Кошкин-Вязниковцев В.А.

Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 10.

Эта жалованная грамота интересна ещё тем, что на её обороте в «лета 1685 года Ноября в 3 день…» сделана припись: «Божиею милостию мы великiе Государи Цари и великiе князи Iоанн Алексеевич Петр Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росiи Самодержцы. Сее жалованные грамоты слушав пожаловали монастыря Успенiя Пречистыя Богородицы Фролищевы пустыни строителя Iринарха з братьею и кто по них в той обители впред iныя строители i братия будут, велели сию жалованную грамоту подписать на наше великих Государей Царей и великих Князей Iоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа великiя и малыя и белыя Росиi Самодержцев iмя, i быть о всем потому, как в указе брата нашего великих Государей Блаженные памяти великого Государя Царя и великого Князя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя i белыя Росиi Самодержца i в сей жалованной грамоте написано» [66]. Государи и Великие князья Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич приезжали в монастырь, слушали жалованные грамоты своего старшего брата и согласились с его решениями.

Сам монастырь построен по указу Государя Алексея Михайловича: «От Царя i великого князя Алексея Михаиловича всеа русиi, в Гороховец Матвею Федосеевичу Лошакову. Били нам челом Гороховскаго уезда Луховские пустыни, горы Фролищевы, старцы Моисей да Нефедей з братьею, да вдовой поп Ондрей… И будет так, как нам луховской пустыни горы Фролищевы старцы Моисей да нефедей з братьею да вдовый поп ондрей били челом. И как к тебе ся наша грамота придет и ты б тем старцом Моисею да Нефедью з братьею и вдовому попу ондрею гороховского уезда влуховской пустыне на горе Фролищеве церковь строить велел собою. Писан на Москве, Лета 7159 (1651) марта в 9 день» [67].

В деревне Меркутино Ярополческой волости, по указу Государя Петра Алексеевича был построен храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая, ст. стиль) (рис. 16): «Лета 1699/ 7207 генваря в 5д. По указу Государя Царя i великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росиi Самодержца в Ярополч стольнику Степану Ивановичу Бахметеву в нынешнем в 207 году декабря в 26, били челом Великому Государю Ярополческой волости Нагуевской пятины осмии деревень крестьяне деревни Коуркова Самошко Лукоянов с товарищи живут де они от церкви Божиi в дальном растояниi i за великими водами и ныне де они бьют челом великому господину Святейшему Кир Адрiану архиепископу Московскому i всеа росиi i всех северных стран патриарху о строенiи новой церкви во имя святаго апостола Иоанна Богослова…».

 

Рис. 16. Храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова[1] [68].

 

В том же году последовал второй указ: «…Государь Царь i великiй Князь Петр Алексеевич всеа великия и малыя и белыя росиi Самодержец указал к той церкви под кладбище и попу с причетники на пропитание пустошь что была деревня Меркутино по писцовым книгам Назарья Засецкаго с пашнею и сенными покосы и со всеми угодьями отвесть и о том в Ярополч к стольнику к Степану Бахметеву его великаго Государя указ послан а благословенной грамоте указал великiй Государь указ учинить в потриаршем казенном приказе» [69, с. 2-3]. Эти грамоты ещё раз подтверждают, что многие сёла и деревни в окрестностях Ярополча принадлежали Царскому дому.

Государевы владения

во Владимирской губернии

Не остались без внимания Царского дома и другие города, сёла и храмы Владимирской губернии[2].

Как свидетельство особого внимания Царского дома к городу Гороховец следует рассматривать строительство по указу Государя Михаила Фёдоровича Свято-Троицкого Никольского монастыря: «учинен» в начале XVII века монастырь «по государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всея Руси грамоте» [61, с. 88] (рис. 17).

 

Рис. 17. Свято-Троицкий Никольский монастырь в Гороховце [70].

Монастырь построен на месте древнего городища. Именно здесь, на Никольской (Пужаловой) горе, стояла в XII начале XIII века пограничная крепость, город Гороховец[3].

После воцарения Михаила Фёдоровича жители Гороховца привлекаются вместе с жителями других городов к защите государства от внутренних и внешних врагов, к водворению порядка и спокойствия. Так грамотою 1614 года они приглашаются к борьбе с оставшимися на Руси бродячими казацкими и литовскими шайками, по грамоте 1618 года они привлекаются к борьбе с поляками и литовцами. В 1632-1633 годах дворяне и дети боярские из Гороховца были на государевой службе под Смоленском с боярином Шеиным [31, с. 416]. Не обошёл вниманием город и сын Царя Михаила Фёдоровича, в 1664 году пришла «Грамота Царя Алексея Михайловича в Гороховец воеводе, об управлении городом и уездом» [71, с. 2].

От 1678 и 1687 годов, сохранилось описание Гороховецкого Благовещенского собора (рис. 18), в нём написано: «соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною,- строение великаго государя царя Алексея Михайловича и Гороховских посадских людей»… В храме была замечательная по древности икона «св. Алексiя Человека Божия и Марiи Египетской, писанныя в 1652 году» [31, с. 418, 420].


Рис. 18. Гороховецкий Благовещенский собор [72].

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля (рис. 19) тоже отмечен Высочайшим вниманием.

Храм этот построен святым Князем Владимиром. После пожара 1096 года Великий князь Владимир Мономах в 1097 году возвёл новый храм. Каменный храм в 1150 году построил Юрий Долгорукий. «В 1635-1636 г. Серапiон Суздальскiй Архiепископ, по повеленiю Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный Поляками, привел в прежнее положенiе; внутренность его украсил лучшим в то время в Россiи, живописным художеством… в соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни коих, разставленные по храму, делали его весьма тесным. Поэтому Суздальскiй митрополит Иларiон (1682-1708 г.), с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацiю собора… Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают вниманiе вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило, и царя Феодора Алексеевича – Евангелiе…».

 

Рис. 19. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля [73].

Крест «Напрестольный золотой, чеканной работы; обнизан довольно крупным жемчугом и украшен камнями; на нижней доске его надпись: «повеленіем Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великія и Малыя и Белыя Россіи Самодержца. построен сей крест золотой в Суздаль и выдан из государских сокровищ, по скончаніи его Государеве 7185 (1677) г. октября 26 дня, при Стефане архіепископе Суждальском».

Большой деревянный крест, обложенный серебром и позлащенный, употребляемый при крестных ходах и носимый четырьмя діаконами, на носилках, особо для сего сделанных, устроен Митрополитом Иларіоном. При подножіи этого креста вделан небольшой серебряный ковчежец, в коем хранится часть от Креста Господня, пожалованная, как говорит преданіе, Царем Феодором Алексеевичем...



[1] Ныне существующий каменный двухэтажный храм был построен в 1808-1809 годах.

[2] Владимирская губерния - восприемница Великого Владимирского княжества.

[3] В настоящее время город Гороховец является райцентром, однако в те далёкие времена такого территориального деления не было. Ярополч, Гороховец, Стародуб входили в единую систему пограничных крепостей, защищавших Ростово-Суздальское, Великое Владимирское, а в последствии, Великое Московское княжество, со стороны Волжской Булгарии, Казанского ханства. Возможно, судя по военно-стратегическому положению, в Пурехе и на Флорищевой горе, так же были пограничные крепости.

См. далее:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/chast_11/0-87