Кошкин-Вязниковцев В.А.
Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 17.Вторым номером обозначен Вязниковский Благовещенский монастырь, построенный по указу Государя Михаила Фёдоровича, про него уже много рассказано.
Третьим номером обозначен район города Ненашево. Само название района наводит на мысль - чужое. Именно здесь, в те далёкие времена, было поселение Бутыры [61, с. 15; 60, с. 6]. Воины - батыры. В этом месте жили оставленный ордынский гарнизон и наместник хана во Владимирской Руси. Как бы сейчас сказали Чрезвычайный и полномочный посол Казанского хана.
Четвёртым номером обозначен исторический центр города, здесь Государь Алексей Михайлович (Михаил Фёдорович) построил Казанский собор, про него так же много рассказано.
Пятым номером обозначен Введенский монастырь, каменный храм Введения Пресвятой Богородицы построен на средства Государя Фёдора Алексеевича.
Шестым номером обозначен район города Ярополь, здесь Царь и Великий князь Алексей Михайлович построил свой город Ярополч.
Седьмым номером обозначен район города Толмачёво. Толмачи, так назывались в те далёкие времена переводчики. Какая же дипломатия может обойтись без умных и толковых переводчиков. Такие серьёзные следы дипломатической деятельности на карте России во времена становления Владимирской Руси и Московии[1] мог оставить только выдающийся политический деятель в области внешних дел.
Таким дипломатом в области внутренних и внешних дел в это время был боярин Фёдор Андреевич Кошка. Этим же периодом, концом XIV началом XV века, датируется происхождение Вязниковской слободы [60, с. 2].
Русь тогда была невелика, Ярополч являлся пограничным форпостом[2] с Казанским ханством[3]. Это отражено на картах Руси XI-XIII веков (рис. 29).
Рис. 29. Карта Руси XI-XIII веков [89].
Кроме того, он находился на Нижегородском тракте, то есть на дороге в Казань. Это обстоятельство, а также грамота эмира Эдигея и присутствие в Вязниках наместника Казанского хана наводят на мысль о том деле, которым занимался боярин Фёдор Кошка - вёл дела ордынские. Вспомним слова из грамоты «Добрыи нравы и добрая дума и добрыя дела были к Орде от Федора от Кошки - добрый был человек, - которые добрые дела ординские, то и тобе возспоминал, и то ся минуло; ныне у тебя сын ево Иван, казначей». Сын Иван принимает дело отца, становится казначеем, человеком который по должности обязан хорошо разбираться в деньгах (валюте) и товарах (драгоценностях, пушнине, оружии и т.п.), этому научил его отец. Так же вспомним, зачем боярин Фёдор Кошка был послан в Новгород: «черной бор даша Великому князю на всех волостех Новгородских», то есть собирал подушный налог.
Встречи с наместником хана были неоднократны и одобрялись в Орде. Таким постоянным и неоднократным делом была уплата дани[4]. Уплата дани Казанскому хану была очень унизительна для Руси. Но, кто-то должен был выполнять эту неприятную обязанность. России нужен был хотя бы и худой, но мир. Ведь силы были, слишком неравные. И выполнял свои обязанности Фёдор Андреевич безупречно[5]. Великий князь Дмитрий Донской не платил дани со своих владений (Владимирского и Московского княжеств) с 1374 по 1380 годы. Его сын Василий I не отправлял дани в Орду с 1396 по 1409 годы, хотя другие русские Князья это делали.
Отказ выплачивать дань, принимать послов, другие проявления политической самостоятельности русских Князей вызывали со стороны Орды жестокие репрессивные меры. На Русь посылались войска, опустошавшие владения непокорных правителей, что и произошло в ноябре 1408 года «…за оказываему Великим Князем непокорность к Царям Большие Орды…» [12, с. 16].
Покорение Казани, которое тесно ассоциировалось в Православной Руси с явлением Казанской иконы Богородицы, освободило Русь от ордынского гнёта. Немалую заслугу в эту Победу внесли бояре Фёдор Андреевич Кошка и его сын Иван Фёдорович, что отражено на гербе рода Кошкиных в виде «Копья и Меча, положенных крестообразно на серебреном Полумесяце». Именно поэтому Казанский образ Богородицы стал Духовным символом династии Романовых.
