ЮВЕЛИР В МИНИАТЮРЕ


            10 апреля у Владислава Некосова - День рождения, в этом году заслуженному художнику РФ исполняется 73 года. Несмотря на мудрый возраст он  по-молодецки бодр, оптимистичен, полон сил и идей.

            Судьба щедро одарила этого человека  талантами, наградила характером, не пасующим перед трудностями, в профессии позволила добиться успеха, в искусстве - достичь  высот. Сегодня Владислав Федорович продолжает активно работать, он без устали пишет миниатюры, иконы, сочиняет музыку и слагает стихи.

             А мы пригласили именитого мастера к откровенному разговору.

- Пришел в искусство я очень просто, можно даже сказать случайно – мама привела. Художественные корни в семье были крепкие – мама вышивала белой гладью, отец был краснодеревщиком, один дед иконописцем, а другой - резчиком по дереву. Понятно, что я и сам с раннего детства рисовал.

 Помню, закончил я в то лето седьмой  класс. Вернулся как-то утром с ночной рыбалки, а мама вместо того, чтобы спать уложить, дает мне карандаш, бумагу и говорит: «Сегодня экзамен в художественной школе, ты идешь сдавать». Так я и сделал.

Народу тогда к нам во Мстеру  поступать приезжало очень много, в тот год человек 300 было, конкурс 7-8 человек на место. Рисунок я легко сдал, на следующий день живопись, диктант тоже хорошо написал. Вот с июня 1955 года и встрял я в это дело на всю жизнь.

- Когда же Вы поняли, что  нашли свое призвание и не ошиблась мама, выбрав для сына путь в искусство?    

 - Учились мы, говоря словами Пушкина, понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. У меня все хорошо получалось, и через четыре года я дипломную работу с легкостью писал. Передали мне как-то, что наш педагог Екатерина Николаевна Зонина сказала директору, мол, «будет Влад Некосов работать». Меня это буквально окрылило! После окончания школы пошел в артель, для себя тогда решил, что ни дня на «массовке» работать не буду. И первый же мой рисунок за образец взяли. Потом второй, третий… В 1960 году я уже написал свою первую творческую работу и ее сразу на Московскую художественную выставку взяли, за нее  диплом получил. В 25 лет уже был главным художником на фабрике «Пролетарское искусство».

Это были чудесные годы, работали мы очень увлеченно. Именно тогда на фабрике удалось поднять творческую работу на высокий уровень, внедрить малосерийную творческую  работу.

- Знаю, что еще в советские времена Вы принимали участие в первой торгово-промышленной выставке-ярмарке, которая проводилась в Дюссельдорфе, ФРГ.

- Да. Это было в 1974 году. По предложению министра местной промышленности  Успенского меня назначили  начальником стенда художественных промыслов СССР. Выставка проходила в Дюссельдорфе и длилась два месяца. На стенде были представлены народные  художественные промыслы четырнадцати республик СССР. О каждом ремесле я должен был посетителям выставки рассказать, а лаковую миниатюру Мстеры  представить – рядом был стол, где я мог рисовать.

В один из дней выставку посетил федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт. По предварительной договоренности с руководством, я должен был снять со стенда и вручить ему  «Новогоднюю тройку». Это была большая великолепная работа, выполненная богородскими мастерами резьбы по дереву. Канцлер подарком, похоже, остался доволен.

Что поразило меня в той поездке, так это отношение немцев к русским. Оно было очень  доброжелательным, искренним, дружелюбным,  я бы  даже сказал  любознательным. Узнав, что я из России, хозяин бар звал народ, дабы тот посмотрел на русского. Один немец рассказал мне как, будучи во время войны в нашем плену, он валил вологодские леса: «а русский камрад махорочку насыпать». В другой раз на выставке  подошла пожилая фрау и на ломанном русском языке спросила, где можно покушать русских щей. Я ей показал, где ресторан работает, а она в ответ: «Нет, это не русские щи…» А однажды к стенду подошел высокий худой немец с бутылкой водки и поднял тост: «За Сталина»! Все понимал простой немецкий народ, все понимал…

- Среди многочисленных Ваших регалий и наград есть корона «Ювелир года» и звание «Ювелир-2000». Что связывает миниатюриста Некосова с мастерами дел золотых?

- Связывает работа – интересная и плодотворная. На протяжении 10 лет я был главным художником завода «Мстерский ювелир». Во многом благодаря мне ювелирное искусство Мстеры получило статус художественного промысла.

Я нарисовал 150 образцов, по которым  золотых дел мастера смогли создать уникальные произведения ювелирного искусства. Рисовать приходилось не только на бумаге, но и чертить орнаментальный рисунок на металле иглой, делать все шаблоны. Уже потом по моей игле работал гравер.

Мне удалось соединить в одном искусстве несочетаемые, на первый взгляд, вещи – папье-маше и металл, лаковую миниатюру и «ювелирку». Именно за это в 1994 году на международной выставке в Сокольниках мне вручили корону «Ювелир года», а спустя шесть лет здесь же получил  звание «Ювелир - 2000», став лауреатом выставки в номинации «Классическое наследие».  

