Кошкин-Вязниковцев В.А.

Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 18.

С древнейших времён в городе Вязники из уст в уста передаётся легенда о названии города. Слобода эта находилась под горою «на вязьях», то есть на вязком месте. Действительно, почва в Вязниках, особенно ближе к Клязьме, болотистая. Целый ряд улиц и центральная площадь в настоящее время расположены на насыпном грунте. Поэтому логично предположить, что слобода, разместившаяся на вязком месте, получила наименование «Вязники». Характерно, что устное народное предание тоже связывает происхождение названия города с вязкостью грунта. Легенда повествует: «В Ярополче на горе и в местности под горой проживали два князька. Оба они были враги непримиримые. Один из них назывался Кiй. Вот этот князек Кiй, в весеннюю распутицу, проезжая своими владенiями, завяз в болотистой местности, ныне составляющей самый центр города, и, засасываемый болотистой тиной, громко взывал о помощи. Услыхал этот крик Ярополческiй князек, вышел на вершину своих владенiй и бессердечно кричал погибающему Кiю: «вязни Кiй!». И Кiй погиб в тине болотной; а Ярополческiй князек воспользовался сим случаем и прiобщил владенiя погибшаго Кiя к своим владенiям, при чем прiобретенная часть получила названiе Вязниковской слободки в память погибшаго врага; а нагорная часть сохранила свое названiе Ярополческой слободы[1]» [90, с. 944]. Весенняя распутица в этих местах наступает в апреле месяце и заканчивается в середине мая[2]. По этой же легенде, но в другом пересказе, практически полностью совпадающим с приведённым, «…Однажды этот Кiй, с своим слугою, отправился на охоту за реку Клязьму…» [60, с. 1]. За рекой местность низменная с большим количеством озёр и болот. Весной в таких местах обычно охотятся на утку. Утки в эти края прилетают в первой половине апреля. На основании изложенного, можно заключить, что наиболее вероятно эта трагедия произошла с 15 апреля по 15 мая.

А теперь сопоставим легенду и уже известные нам факты: Князь Кий - Князь Кошка; весенняя распутица (весна) - панихиды по Феодору Романовы совершали в день святого Феодора 21 апреля (ст. стиль); проезжал своими владениями - владения принадлежали боярам Кошкиным[3]; завяз в болотистой местности, ныне составляющей самый центр города - именно здесь Государь Алексей Михайлович (Михаил Фёдорович) строит Казанский собор. Кроме того, происхождение Вязниковской слободы датируется концом XIV-началом XV века, год кончины боярина Фёдора Андреевича Кошки - 1408-й. Обращает на себя внимание удивительное совпадение древней легенды и известных нам фактов. Здесь трагически погиб друг и соратник Великих князей Дмитрия Донского и Василия I, дипломат, политик, первый известный министр иностранных дел и министр финансов, боярин Князь Фёдор Андреевич Кошка[4]. Исходя из этого, дата рождения Вязниковской слободы 21 апреля 1408 года.

В те далёкие годы многих дворян хоронили в своих родовых имениях. В Вязниках было только одно кладбище. Впоследствии, в XVI-XVII веках, именовавшееся «у убогих домов для скоропостижно умерших». Именно на этом кладбище Царь и Великий князь Михаил Фёдорович строит «Государев» Вязниковский Благовещенский монастырь. В традициях русского народа и Православной Церкви было ставить свои храмы и монастыри на великих местах, местах битв и сражений, рождения и гибели знатных людей. Испокон веков знатные люди находили свой последний покой в монастырях.

Судя по особому вниманию к Вязниковскому Благовещенскому монастырю, многочисленным прикладам и грамотам от Царского дома, не вызывает сомнений, что именно на этом месте был захоронен боярин Князь Фёдор Андреевич Кошка. По всей видимости, здесь же была захоронена его супруга Василиса[5]. На месте их захоронения первоначально была поставлена часовня, давшая начало Вязниковскому Благовещенскому монастырю[6].

