанова, открылась вторая школа ФЗУ для подготовки фабричных квалифицированных рабочих. В первый набор принято было 74 человека.
Экономическо-правовые комиссии по охране и трудоустройству молодежи создавались и в ячейках комсомола. Председателю такой комиссии на фабрике «Свободный пролетарий» Алексею Александровичу Полеву запомнилось, как по их инициативе были введены новые виды обучения: бригады обучающихся и индивидуальное ученичество, когда к квалифицированным рабочим прикрепляли учеников.
Вместе с профсоюзами комсомол проявил большую заботу об отдыхе и лечении молодых рабочих. Только по 9 предприятиям уезда за второе полугодие 1922 г. на курорты и в дома отдыха было направлено 117 человек молодых вязниковцев.
В феврале 1922 г, по предложению ЦК РКСМ, профорганы установили новые тарифы оплаты труда подростков: минимум зарплаты, льготы учащимся и т.д.
Комсомольские организации вели в этот период большую работу по разъяснению данного решения среди молодежи и проверяли его выполнение на предприятиях. Авангард стоял на страже интересов всей молодежи.
4. В бой за грамотность
Много сил отдавали комсомольцы города ликвидации неграмотности. Ленинский лозунг «Только грамотный народ может построить социализм» поднял молодежь на благородное дело.
В начале 1920 г. уездный комитет РКСМ провел учет состояния грамотности молодежи. Вот какой ответ прислал в июне 1920 г. секретарь Ярцевской организации Сумкин: «На фабрике поголовная неграмотность среди рабочих, молодежи в первую очередь. Даже в комсомоле больше 65% неграмотных и малограмотных».
Такие же сведения поступали и с других фабрик, на основании которых уездный комитет РКСМ сделал вывод, что предстоит огромная работа по обучению молодежи.
На заседаниях бюро, на пленумах, конференциях, собраниях организаций в повестку дня включали вопросы о мерах по ликвидации неграмотности и малограмотности, о ходе обучения молодежи и т.д.
В тесном контакте с органами народного образования создавались «тройки» ликвидации неграмотности и малограмотности. Они организовывали кружки и школы, подбирали учителей, изыскивали средства и учебники.
Многие комсомольские организации проявляли инициативу. Вот решение организации фабрики им. Карла Либкнехта: «Ввиду того, что в Ярцеве нет вечерних курсов по ликвидации безграмотности, тов. Кормишину от свободного времени начать обучать молодежь своими силами».
Комсомольцы фабрики им. Р. Люксембург 31 января 1920 г., обсуждая вопрос о необходимости ликвидировать наследие капитала - неграмотность, вынесли решение: «Открыть курсы по начальному письму и арифметике. Как можно скорее научиться грамоте».
Трудно было организовать эту работу, трудно и учиться, Основная часть дня уходила на работу в производстве, на участие в субботниках, на общественные дела, но когда есть желание - находится и время.
Порой в холодных помещениях, отогревая руки дыханием, познавали грамоту. Недоставало учебников, тетрадей, карандашей, чернил. В ход шли старые учебники, конторские книги, серая грубая бумага. Вместо чернил часто выручала разведенная сажа. Писали на грифельных досках, чудом сохранившихся с дедовских времен. Шел штурм неграмотности. Вел на штурм - комсомол.
В Вязниках на общественных началах было создано уездное общество «Долой неграмотность», во главе которого стала Т.Л. Иванова.
Большая заслуга комсомола в реорганизации школ. Известно, что в бывших гимназиях, высшем начальном училище учились в основном дети местной буржуазии, чиновников и сельских кулаков. И вот положение изменилось. В уездном комитете был создан школьный отдел. В его задачу входило содействие перестройке школ на новых началах: из гимназий - в трудовые школы 2-й ступени. Эта перестройка проводилась в трудных условиях. Старые учителя, годами стоявшие на позициях зубрежки, привыкшие работать с «благовоспитанными» учащимися, не знали сущности перестройки, не понимали ее или не хотели понять. Они не могли мириться с тем, что в стены гимназий пришли дети рабочих. Поэтому, в лучшем случае, эта категория учителей держала «нейтралитет», выжидала, а иногда и саботировала перестройку. В стенах женской гимназии, например, появились отпечатанные на машинке листовки, которые призывали учащихся к сопротивлению делу перестройки. Но жизнь шла вперед.
