Кошкин-Вязниковцев В.А.

Вязники, древний Ярополч... Часть 7.

В описных книгах монастыря записаны многие приклады Царского дома, среди них:

«Благоверные Царевны и Великия княжны Ирины Михайловны приклад евангелие толковое – повседневное, печатное; переплетка по образу золотом» [42, с. 2; 43, с. 4; 44, с. 3];

«Ея же, Государыни Царевны и Великие княжны Ирины Михайловны приклад, четыре пелены, камка рудожелтая травы шелк зеленой, опушены камкою червчатою. На одной пелене три кресты – серебро кованое, а на трех пеленах по одному кресту тоже серебро кованое. Пятая пелена, Средина камка лазаревая, крест сребряной кованой, опушка камка червчатая» [42, с. 2; 44, с. 3];

«Ея же, Государыни царевны и Великие княжны книга приложена, пролог печатной» [42, с. 2; 44, с. 3];

«Государыни царевны и Великие княжны Татьяны Михайловны приклад, три покрова, да пелена, средины камка червчатая, кресты серебро кованое, опушка камка рудожелтая, мелкотравная» [42, с. 2; 44, с. 3];

«Государыни царевны и Великие княжны Татьяны Михайловны приклад ризы камчатые куфтерь рудожелтой, оплечье бархат с серебряной з золотом» [42, с. 2];

«Государыни благоверныя и благочистивые царицы и Великие княгини Марии Ильиничны приклад ризы да стихарь дьяконской камка зеленая, оплечье у них участковые золотные. Патрахель да поручи бархат червчатой рытой по белой земле, пуговицы серебряные, кисти шелковые[1]» [42, с. 2];

«Приклад боярина ильи Даниловича милославскаго[2] ризы объяринные рудожелтые, оплечье бархат червчатой сребряной» [42, с. 2];

«Евангелие толковое на беседы с нравоучением» пожаловал Великий Государь царь и Великий князь Алексей Михайлович [42, с. 3];

«Государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руси приклад два октая[3] нового выхода печати» [44, с. 3].

По указу Великого Государя Алексея Михайловича из большой казны Церковной утвари первостроителеву челобитью дано: «праздничные ризы да стихарь дьякону уларь коришневого цвету оплечье бархат золотной опушка отлас зеленой уларь бархатной двое поручи бархатные i отлас золотной пуговицы сребряные подризник дороги красные оплечье старого бархату шелку желтаго.

Фунт патрахель белой по серебру цветной да в то же число на три пелены камок красной да цветной к двум сим иконам видение Iоанна Богослова еже есть апокалипсис i на крест к тем пеленам дано кружево серебреное да в то же число по указу великаго государя iс приказу большаго дворца дано в церковь три книги с совосследованием i с летописцем и со святцы, книга пролог половина года с марта месяца, книга треодь посная весь год, книги новой i справной печати» [42, с. 3].

«Евангелие, печатное 7171-го (1663) года со следующею по листам надписью: «186 года февраля во 2-й день по указу Великого государя сия книга дана в приказ большого дворца Благовещенский что в Вязниках». Если верить устному преданию, Евангелие это приложено Государем Фёдором Алексеевичем лично в проезд в 1681 году во Флорищеву пустынь.

Книга о Священстве, надписанная по листам: «186 года апреля в 13 день Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал книгу о священстве безденежно на Вязники в Благовещенский монастырь».

Книга Жезл Правления, по листам же надписанная: «186 г. апреля в 13-й день Великий Царь и Великий Князь Федор Алексеевич и всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожаловал книгу Жезл Правления безденежно на Вязники в Благовещенский монастырь»» [38, с. 213-214].

В казне монастыря хранились Великих Государей жалованные грамоты:

«две Государевы грамоты об мельнице Федота[4] Сазонова, за приписью дьяка Максима Чиркова 150 (1642) года, к стряпчему Федору Лихачеву, а другая грамота за приписью дьяка Давыда Дерябина 156 (1648) года» [45, с. 4];

«Государева грамота оброчная на озеро Курское i с ыстоки оброн на год по десять алтын 155 (1647) года» [44, с. 4];

«Государева грамота на озеро Юхро за приписью дьяка Ивана Федорова к стряпчему Илье Лошакову 156 (1648) года» [45, с. 4];

«Грамота Царя Алексея Михайловича об отдаче в монастырь озера Юхры с истоком Юхорцем 1649 г. сентября 20»[5] [46, с. 303; 47, с. 3; 38, с. 214];

