Кошкин-Вязниковцев В.А.

Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 8.

«Государева грамота обережная о Луховских мельницах, за приписью дьяка Федора Тюгичева 186 (1678) года к воеводе Антипу Хитрову» [45, с. 4];

«Государева грамота о ружных деньгах имать с кружечного двора по вся годы, за приписью дьяка Семена Комзина к воеводе Антипу Хитрову 186 (1678) года» [45, с. 4];

«Государева жалованная грамота на Пострекаловское поле прежняя за приписью дьяка Протасия Никифорова к писцам стольнику Назарию Засецкому, да подьячему Тимофею Степанову 186 (1678) года» [57, с. 415; 58, с. 1; 38, с. 214; 59, с. 3];

«Грамота Царя о пожаловании монастырю 13 руб. 20 алтын и 4 деньги 1678 г.» [38, с. 214];

«Государева грамота жалованная на две пустоши против писцовых книг и на Пострекаловскую землю и на сенные покосы и на все угодье, за приписью дьяка Протасия Никифорова к стольнику и воеводе Ивану Языкову 188 (1680) году» [45, с. 4];

«Государева грамота о выдаче церковных денег с кружечного двора за приписью дьяка Никиты Полунина к воеводе Михаилу[1] Языкову 190 (1682) года» [59, с. 3];

«Память Ярополческого Богородецкого протопопа Льва Матвеева об отвозе по указу Петра-I четвертой части монастырских колоколов в Москву по случаю войны 1701 г. февраля 19д.» [38, с. 214];

«Список с грамоты Царя Петра Алексеевича о допущении стольника, князя Петра Васильевича Барятинскаго, к переписке церковной монастырской утвари, казны и прочих оброчных статей 1702 года» [39, с. 221];

«Память об отобрании от монастыря мельниц Созоновской и Устиновской и о выдаче, вместо оных, денежного и хлебного жалованья, 1718 г. января 29[2]» [39, с. 221];

«Грамота Императрицы Елизаветы Петровны за черною восковою печатью и подписью сенаторов (№3693), об отдаче монастырю, вместо денежного и хлебного жалования, мельниц: Сазоновской и Устиновской в вечное безоброчное владение 1743 г. июня 3 дня» [39, с. 221].

В указе Царя Алексея Михайловича о выдаче руги хлебной и жалованья 1652 года и в грамоте об отдаче в пользу Вязниковского Блоговещенского монастыря озера Юхро с истоком, 1649 года мы читаем следующее: «От царя i Великаго князя Алексея Михайловича Всея русiи в Володимiрском уезде в нашу дворцовую вязниковскую слободу сытнаго дворца стряпчему Федору Капустину били нам челом володимерскаго уезду нашие дворцовые вязниковские слободы нового Благовещенскаго монастыря игумен Моисей з братьею в прошлом де во 149 году по указу блаженные памяти отца нашего великаго Государя царя i великаго князя Михаила Федоровича Всея русiи в вязниковской слободе построен Благовещенской монастырь вновь а в монастыре церковь настоящая Благовещение пресвятые Богородицы да в приделе преподобнаго Михаила Малеина да Алексея человека божия…» [53, с. 2; 50, с. 3]. Что ещё раз подтверждает, монастырь этот построен по указу Государя Михаила Фёдоровича и имеет приделы по Ангелам Хранителям первых Царей династии Романовых.

Четыре поколения Государей и Государынь династии Романовых пожаловали сему монастырю драгоценные утвари, ризы, книги, обогатили его вотчинами, землями, мельницами и рыбными ловлями.

К числу древностей сего монастыря нужно отнести хранившийся в библиотеке монастырский синодик (поминальная книга): «7159 (1651) г. сiя глаголемая книга синодик новаго Благовещенскаго монастыря и святаго отца Михаила Малеина и святаго праведного Алексiя человека Божiя». В нём между прочим записаны:

«Род строителя чернова попа Корнилiя.

Род царевны Ирины Михайловны.

Род Ново-Спасского Московскаго монастыря архимандрита Никона.

Род князя Федора Григорьевича Ромодановскаго[3].

Род Ивана Илiина Мухина – вязниковца (основателя монастыря).

Род Мининых[4].

Род стряпчева Государева конюха Данила Котина.

Род государева конюха Андрея Никитина» [38, с. 213-214].

Это самая первая поминальная книга ещё из деревянного храма, построенного Государем Михаилом Фёдоровичем. Как мы видим, Великая княгиня Ирина Михайловна поминает в Благовещенском монастыре предков своего рода.

Судя по приведённому в синодике списку, в Вязники приезжала делегация во главе с Царевной Ириной Михайловной. Присутствие в делегации архимандрита Московского Новоспасского монастыря Никона[5], наводит на мысль, что в монастыре совершалась заупокойная лития по предкам Царского дома[6].

В самом названии монастыря заложен глубокий смысл. Благовещение - благая весть, своеобразный отчёт потомков перед своим пращуром о том, что дело, начатое им, успешно воплощается в жизнь. Так же можно оценить многочисленные приклады Евангелия. Евангелие, в переводе с греческого - благая весть.


[1] Возможно здесь ошибка, имелся ввиду стольник и воевода Иван Максимович Языков. Любимец, фаворит и постельничий Царя Фѐдора Алексеевича.

[2] Некоторые документы в приведённом списке не имеют прямого указания на авторство, но, по мнению автора книги, они являются следствием Государевой грамоты или указа. Кроме того, автор счёл целесообразным привести полный список найденных им грамот.

[3] Ромодановский Фёдор Григорьевич - боярин Князь. Потомок Владимира Мономаха и Великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Фамилия произошла от древнего родового имения князей Стародубских села Ромоданово. В 1654 году был сотенным головой в государевом полку в Польском походе. В 1665-1666 годах был воеводой в Пскове, в 1674 году в Рыльске [см. Википедия, ru.wikipedia.org].

[4] Козьма Минин (1562/1568-1616) - родоначальник династии. Организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции, один из руководителей 2-го земского ополчения 1612 года, член земского правительства (1612-1613 гг.), нижегородский посадский, земский староста (с сентября 1611 года), думный дворянин (с 16 июля 1613 года) [см. http//letopici.ru].

[5] В 1646 году новопоставленный игумен Никон прибыл в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю, с поклоном к молодому Царю Алексею Михайловичу и произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел ему остаться в Москве, а Патриарху Иосифу - посвятить в архимандриты Новоспасского монастыря.

25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол Патриархов Московских и Всероссийских. Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин (Минов); 7 мая 1605 - 17 августа 1681 - шестой Московский Патриарх, имевший официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), так же титул Великого Государя. В 1656 году Патриарх Никон добивается у Царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. В том же году Патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира и подмосковной резиденцией Патриархов. Патриарх Никон погребён в северном приделе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря [см. Википедия, ru.wikipedia.org].

[6] Присутствие в делегации архимандрита Новоспасского Московского монастыря Никона, наводит на ещё одну мысль, возможно, решались вопросы перезахоронения предков Царского дома в Московский Новоспасский монастырь. По известным фактам, Государь Михаил Фёдорович перезахоранивал своих родственников в родовую усыпальницу [18, с. 130-131].

См. далее:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/chast_9/0-85