Если мы откроем с вами нынешний каталог продукции завода «Мстерский ювелир», то увидим, что большинство представленных здесь изделий выполнены по моим образцам. Вот, к примеру, моя первая шкатулка Георгий Победоносец, винный набор «Владимир Мономах», непроливаемый флакон для духов, кофейный набор, подставка под яйцо, тарелки, чаши, рюмки и многое другое. Вы знаете, я первый, кто сделал из серебра чайник, а это очень сложная работа!

- Совсем недавно вы предстали перед земляками в необычной для себя роли  – одного из авторов герба Мстеры. Хотелось бы подробнее узнать, кто был инициатором этой идеи,  и как она воплощалась  на практике?  

- Чуть более года назад во Мстере был объявлен конкурс на создание эскиза герба поселка. Я услышал об этом, как говорится, из десятых уст и быстро нарисовал свой эскиз. В нем отразил все местные художественные промыслы. И пятого мая мы с другими художниками представили свои идеи на заседание местного Совета народных депутатов. Наши работы были посланы в Геральдическую палату. Вскоре  приехал ее представитель с собственным  эскизом герба. Мстерянам он не понравился, к примеру, орнамент там был сделан не профессионально, асимметрично, а для нас это недопустимо. В одном москвичи угадали – они использовали в рисунке  медведя – один из символов князей Ромадановских, бывших правителей Мстеры.

Я принялся за работу. За основу взял княжеский герб. Кроме медведя на нем были изображены еще три дуба (пограничные столбы княжеских владений). Поэтому орнамент для мстерского герба  выполнил из листьев дуба и желудей. На спину медведя накинул рушник с вышивкой, на него поставил ларец, а на шею надел кулон на цепи. Сделал рамку по форме иконы. Получилось, что в новом гербе нашли  отражение все наши традиционные промыслы – вышивка, миниатюра, иконопись и ювелирное искусство. Эскизов я нарисовал несколько, в разных цветовых сочетаниях. Предложения эти снова в Москву отправили. Там наши замечания учли, и результатом совместной работы стал ныне действующий герб поселка Мстера.

- Вы пишите иконы? Если да, то к чему больше лежит душа – к миниатюре или иконописи?

- Мне интереснее миниатюра, хотя раньше писал и портреты. Но с годами я пришел к пониманию, что каждому свое и портреты должен писать портретист. Иконы пишу нечасто, но если уж появилось такое желание и настроение, то не копирую, как другие, а создаю для иконы свой сюжет.

Надо сказать, что иконописью мстерские художники увлеклись еще в 60-х годах прошлого века. Мы покупали любую литературу по искусству, где могли быть представлены работы старых мастеров. Нам было интересно понять, что они знали, как писали, как далеко мы ушли вперед, или наоборот, отстали от них? В то время мы много ездили по монастырям, искали в запасниках, а все, что узнавали, старались использовать в лаковой миниатюре. Поэтому, позже,  когда писать иконы стало возможно, мстеряне уже были готовы к этому творчеству.  

- В этом году исполняется 10 лет хору «Ромодань», столько же времени Вы являетесь его бессменным руководителем. Откуда такая тяга к музыке?

- С юности,  я всегда был неугомонным. Учась в художественной школе,  играл в оркестре струнных инструментов на домре, позже - в духовом оркестре на трубе у Василия Михайловича Чиркина. Был в моей музыкальной практике и опыт руководителя духового оркестра фабрики им. Дзержинского.

Хор «Ромодань» появился недавно. К нам во Мстеру на праздники часто приезжал вязниковский ансамбль «Вишенье». Вот слушал я их,  и такая досада брала, что своего ансамбля во Мстере нет. У нас в это время как раз клуб ветеранов организовали, вечера проводились, люди собирались и пели. Вот и родилась идея самим хор свой создать, мне предложили стать его руководителем. Попробовал – получилось, так 10 лет и поем.

Дать коллективу имя «Ромодань» было моей идей, считаю это правильным и исторически верным.

Занимаемся мы два раза в неделю по часу, сейчас  в нашем репертуаре уже более 140 песен.

- В завершение  разговора расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Супруга моя Валентина Семеновна – вышивальщица, член Союза художников России. Как и я, она окончила художественную школу, много лет преподавала вышивку детям. Сама она великолепно владеет техникой белой глади, лицевым шитьем.

У нас трое детей – две дочки и сын. Старшая Елена педагог, работает в Москве, она член государственной комиссии по ЕГЭ. Федор и Оля пошли по родительским стопам, оба окончили художественное училище, но со временем ушли из профессии: сын занимается бизнесом, младшая дочь – юрист. Вот внучка Танюша великолепно рисует, но захочет ли она стать художником, говорить пока рано…

Беседовала Ирина КУЗЬМИНОВА, корр. газеты "Маяк".

Фото автора.

Вязники - Мстёра