«Государева грамота на озеро Юхро за приписью дьяка Давыда Дерябина к приказному человеку Гаврилу Парфеньеву 158 (1650) года, октября 9» [38, с. 214; 45, с. 4];

«Государева грамота о владении озером Юхро с истоком Юхорцем и малыми притоками приказчику Григорью Парфеньеву 158 (1650) года, октября в 9 день[6]» [48, с. 1; 44, с. 4];

«Государева грамота о земле под огород против святых ворот, за приписью дьяка Ивана Федорова к приказному человеку Григорию Парфеньеву 158 (1650) года» [49, с. 2; 38, с. 214; 45, с. 4; 44, с. 4];

«Крепость на землю Петринскую, отведенную в пользу монастыря за приписью дьяка Смирного Богданова 1650 года» [50, с. 4];

«Государева грамота о даче в вечное владение мельницы на реке Лух в замен жалования к воеводе Суботе Семеновичу Чаодаеву[7] 1651 года» [51, с. 3];

«Государева грамота на озеро Курское за приписью дьяка Смирного Богданова к стряпчему Федору Капустину 160 (1652) года» [52, с. 1; 38, с. 214; 45, с. 4];

«Государева жалованная грамота о хлебной и денежной руге. За приписью дьяка Смирного Богданова к стряпчему Федору Капустину 160 (1652) года» [53, с. 2; 38, с. 214; 45, с. 4];

«Государева грамота к монастырю на отводную землю под воловой двор и под огород 160 года» [44, с. 4];

«Опись всего монастырского имущества, сделанная по указу Царя Алексея Михайловича в лета 7160/1652 мая в 1 день» [44, с. 2-4];

«Государева жалованная грамота о хлебной и денежной руге 164 (1656) года» [54, с. 2; 38, с. 214];

«Государева грамота о даче под двор земли в городе Ярополе за приписью дьяка Игнатия Матвеева к воеводе Субботе Чаадаеву 167 (1659) года» [45, с. 4];

«Государева жалованная грамота на Луховскую нижнюю мельницу за приписью дьяка Андрея Селина к воеводе Субботе Чагадаеву 169 (1661) года» [55, с. 1; 45, с. 4];

«Выпись против отыскной[8] грамоты о той же мельнице и о мельничной земле за приписью дьяка Андрея Селина 170 (1662) года» [45, с. 4];

«Государева грамота о той же мельнице на ней же о сенном покосе за приписью дьяка Андрея Селина 170 (1662) года» [45, с. 4];

«Государева грамота об отдаче монастырю вместо денежного и хлебного жалования Сазоновской мельницы с покосами, 1662 г., сентября, 16 дня» [38, с. 214];

«Государева жалованная грамота на верхнюю мельницу за хлебную ругу, за приписью дьяка Семена Кудрявцева к стольнику и воеводе Ивану Языкову 178 (1670) года» [45, с. 4];

«Список с владенной грамоты, данной при Государе Царе и Великом Князе Федоре Алексеевиче о пожаловании монастырю двух пустошей: Пронинской и Мокеевской с покосами 1675 г. августа 20» [56, с. 4; 38, с. 214];



[1] Хочется отметить, что в те далёкие времена и Царицы и Царевны занимались в светёлках рукоделием, можно предположить, что все эти приклады изготовлены лично вкладчицами.

[2] Милославский Илья Данилович (3.07.1595г.–19.05.1668г.) - боярин. Происходил из незнатного дворянского рода. Родился в семье Милославского Данилы, курского воеводы. 16 января 1648 года на его дочери Марии женился Царь Алексей Михайлович, а через 10 дней его другая дочь, Анна, вышла замуж за воспитателя Царя, боярина Б.И. Морозова [см. Википедия, ru.wikipedia.org].

[3] Октай (от греч. осмогласный) - богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели. Составлен в начале VII века; в VIII веке отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным [см. www.infanata.com].

[4] Возможно Фёдора Сазонова, прим. автора.

[5] Эта и предыдущая грамоты возможно одно и то же, но в разных источниках записаны с отличиями.

[6] По всей видимости, эта и предыдущая грамоты одно и то же, но в разных источниках записаны с отличиями.

[7] В те далёкие времена фамилий не существовало, их заменяли родовые прозвания или прозвища, носившие не устоявшийся характер, так известная нам фамилия Чаадаев, встречается в написании как Чеодаев или Чегодаев с теми же именем и отчеством, несомненно, это одно и то же лицо.

[8] Отводной, прим. автора.

См. далее:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/chast_8/0-84