Кошкин-Вязниковцев В.А.
Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 11.Евангелие: «Верхняя и нижняя доски Еваигелія золотыя, чеканной работы, украшенныя жемчугом и драгоценными камнями; на нижней доске вычеканена падпись: «В лето от сотворениія міра 7185 октября 26 дня, Великій Государь Царь и Великій Князь Феодор Алекссевич всея Великія и Малыя и Белыя Россіи Самодержец пожаловал в Суждаль в соборную Апостольскую церковь Рождества Пресвятыя Богородицы» сіе святое Евангеліе златом и иными драгоценными вещми украшенное, купно со иною церковною же утварью и сосуды в них же литургисати[1], шапка архіерейская, кадило также все златое и драгими вещми украшенное[2], повеленіем отца своего блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великія и Малыя и Белыя Россіи Самодержца, в церковное благолепіе вечных ради благ, при своем Государеве Богомольце архіепископе Степане Суждальском и Юрьевском».
«Евангеліе, пo преданію, пожалованное Царевною Софіею Алексеевной, в длину 1 1/2 аршина, в ширину 1 аршин и 2 вершка, писано красивым полууставом в два столбца на Александрійской бумаге, листы украшены искусными бордюрами и картинами, изображающими Евангелистов и некоторыя событія из жизни Іисуса Христа. Верхняя доска на Евангеліи обложена серебром позолоченным, с резными изображеніями, а задняя покрыта малиновым бархатом, с серебряным по средине крестом… В этом соборе погребены многія лица из рода князей Суздальских, Шуйских, Бельских и Скопиных» [74, с. 40-46, 50-52].
Город Александров, так же как и Суздаль, со времён Рюриков, являлся Государевой вотчиной. По окончании смутного времени новоизбранный Царь Михаил Фёдорович не забыл в своих заботах о полуразрушенной Александровской слободе: «указал быть здесь государеву хоромному строенiю для царя его и ея царицы стана на пути богомольного объезда – то к Переславлю, то в Юрьев». В этом новом дворце и действительно останавливался Царь Михаил Фёдорович со своей супругой Евдокией Лукьяновной на обратном пути из Переславля в 1638 году. В 1649 году положено начало Александровскому Успенскому женскому монастырю (рис. 20), монахини коего первоначально приютились около Успенского храма; затем постепенно Царём Алексеем Михайловичем вся земля, бывшая под городом, остатки дворцовых строений, храмы Покровский и Троицкий, пожалованы были новоустроенному монастырю.
Приемник Государя Алексея Михайловича, Фёдор Алексеевич почти ежегодно посещал во время богомольных походов Александрову слободу и её девичий монастырь. Бывал он здесь и за тем, чтобы полюбоваться дорогими конями, которые были на Государевом конюшенном дворе. В 1687 году Цари Иоанн и Пётр Алексеевичи на обратном пути из Переславля заезжали в Александрову слободу. В 1689 году «потешным походом для военных конных экзецицiй» в течение целой недели оставался здесь Царь Пётр Алексеевич.
Рис. 20. Троицкий собор Александровского Успенского женского монастыря [75].
В это время слобода стала его собственной вотчиной. По смерти Императора Петра Великого слобода перешла во владение Цесаревны Елизаветы Петровны, которая подолгу живала здесь, когда была Цесаревной и удостаивала своим посещением в сане Императрицы. После смерти Императрицы Елизаветы Петровны Александрова слобода стала вотчиной Императора Петра III, а при Императрице Екатерине II, при учреждении губерний, переименована в уездный город Владимирской губернии [76, с. 275-277].
Георгиевский собор города Юрьева (рис. 21) ведёт своё начало от Суздальского Князя Георгия Владимировича Долгорукова, основателя города.
Рис. 21. Георгиевский собор города Юрьева [77].
«Сей князь, основавши в 1152 году Юрьев, по сказанiю летописи, в этом же году воздвигнул в нем великолепный из белаго камня храм в честь своего Ангела – Св. Великомученика Георгiя… в 1234 г. по повеленiю Святослава Всеволодовича, перваго удельнаго князя Юрьевскаго, за ветхостью был разобран и из остатков его был построен на прежнем месте новый собор... Одновременно с собором князь Святослав Всеволодович построил для зимняго богослужения теплый каменный придел с престолом в честь Св. Живоначалныя Троицы».
«В теплой церкви находятся гробницы Князя Святослава Всеволодовича… и сына его схимонаха Димитрiя…» Из священных предметов старины в соборе хранились серебряные богослужебные сосуды: «портир, дискос, звездица, лжица и два блюдца, - вклад Царя Михаила Феодоровича. На портире имеется надпись: «лета 152 (1644) в Юрьевец Польскiй, в соборную церковь мученику Георгию сделаны сосуды повеленiем Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русiи Самодержца и его Благоверной Царицы и Великой Княгини Евдокiи Лукьяновны и их благоверных чад»... Серебряное кадило, - дар того же Царя Михаила Феодоровича и с тою же надписью, что и на портире…» [74, с. 300-303].