Вернемся к легенде «князек Кий, в весеннюю распутицу, проезжая своими владениями» не в городе, а за городом. К сожалению «Разрядные книги» того периода не сохранились. «В городе Князь NN, за городом  Князь MM», как писалось в сохранившихся разрядных книгах. Тем не менее и по легенде «Князь за городом», и по владениям его потомков, как они писали в грамотах, «…в нашу дворцовую Ярополческую волость… в Вязниковскую слободу…», можно достоверно определить, что вотчиной боярина Фёдора Кошки была именно Ярополческая волость[7]. Примерно такая же структура управления существует до сих пор, в современной интерпретации, боярин Князь Фёдор Андреевич Кошка – губернатор Ярополческой волости. Его вотчина, ныне город Вязники с одноименным районом и являются родовой вотчиной-дединой, родовым гнездом для всех его потомков.

Заключение

На основании приведённых документов и фактов можно заключить, что род бояр Кошкиных владел многими имениями и землями, которые в разные времена были жалуемы им Российскими Государями. Поиском родовой вотчины - дедины Императорского дома занимались многие учёные-историки.

Село Клин трудно отнести к родовой вотчине столь именитого рода ввиду его малости и отсутствия внимания к нему, село Домнино следует считать вотчиной Шестовых, село Измайлово наиболее похоже на родовое гнездо Царского и Императорского дома. Но все же, оно стало вотчиной только при Царе Иване Грозном, то есть значительно позже, чем предки Романовых поселились на Руси. Известно более десятка сёл носящих названия Кобылино и Кошкино. Несомненно, многие из них принадлежали этому именитому роду, но ни одно нельзя считать родовой вотчиной.

Поскольку основателем рода общепризнано считается боярин Фёдор Андреевич Кошка, то его вотчину следует считать родовой для всех его потомков. Боярин Фёдор Андреевич Кошка был человек думный, муж совета, государственный деятель в области внутренних и внешних дел. Можно по справедливости отметить его, как одного из выдающихся и умнейших политических деятелей на Руси эпохи Великих князей Дмитрия Донского и его сына. Боярин Федор Андреевич - вёл дела ордынские. Таким постоянным и неоднократным делом была уплата дани.

Все дела с Золотой Ордой были весьма опасны. Любая непокорность ханам Орды могла кончиться кровопролитием. И была явлена икона - символ покорения Казанского хана и Орды. Стала она семейным оберегом всего рода Романовых. Богородица Пресвятая на Казанской иконе-двухряднице занимает самое важное место. Ниже - Ангелы Хранители членов Царской семьи. Заступничество Пречистой Девы Марии за Русскую землю и Царский род - главное содержание образа.

Казанский образ Богородицы стал символом побед Русского войска, Покровителем государства Российского, Духовным символом новой правящей династии. Царь Михаил Фёдорович построил Казанский собор на Красной Площади, Царь Пётр Алексеевич на Невском проспекте.

Свой каменный Казанский собор Государь Алексей Михайлович возвёл в небольшой Вязниковской слободе Владимирской губернии, находящейся в самом центре древнейших владений коренного рода предков Царского дома. С момента постройки храм стал соборным, а Вязниковская Казанская икона Божией Матери признана чудотворною. Ещё до строительства каменного храма на этом месте стоял деревянный, построил его, по всей видимости, Государь Михаил Фёдорович.

По указу Государя Михаила Фёдоровича построена самая главная Православная святыня в Вязниках – Вязниковский Благовещенский монастырь, имеющий приделы во имя преподобного Михаила Малеина (12 июля, ст. стиль) и святого праведника Алексея человека Божия (17 марта, ст. стиль), то есть святым Ангелам-Хранителям первых Царей династии Романовых.

Вкладчиками монастыря и Казанского собора были: Государи Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич, Царицы Евдокия Лукьяновна и Марья Ильинична с отцом, Великие княгини Ирина Михайловна и Татьяна Михайловна, Императрица Елизавета Петровна. Отметились здесь Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Фёдор Никитич Романов), Императоры Александр III и Николай II, а так же внук Фёдора Кошки, боярин Иван Александрович Беззубцев. Государи, Цари и Императоры дома Романовых тесно связаны с Вязниковской слободой, городом Ярополчем и его волостью. Практически все районы города исторически едины с Царским и Императорским домом, и коренным родом их предков.