Вязниковские комсомольцы знали цену образованию, ежедневно занимались делами школ и активно вмешивались в их жизнь. Особо хочется отметить большую работу, проделанную в школах одним из видных работников 20-х гг. в Вязниках Ю.С. Солдатовой.
Двадцатого октября 1924 г. бюро укома, в которое входили И. Ковалев, П. Зайцева, А. Изаксон, слушало отчет о положении дел в школе 2-й ступени им. В.И. Ленина (бывшая женская гимназия). Бюро отметило, что в этой школе перестройка прошла плохо: отсутствовали трудовые навыки, учащиеся занимались зубрежкой, как в старой гимназии. «Ленин признавал труд, - говорилось в решении, - а школа, носящая его имя, к труду людей не приучает». В решении бюро намечены формы и методы устранения этого недостатка. Уже в тот период в этой школе была заложена основа превращения бывшей гимназии в советскую школу.
5. Рождение пионерской организации города
V съезд комсомола, состоявшийся 16 октября 1922 г., памятен своим историческим решением: на нем было оформлено создание детской коммунистической организации юных пионеров. И для его принятия были объективные предпосылки.
По инициативе уездного комитета РКСМ с 5 по 12 декабря 1920 г. по Вязниковскому уезду проводилась неделя ребенка. В этот период был организован сбор продовольствия, обуви, одежды, учебных принадлежностей для школьников.
Голодая сами, вязниковские комсомольцы добились решения исполкома о том, чтобы 50% всех продуктов, поступавших в уезд, было направлено на детское питание, и строго следили за выполнением этого решения.
Гражданская война оставила без родителей много детей. Учитывая это, вязниковский уком летом 1921 г. обсуждал вопрос об организации детской колонии для беспризорных детей. Инициативу комсомола поддержал одел народного образования и уездный партийный комитет. Вскоре в красивой лесистой местности, близ ст. «Денисово», в домах дачи фабриканта Малинина разместилась детская колония - 21 мальчик и 19 девочек в возрасте 13-15 лет. Заботу о жизни колонии взял на себя секретарь укома Михаил Нарушевич, завхозом стал один из активистов города Шальнов, Иван Мухин взял на себя руководство спортивной жизнью детей, а учителя школ обязались учить детей грамоте. И все это в порядке общественной нагрузки. Небольшой штат состоял из лиц, которые должны были приобщать и учить ребят труду (повара, прачки).
Руководители Вязниковского комсомола уделяли большое внимание привитию трудовых навыков во время учебы, но они не забывали об этом и во внешкольной работе. Вот один из документов, подтверждающих это: «Правление 2-го льнотреста при укоме организовало отряд юных пионеров. Последним требуется для практических занятий и трудовых навыков (прочистка дорожек, очистка от ненужной травы и т.д.) сад. А посему уком РКСМ просит Вас имеющийся в Вашем распоряжении сад дать под ответственность и в распоряжение укома РКСМ». Сад был передан в июле 1923 г. С тех пор он находится в распоряжении веселой шумливой детворы. Разница только в том, что если раньше там все было организовано на общественных началах, то сейчас в саду работают штатные работники.
В Вязниках в июне 1923 г. при укоме создан первый пионерский отряд. И, несмотря на отсутствие оплаты труда с детворой и настоящий кадровый голод, работа развертывается. К работе с пионерами привлекаются опытные преподаватели, лучшие комсомольцы.
Губкомы РКП(б) и РКСМ придавали этой деятельности очень большое внимание. Восьмого августа 1924 г. они рассылают в уездные организации по этому вопросу совместное письмо. Вот что они писали: «Все члены партии и комсомола должны усвоить принципы и цели коммунистического движения. Что это - младшая ветвь нашего коммунистического движения и она ценна для партии. Сейчас в губернии 4 тысячи пионеров, а к осени их будет 10 тысяч. Возглавить эту работу должны лучшие коммунисты и комсомольцы. К воспитательной работе надо привлечь лучших педагогов. Для бесед с ребятами надо привлечь старых большевиков. Надо знакомить ребят с нашей партией, с Ильичом. Партия должна воспитать детей в духе присвоенного имени - Ленинцев».
С 30 августа по 6 сентября 1924 г. в городе и уезде проводилась детская неделя. В этот период прошла уездная пионерская конференция с повесткой дня:
1. Что сказала партия о детском движении.
2. Как мы должны работать по ликвидации беспризорности.
3. Задачи детского движения на зиму.
4. Отчет о работе отрядов.
В течение этой недели пионерские отряды посетили детские дома, проводили там беседы, игры, разучивали песни, вручали подарки, собранные в отрядах, организовывали смотры-выставки детских работ. Городские отряды организовывали походы в село, на экскурсии, деревенские отряды - в город на предприятия. Всю неделю в городе на улицах и дорогах звенели пионерские песни, гремели барабаны. В школах, детских учреждениях, парках, садах и около рабочих жилищ проводились беседы «Об Ильиче», «Как я бросил верить в бога» и др.
Организовывались вечера встреч пионеров с родителями, с коммунистами, комсомольцами, выпускались пионерские стенгазеты. Для детей города была создана столярная мастерская, где пионеры приобщались к труду.
До этой недели в Вязниковском уезде было всего 4 отряда: городской, в котором было 67 пионеров, Ярцевский - 50 человек, Мстерский - 19 человек и Никологорский -21 человек.
За два месяца после детской недели их стало 16, которые объединяли 782 пионера, а на 1 января 1925 г. отрядов стало уже 23 с числом пионеров 827 человек и октябрят 119.
Возникли новые отряды в затонкоме, на фабриках им. Р. Люксембург, К. Маркса и др.
Увеличение числа отрядов вызвало необходимость подготовки кадров детского движения. В Вязниках созданы курсы подготовки вожатых.
В декабре 1924 г. в Вязниках проводится конкурс на лучшую работу пионеров в своих мастерских. На выставке были представлены изделия столярных и слесарных работ, сделанных пионерами, рисунки, модели, переплетенные работы, собранные летом коллекции, гербарии, рукодельные работы и т.д.
Лучшие работы были отмечены грамотами, а отряды премировались. В качестве премий были: 1-я премия - барабан, горн, аптечка: 2-я премия - аптечка, библиотечка пионерских книг и журналов, барабан и галстук и 3-я премия - аптечка и библиотечка.
Лучшие традиции того времени, когда к делу руководства пионерией привлекались лучшие коммунисты и комсомольцы, к воспитательной работе -лучшие педагоги, старые большевики, когда вся комсомолия города и, в первую очередь комсомольцы промышленных организаций, занимались младшей ветвью коммунистического движения, достойны всяческого подражания.
6. За ленинизм, за нового человека
Немеркнущей путеводной звездой для революционного юношества явилась речь В.И. Ленина на III Всероссийской съезде РКСМ 2 ноября 1920 г. «Задачи союзов молодежи».
Главной задачей молодежи и комсомола была задача учиться. Дело воспитания молодого поколения не исчерпывается обучением, образованием, оно должно быть связано с практической работой, борьбой за коммунизм.
«Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием тех богатств, которые выработало человечество», - говорил Ленин.
В холодных зданиях, рваной обуви и ветхой одежде постигала наша молодежь науку побеждать. Учились комсомольцы, училась несоюзная молодежь. Учились у старших, учили подрастающую смену. Было мало времени для учебы, иногда казалось, что его вообще нет, но была жажда знаний, находилось и время. Вот как решили проблему времени комсомольцы ст. «Вязники»: «Назначить беседы на политические темы по воскресеньям в 2 часа дня, а в другие дни в свободные часы по усмотрению руководителя».
И это не единственный случай, когда в выходные дни комсомольцы и молодежь после субботников проведенных утром, садились за парты. Изучалась история партии, но не было учебников. В уком РКСМ пришла телефонограмма №18 «Вязниковскому уездному комсомолу. Настоящим Южский райком просит Вас прислать в строчном порядке книги по истории партии и комсомола».
Деньги на учебники зарабатывали на субботниках. Комсомольские собрания были своего рода политшколой. На повестке дня их стояли вопросы: «Что такое интернационал молодежи?», «Буржуазный государственный капитализм», «О классовой борьбе и партиях», «О сущности капитализма», «О международном положении» и др.
В укоме РКСМ 15 февраля 1921 г. создается отдел социалистического воспитания (соцвос). Первым руководителем этого отдела стала Нина Мокрякова. По ее инициативе в Вязниках организовалась партийно-советская школа, которая размещалась на бывшей даче купца Багашева. Эта школа была призвана готовить руководящих работников комсомола. К ее работе привлекались все лучшие силы города и уезда. Большую заботу о жизни школы проявил Михаил Нарушевич и зав. отделом народного образо-вания Т.Л. Иванова. Как первый ее выпуск, так и последующие дали много хороших комсомольских работников.
Широко организованное политическое воспитание, разнообразность его форм позволили комсомольцам правильно определять свою роль в происходящих событиях в стране.
В 1922 г. партия вскрыла и предала суду материалы по контрреволюционной деятельности эсеров. В организациях происходило обсуждение этого события, и при полном единодушии вязниковские комсомольцы потребовали решительных мер по пресечению их деятельности в будущем. Решения кратки и конкретны: «Расстрелять предателей!»
Комсомол активно участвовал в деятельности ЧОНа (части особого назначения). Гражданская война кончилась, но коммунисты и комсомольцы все еще не расставались с оружием, постоянно были начеку, не ослабляя своей бдительности. Часть коммунистов и комсомольцев в канун революционных годовщин - празднование Октября и 1 Мая - переходила на казарменное положение, распределялась по взводам и отделениям, несла охрану городской электростанции, телеграфной станции и других объектов. Молодежь гордилась тем, что ей вручалось боевое оружие.
Участие в ЧОНе укрепляло дисциплину, повышало организованность комсомола,
Учась сами, комсомольцы учили несоюзную молодежь. На предприятиях, в школах часто проводились доклады и беседы на политические темы: «Как и почему у нас произошла революция», «Кто такие коммунисты и чего они хотят», «Советская власть и религия», «Союз рабочего класса и крестьянства нам нужен», «Кто владел богатством до революции и кто теперь» и т.д.
В деле воспитания молодежи большое место отводилось революционным праздникам.
Незабываемый след в памяти комсомольцев тех лет оставило празднование Международного юношеского дня. Он проводился каждый год в первое воскресенье августа. К нему все готовились долго: рисовали и писали плакаты, делали макеты, готовили факелы и оркестр. А с наступлением темноты, около 10 часов, выходили колонны молодежи с зажженными факелами, распевая революционные и комсомольские песни, шли по улицам. Этот праздник оставлял след в пламенных, романтических душах молодых людей.
Комсомол активно вмешивался и определял нормы поведения своих членов в обществе. Вязниковская городская организация в октябре 1920 г. в целях борьбы с курением вменила в обязанность каждому члену РКСМ в общественных местах и на улицах не курить. А встретить в то время комсомольцев в нетрезвом состоянии вообще было невозможно.
Вот достойные для подражания нравственные и другие традиции комсомола 20-х гг.
Важную роль в воспитании комсомола сыграла городская молодежная печать.
В сентябре 1920 г. Гаврилов и Гудков выпустили в свет первый номер журнала «Молодежь».
В 20-е гг. комсомол энергично и воинственно выступал против религиозных суеверий и предрассудков. Кроме лекций, диспутов и антирелигиозных вечеров практиковалось проведение комсомольских пасх и рождества.