Дипломатическое искусство боярина Фёдора Кошки высоко ценилось не только ханом Эдигеем, но и Великими князьями Дмитрием Донским и Василием I. Своими заслугами Фёдор Кошка в буквальном смысле слова «вытащил своих потомков к Великокняжескому двору»: «Влiянiе Федора Андреевича Кошки при дворе Московском всецело унаследовал старший сын его, Иван Федорович Кошкин». Сам Великий князь Василий II обручился с родною внучкою боярина Фёдора Фёдоровича Кошкина-Голтяева, Княгинею Мариею Ярославною Боровскою: «В лето 6940 (1431), во осени, князь великiй Василей Васильевич обручал за собя княжню Марiю, дщерь Ярославлю, а внуку Марьи Голтяевы» [13, с. 62-63].
[1] Под термином, «становление Владимирской Руси и Московии», автор понимает исторический период, когда Москоские Князья прочно стали занимать Великое Владимирское княжение, т.е. с 1363 года - время начала княжения Дмитрия Донского, до 1425 года - время начала княжения Василия II Тёмного. Возведение его на престол впервые состоялось в Москве [15, с. 184, 198].
[2] Если на карту (рис. 29) перенести с рисунка 27 древние владения предков Царского дома (выделено эллипсом), мы получим пограничную зону с Казанским ханством, протяжённостью более 200 км. и пограничную зону с Рязанско-Муромским княжеством, протяженностью около 140 км., ордынские ханы частенько нападали на Владимирскую Русь через это княжество. Не секрет, что в те далёкие времена даже свои Князья, братья воевали друг с другом. Нижний Новгород при этом был фактически анклавом, соединённым с Русью только водными транспортными путями по рекам Волге, Оке и Клязьме.
[3]Казанское ханство территориально находилось на месте современного Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.
[4] С проведением переписей размеры ежегодно выплачивавшегося ордынского выхода (дани) стали исчисляться в денежном выражении, а не в натуральном, как было в самые первые годы монголо-татарского господства [см. Русь и Золотая Орда, www.neuch.ru].
Свидетельства о размерах ордынской дани не систематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее, они дают общее представление о средствах, безвозвратно перетекавших из русских земель в Орду. Так, в конце XIV века платежи с Великого Владимирского княжества и присоединённых к нему Московского, Дмитровского, Галичского, составляли 5 тыс. руб. в год. С одного Московского княжества собирали 1 тыс. руб. выхода. В начале XV века с территории бывшего Нижегородского княжества (без суздальской его части) собиралось 1,5 тыс. руб. дани. По видимому, общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15 тыс. руб. в год. Для сравнения, в первой половине XV столетия четыре достаточно крупных села в плодородном суздальском ополье стоили 500 руб. Волость Лужа (по-видимому, с городом Лужей) стоила 780 рублей [см. Русь и Золотая Орда, www.neuch.ru].
[5] Кроме дипломатии, ведения ордынских дел и казны, по всей видимости, Фёдор Андреевич, обеспечивал охрану Государственной границы со стороны Казанского ханства и Рязанско-Муромского княжества. Владения боярина Фёдора Кошки находились на самом исторически опасном участке границы. Он первым принимал на себя набеги Золотой Орды.
[6] «Различно толкуют откуда получил свое названiе город Вязники (прежде пригородная слобода). Одни утверждают, что от топкого и вязкого места, на котором первоначально он был основан; другiе – от множества вязов (дерево), росших прежде на этом месте; иные от того, что будто чудотворная икона Божiей Матери Казанскiя, еще до начала основанiя селенiя Вязников, явилась кому-то из здешних старожилов в развалинах вяза, что послужило поводом к основанию храма на месте явленiя, и около онаго, селенiя Вязников, называвшагося прежде «слободою на вязьях». Но если воспроизводить названiе Вязников от вяза, тогда правильнее назывался бы этот город: Вязовом, Вязовским и т. под.; поэтому невольно думается, что он получил название от топкаго и вязкаго места, на котором основан…» [59, с. 1].
1 сентября 1778 года Вязниковская слобода была преобразована в уездный город Вязники. 16 августа 1781 года город получил герб, где закреплялось официальное название города от произраставших в нём Вязов.