У истоков мстёрской  миниатюры

Большой вклад в развитие искусства Мстёры внёс один из основоположников мстёрской лаковой миниатюры, Народный художник РСФСР Иван Александрович Фомичёв. Он написал свыше 500 авторских работ, воспитал учеников, имеет своих почитателей и последователей в художественной манере исполнения. Иван Александрович родился 12 ноября 1890 года во Мстёре, в семье, занимающейся иконным промыслом. Дед его был «личником» - писал на расхожих иконах лики и руки. Отец работал в ризочеканной мастерской, где набивал на иконы ризы и венцы из серебряной или золотой латуни. Мать полировала оклады и украшала их искусственными цветами.
Семья Фомичёвых, жившая в среднем достатке, всячески способствовала тому, чтобы сын получил образование. В 1902 году он поступил в Мстёрскую школу попечительства русской иконописи. Там обучался у опытных мастеров – С.А. Суслова и И.В. Брягина. Спустя шесть лет стал работать в иконописной мастерской А.И. Цепкова, затем перешёл в мастерскую братьев Сусловых. Именно там художник узнал технику письма иконописных школ: новгородскую, московскую, строгановскую. А потом была первая мировая война. Вернувшись в 1921 году во Мстёру, И.Фомичев  принялся искать новую работу, так как иконописное дело стало невостребованным. Работал счетоводом, затем бухгалтером, в том числе и в артели «Пролетарское искусство».

В 1932 году на мстёрской выставке И.А.Фомичёв увидел работы Н.П. Клыкова, работавшего в строгановской манере письма. В своих произведениях художник воспевал родную природу, праздники колхозной деревни, трудовые будни. Иван Александрович решил, что тоже сможет писать, но сделать первый шаг в искусство не решался, так как очень переживал из-за того, что больше двадцати лет не брал в руки кисть и краски.

Основоположники мстёрской лаковой миниатюры шли к новому искусству постепенно. Фомичёв же должен был вступить в искусство лаковой живописи без подготовки.

Свою первую миниатюру «Руслан и Людмила» он написал в 1938 году, позаимствовав контуры гористого ландшафта из итальянских картин венецианской школы 16 века. Под влиянием картины Якоба Рейсделя «Болото» была написана шкатулка «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Увлечение западноевропейской живописью повлияло на формирование художественной манеры письма Фомичёва.
Находя в миниатюрах Ивана Александровича элементы классического пейзажа, мы видим, что художник вносит в них много своих впечатлений. Это проявляется, прежде всего, в колорите. Мастерство художника крепло, его стиль отличался ясностью и чёткостью, что достигалось использованием в живописи иконописных приёмов. В 1940 году он был принят в члены Союза художников СССР.

В годы Великой Отечественной войны художник пишет работы «Выступление Минина перед нижегородцами в 1611 году» и «Воззвание Минина». Затем последовал пятисторонний ларец «Александр Невский», шкатулка «Битва русского народа с польскими оккупантами в 1611-1612 годах». Параллельно этому Иван Александрович преподает  миниатюрную живопись в Мстерской художественной профтехшколе.

В 1949 году И.А. Фомичёву было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

По тематике произведения автора можно подразделить на пять групп: героическое прошлое народа, былинно-сказочные сюжеты, песенно-лирические, современная действительность, литературные произведения. Им созданы образы великих русских полководцев – А.В. Суворова, М.И. Кутузова, А. Невского, Д. Пожарского.  

Исторический цикл открывают миниатюры «Князь Владимир Мономах в половецких степях», «Оборона Севастополя», «Переяславская Рада» и другие. Художник отражает значительные моменты в истории Русского государства.  Фомичёв стремится к предельной точности в изображении исторических событий, изучает одежду, оружие соответствующей эпохи. В миниатюрах былинно-сказочной тематики он чаще обращается к образу Ильи Муромца. Эти работы отличает классическая строгость композиционного построения, серебристая колористическая гамма.

В пейзажах художника  царят величественная тишина и покой. Неотразима поэзия родной природы.  
Постоянным источником вдохновения художника являются сказки Пушкина. Свыше десяти миниатюр были созданы по «Сказке о рыбаке и рыбке». В этих работах он старался дать каждому персонажу свою характеристику. По литературным сюжетам автором были написаны шкатулки: «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо», «Бородино».  

С 1937 по 1960 год художником было написано свыше 360 шкатулок.

Миниатюры, изображающие родную Мстёру, а также современные события, происходящие в стране, небольшие по размеру. От них веет какой-то особой красотой, величием жизни, художественной правдой. Если говорить о художественной манере исполнения, то в работах нет дробности, пейзаж написан очень мягко. В композиционном построении на первом плане всегда присутствует мощное раскидистое дерево. Колорит зависит от эмоционального состояния сюжета. Он может вызывать ощущение радости или, наоборот,  драматизма, иногда приобретает торжественное звучание.

Исполнительская манера И.А. Фомичёва нашла своих последователей – это Заслуженные художники РФ Л.А. Демидова, В.Г. Старкова, Н.А. Любомудрова. На раннем этапе в своем творчестве к нему обращались народный художник РСФСР Н.И. Шишаков и Заслуженный художник РФ В.Ф.Некосов.  

И, действительно, язык современной Мстёры можно понять только на основе всего созданного предыдущими поколениями. Произведения Ивана Александровича Фомичёва являются настоящим примером тончайшего миниатюрного письма, а его творчество – одна из ярких страниц в истории мстёрской лаковой миниатюры.  

Т. КОТКОВА,
искусствовед, член Союза художников России.