Вводились и новые обряды: 1 марта 1924 г. (годовщина комсомольской организации) в клубе «Профинтерн» комсомольцы фабрики «Свободный пролетарий» организовали первую в городе комсомольскую свадьбу. Клуб был переполнен. На сцене сидели смущенные жених и невеста - ремизчик Алексей Полев и ткачиха Клавдия Комиссарова. Директор подарил им подарки: материал на платье и рубашку.
Много сделано по созданию условий и развертыванию культурно-воспитательной работы среди молодежи.
В Вязниках в распоряжение комсомольской организации был передан летний парк, где проводились массовые мероприятия, концерты, постановки. В зимнее время в распоряжении укома находился оборудованный клуб в бывшем доме Пономарева на Советской улице (его сейчас нет, вместо него был построен детский сад).
К празднику Октября в 1922 г. молодежь Ярцевской фабрики привела в порядок бывший дом Демидова и открыла там клуб. В честь Октябрьской революции его назвали «Октябрь». Председателем правления был избран Лукичев. Еще ранее был приобретен духовой оркестр, а затем - киноаппарат. В помещении театра молодежи был устроен кинотеатр с лирическим названием «Мечта». Это был второй в Вязниках кинотеатр после городского «Прогресса». Киномехаником работал молодой комсомолец большой любитель и энтузиаст культпросветработы Александр Хлебников.
В клубах, парках были созданы драматические кружки, кружки музыки, хоровые, кружки рабкоров, синеблузников и т.д.
Очень интересна следующая деталь в их работе. Софья Диомидовна Антошкина (Ковалева) вспоминает о замечательных вечерах самодеятельности, где все, начиная от внешнего оформления до строго продуманной программы, делалось своими руками и по своей инициативе. И как странно, что теперь в клубах это делают не сами юноши и девушки, а руководители клубов, кружков, а молодежь приходится уговаривать участвовать в этих мероприятиях.
Возникли театральные группы комсомольцев и рабочей молодежи на фабриках им. Парижской коммуны. Ведущими актерами стали работницы фабрики: Буйнова, Сергеева, Биркова и др. Большую роль в их становлении сыграли режиссеры Дунайский, Голубев.
Наряду с театральными кружками, комсомол, вместе с профсоюзами, нашел новую веселую форму постановок - «синяя блузка». Эта форма быстро привилась у нас и пользовалась большим успехом у зрителей.
В стихотворной сатирической форме синеблузники обличали все плохое, что было в аппарате: волокиту, бюрократизм, пьяниц, лодырей, хулиганов. Построены они были, как правило, на местном материале, и их авторы были и исполнителями. Конечно, никаких гонораров или авторских свидетельств они не получали. Перед началом на сцену выходили люди в синих спецовках и пели: « Мы - синеблузники, мы - профсоюзники, мы - не баяны-соловьи, мы - только гайки, рабочей спайки, одной трудящейся семьи». И действительно синеблузники были хорошими «гайками» в семье трудящихся. Попасть на зубок «гаек» - значило крепко опозориться.
В январе 1923 г. в ведение комсомола перешел спортивный клуб. До этого в нем занимались в основном дети зажиточной части горожан, они были и в правлении клуба. И.В. Ковалев вспоминает, как перед выборами правления спортклуба уком РКСМ предложил молодым рабочим вступить в члены клуба. И вот на выборах правления избирают в него большинство «своих» и выносят решение о передаче клуба в ведение комсомола. С тех пор в него пришла рабочая молодежь.
На этом закончим первую часть рассказа об истории комсомола нашего города. Следуя заветам В.И Ленина, под руководством городской партийной организации он неутомимо вовлекал трудящуюся молодежь в социалистическое строительство.
С глубокой верой в победу дела Ленина, которому они отдавали свою юношескую страсть и энергию, а иногда и жизнь, комсомольцы пели:
«Наш паровоз, вперед летит, В коммуне остановка. Другого нет у нас пути, В руках у нас винтовка».
Григорий Зудилов. 2000 год.
Оцифровка, размещение и комментарии - В.Р. Цыплев. 2013 год. Продолжение - дальше по выпадающему меню категории "Комсомол".