[1] «Различно толкуют откуда получил свое названiе город Вязники (прежде пригородная слобода). Одни утверждают, что от топкого и вязкого места, на котором первоначально он был основан; другiе – от множества вязов (дерево), росших прежде на этом месте; иные от того, что будто чудотворная икона Божiей Матери Казанскiя, еще до начала основанiя селенiя Вязников, явилась кому-то из здешних старожилов в развалинах вяза, что послужило поводом к основанию храма на месте явленiя, и около онаго, селенiя Вязников, называвшагося прежде «слободою на вязьях». Но если воспроизводить названiе Вязников от вяза, тогда правильнее назывался бы этот город: Вязовом, Вязовским и т. под.; поэтому невольно думается, что он получил название от топкаго и вязкаго места, на котором основан…» [59, с. 1].

1 сентября 1778 года Вязниковская слобода была преобразована в уездный город Вязники. 16 августа 1781 года город получил герб, где закреплялось официальное название города от произраставших в нём Вязов.

[2] Подтверждением этого может служить постановление мера города Вязники: «…в целях сохранения асфальтового покрытия и искусственных сооружений на дорогах муниципального образования «Город Вязники» в период весенней распутицы 2010 года постановляю:

На период с 25 марта по 15 мая 2010 года, запретить проезд всех видов гусеничного транспорта, ввести временное ограничение движения грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3,0 тонн с ограничением скорости движения до 30 км/час и тракторов по дорогам города и населенных пунктов муниципального образования «Город Вязники» [см. Постановление главы администрации МО г. Вязники №43 «Об обеспечении сохранности автомобильных дорог муниципального образования «Город Вязники» от разрушений в период весенней распутицы 2010 года», от 16.03.2010г., http://vyazniki.ru/].

И в настоящее время паводок в г. Вязники самое настоящее бедствие. Вот как его описывают: «Сегодня уровень воды в Клязьме в районе Вязников достиг своего максимума. Но для жителей заречного района города это не стало значительным событием. Они уже несколько дней отрезаны от большой земли... Продукты в магазин на окраину Вязников доставить можно только на катере. Каждый год паводок отрезает один из районов города от большой земли. В зоне подтопления оказываются около 600 человек» [см. статью «Каждую весну заречный район Вязников оказывается отрезанным от города из-за половодья», www.vladimironline.ru, рубрика Общество, 10.04.2008г.].

[3] Прародители Императорского дома, начиная с сына боярина Фёдора Андреевича Кошки - Ивана, последовательно писались фамилиями Кошкины-Захарьины-Юрьевы-Романовы.

[4]Трагическая гибель боярина Фёдора Кошки была одной из причин не афишировать родовую вотчину и самого Фёдора Андреевича.

[5] По мнению автора, кроме боярина Фёдора Андреевича Кошки и его супруги Василисы, здесь нашли свой последний покой их сыновья: Михаил и Никифор с супругой.

[6] Хорошо известны места захоронения коренного рода предков Царского и Императорского дома. Это усыпальница кафедрального собора в честь Преображения Господня и храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы в Московском Новоспасском монастыре. Здесь покоятся останки ближайших родственников Царского дома: Романовых-Яковлевых, Юрьевых, Шереметьевых, князей Черкасских и других родственников. Гробницы их существуют и в настоящее время. Известно, что Новоспасский монастырь был построен в 1462 году Великим князем Иваном Васильевичем, взамен древнего Спасского монастыря, бывшего в Кремле [19; 3, с. 153]. Место упокоения предков Царского дома до 1462 года (точнее до 1497 г., В.Ю. Кошкин-Захарьин первый захоронен в монастыре) до сих пор было неизвестно.

[7] С высокой вероятностью можно предположить, что здесь же была вотчина боярина Андрея Ивановича Кобылы.

См. далее:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/chast_19/0-95