Погост Животворящего Креста и Архангела Михаила (рис. 22) в селе Архангел[3] уже в XVII веке был хорошо известен Московским Государям и память об этом сохранена в Архангельском храме в виде тех прикладов, какие ими сделаны.
Главнейшей святыней Архангельского храма был Животворящий Крест Господень сделаный из чистого золота, четвероконечный, наперстный. «В средине вырезано распятiе I.Христа с предстоящими Божiей Матерiею и Iоанном Богословом,… на верхней оконечности креста изображенiе Духа Святого в виде голубя, а на нижней Архангела Михаила. На обратной стороне этого креста в средине изображенiе прор. Захарiи, по концам поперечника изображены благоверн. Князья Борис и Глеб, вверху Чудотворец Николай, внизу Св. муч. Георгiй… Крест этот вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом; на нем на верхней дске по краю вырезано в глубь вязью: «Спаси Бог люди своя и благослови достоянiе свое, победы благоверному царю и великому князю Михаилу на сопротивныя даруй и своя сохраняя крестом люди».
Рис. 22. Погост Животворящего Креста и Архангела Михаила в селе Архангел [78].
На обратной стороне ковчега вырезано также вязью: «повеленiем Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея Русiи Самодержца и матери его Великiя Государыни иноки Марфы Ивановны сделан сей ковчег Животвоящему Кресту Господню в Муром, в соборную церковь Архистратига Михаила, в г лето государства его лета 7123 февр. д». На ковчеге вверху вырезано изображенiе Господа Саваофа со словами О Ẅ Н, по средине Распятiе со словами Рãпятиє Гднє, по сторонам изображенiе с надписью: Мария и Iоã Логин. На обратной стороне ковчега вырезаны изображенiя: вверху Херувима, посредине Архистратига Михаила, по сторонам благов. кн. Петра Муромского и супруги его Февронiи»…
В конце XIX века на погосте было два каменных храма. Второй храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Храм этот пятиглавый довольно величественной архитектуры. «Утварью и ризницей церковь снабжена достаточно. Как памятник особаго вниманiя Московских Государей к святыне Архангельского погоста, до настоящего времени сохранилось несколько богослужебных книг, приложенных в церковь этими Государями, с соответствующими надписями. Так на цветной трiоди подписано: «7200 г. Октября 20 по указу Великих Государей, Царей и великих Князей Iоанна и Петра Алексеевчей, всея Великiя и Малыя и Белыя Россiи самодержцев, дана сiя книга из приказу большого дворца в Муромскiй уезд к церкви Воздвиженiя Честнаго Креста Господня, который приноситца к ним, Великим Государям, к Москве по вся годы, по челобитью священников тое церкви Михаила, да Тимофея, да дiакона Феодора». На Большом требнике подписано: « 7202 г. Марта 25 Великiе Государи, цари и великiе Князи Iоанн и Петр Алексеевичи…пожаловали сiю книгу в свое государское богомолье в Муромскiй уезд в Унженскiй стан в церковь Чудотвонаго Креста Господня… собора Архистратига Михаила при священниках Михаиле и Тимофее с причетники». На двух книгах Октоиха подписано: «7202 г. Октября 20 по указу Великих Государей, Царей и великих Князей Iоанна и Петра Алексеевичей… дана сiя книга из приказу Большаго дворца в Муромскiй уезд, в Унженскiй стан, к церкви Воздвиженiя Честнаго Креста Господня, который приносится изстари к ним, Великим Государям, по вся годы… Подобныя же подписи имеются: на 11-ти книгах Миней месячных от 7201 (1693) г., на Общей Минее (дана из книжной палаты), на церковном Уставе, на трех книгах Пролога» [79, с. 15-21].
В селе Сербилово[4] было два монастыря (рис. 23) «Спасской монастырь на реке на Куксе, а на монастыре церковь Преображенiя Спасова древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строенiе церковное Государево» [74, с. 209].
Рис. 23. Храм в честь Преображения Господня (слева) и Введенский храм в селе Сербилово [80].
[1] «Потир, дискос, звезда, лжица, копіе и две тарелочки. В чаше золота весом 3 ф, 17 зол., в дискосе фунт 17 1/2 зол., в тарелочках фунт. 70 зол., в звезде , лжице и рукоятке копья 81 зол.».
[2] «Кадило четвероугольное с верхом, на коем крест серебряный вызолоченный, на кресте четыре крупных жемчужины, поддонок, цепи и кольцо серебряные, на поддонке вычеканено: «В лето 7185 октября в 26 день державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великiя и Малыя и Белыя Россiи Самодержца, дано сiе кадило в Суждаль в дом Пресвятые Богородицы в соборную церковь Апостольскую, по обещанiю блаженныя памяти отца Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великiя и Малыя и Белыя Россiи Самодержца, при Стефане архiепископе Суждальском; весу в нем золота 1 фунт и 39 золотников» [74, с. 51-52].
[3] Село Архангел на реке Унже или село Унжа находится в 13 верстах от уездного города Меленки и в 110 от губернского [79, с. 15].
[4] Село Сербилово находится в 50 верстах от Владимира и 23 от Суздаля, при речке Куксе [74, с. 208].
См. далее: