Кошкин-Вязниковцев В.А.

Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 9.

В 1657 году Царь и Великий князь Алексей Михайлович издаёт указ о строительстве в Вязниковской слободе земляного города. В грамоте, за скрепою дьяка Ивана Матвеева, мы читаем следующее: «От царя и великаго князя Алексiя Михайловича, всея великiя и малыя и белыя россiи самодержца, во Владимiрской уезд, в нашу дворцовую Ярополческую волость старостам и целовальникам и всем крестьянам, по нашему великому государеву указу велено Суботе Чеодаеву, в Вязниковской слободке, на Мининской горе зделать земляной город, а башни каменныя, наших дворцовой Ярополческой волости из села Всегодич и села Осипова и Сарыева и Суздальского уезда из села Лопатнич, да Муромскаго уезду Пурецкiе и Стародубскiя волости крестьян и Гороховца посадскими людьми, а деловцов к тому городскому делу и на башню для каменныя ломки извести и кирпичнаго известнаго жженiя велено иметь из Гороховца с посаду с трех дворов по человеку, да Ярополческой волости из Вязниковской слободки, с крестьян с выти по четыре человека, и села Всегодич и Осипова и Сарыева и села Лопатич и Пурецкiя и Стародубскiя волости со крестьян с выти по три человека и лес всякой готовить теми же людьми, а у тех бы деловцов было у всякаго человека по кирке и по заступу с оковы железными по лопате и по топору, да у четырех человек лошадь была с телегою. К башенному делу кузнецов велено иметь в Ярополческой волости к связному и иному большому железному делу к тем Яраполческим кузнецам в прибавку велено взять кузнецов из Гороховца, и уголье готовить также посошным да для народу посошным людем взять в Вязниковской слободе десять человек из непашенных крестьян и как к вам сiя наша грамота придет и Субота Чеодаев в Вязниковскую слободу придет и выб ево слушали и деловцов и нарядчик кузнецов к городскому делу давали по сему нашему указу и по наказу без мотчанiя, а где или ково послать для нашего дела ему и вотчинам давать подводы крестьянскiе»[1] [60, с. 3].

Это время второго рождения города Ярополча. Укрепления бывшего Ярополча можно поставить в ряд с такими государственными стройками, как «Новый город» Кирилло-Белозерской обители, грандиозными стенами и башннями Спасо-Евфимиевского монастыря. Хорошо ли выполняли свои сторожевые функции укрепления, окружившие Ярополчью гору, или нет - сейчас сказать трудно. Во всяком случае, в округе древнего Ярополча и Гороховца располагалась не одна тысяча десятин Царских угодий и хозяйственному монарху было что охранять [61, с. 16-18].

Значительным событием в жизни Ярополча было посещение города Царём Фёдором Алексеевичем. «В один из погожих декабрьских дней 1677 года с городской сторожевой вышки Ярополча заметили ползущий змейкой Царский обоз; снежный хвост тянулся за возками. Государев поезд подъезжал к Ярополчу, воздух сотрясался от колокольного звона, стрельцы скакали, взбивая снежную пыль и разгоняя скучившуюся толпу, которая, сняв шапки, валилась на колени в мягкий, пушистый снег. Царь благосклонно сделал остановку в заснеженной слободе[2], уютно прильнувшей к скатам горы, под защитой городских пушек. Государь Фёдор Алексеевич оценил верноподданнические чувства жителей Ярополча и его слободы - Вязников и для укрепления их пожертвовал крест с алмазом и Евангелие» [61, с. 20-21].

«Это евангелiе в четвертую долю листа… Дски евангелiя обложены малиновым бархатом, а поверх него серебряные наугольники с изображенiем четырёх евангелистов; в середине, тоже на серебряной несколько овальной дске, распятие Христа Спасителя. По листам этого евангелiя сделана собственноручная царская надпись: «Государь царь i великiй князь Феодор Алексеевич всея великiия и малыя и белыя россiи самодержец городу Ярополча церковь живоначальные Троицы (рис. 13) и собор Архистратига… Михаила пожаловал сiю – Луки: «книгу евангелiе»- Iоанна: во 186 году декабрiа в 6 день как его великого Государя царя i великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя росиi самодержца пришествие было в Вязники при попе Петре Васильеве сыне да при попе Козме Iванове сыне».

 

Рис. 13. Храм в честь Троицы Живоначальной [62].

 

Нижняя доска этого евангелiя украшена по углам и в средине серебряными виньетками» [60, с. 5; 31, с. 306].

В Введенский храм Вязниковской слободы (рис. 14)

 

Рис. 14. Введенский монастырь[3], храм в честь Введения Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Предтечи. Фото начала ХХ века [63].

 

Царь Фёдор Алексеевич приложил книги: «трiодь цветная, октоих, пролог[4] (на целый год); на них по листам подписи: «сiю книгу пожаловал Государь царь – Феодор Алексеевич… в гор. Ярополч в Вязниковскiй девичiй монастырь при игуменiи Феодосiи с сестрами лета 7180» [31, с. 304; 32, с. 3].

Государь Фёдор Алексеевич приезжал в Вязниковскую слободу неоднократно. В 1681 году по указу Царя Фёдора Алексеевича приказано было выдать из таможенных и кабацких сборов на постройку каменного храма в Введенском монастыре 70 руб. 12 алтын. Но когда кончилась эта постройка, сведений не сохранилось. В делах Патриаршего казённого приказа сохранилась отметка, по которой в 1703 году выдан антиминс в новопостроенный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Предтечи[5]. На содержание монастыря получалось Государевой денежной руги по 300 руб. 25 алтын и 2 деньги в год. Хлебной руги при Царе Алексее Михайловиче выдавалось по 530 четвертей ржи и овса в год и 186 пудов соли [31, с. 301-304].

В монастыре Успения Пресвятой Богородицы во Фролищевых горах (рис. 15) хранятся несколько грамот от Царского дома.

 

Рис. 15. Монастырь во Фролищевых горах. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы [64].

 

Грамота «от царя и великаго князя Феодора Алексеевича всеа великiя и малыя и белыя Россiи Самодержца»... в которой они «указали давать нашего Великаго Государя жалованья для церковных служеб и монастырскiе скудости: по три пуда воска, по пуду ладона белаго, по три ведра вина церковнаго да для заупокойных литей по наших Государских родителях по петнадцати пуд меду сырцу на год исприказу болшаго дворца… Писана на Москве Лета 7185 в 18 день генваря.» (1677 г.) [65]. Царь Фёдор Алексеевич даёт средства монастырю на поминание предков своего рода. В 1680 году Государь Фёдор Алексеевич пожаловал монастырю значительные земельные угодия пашенных и непашенных земель с сенокосами в Ярополческом и Гороховецком уездах: «Божиею милостiю мы великiй Государь Царь и Великiй князь Феодор Алексеевич всеа великия i малыя i белыя Росiи Самодержец. Для милости всемогущаго в Троице славимого всех питателя Бога: Пожаловали Гороховского уезду монастыря оуспенiя Пречистыя Богородицы Флорищевы горы строителя Иларiона збратьею, и кто по них иные строители или игумны и братия будут, велели им дать сию нашу великого Государя жалованную грамоту на землю пашенную и непашенную и на сенные покосы и на рыбные ловли и на всякiе оугодья около того монастыря по урочищам…».



[1] Следует отметить, что в те годы уже существовало чёткое межевание между владениями [83, с. 3-4]. Даже Царь не мог взять «деловцов» из владений другого боярина, Князя, помещика. Следовательно, все названные населённые пункты принадлежали Царскому дому. По всей видимости, эти владения принадлежали предкам Романовых, а после избрания на Российский престол, Царь Михаил Фёдорович вернул свои исконные земли, которые простирались в Суздальской, Стародубской, Пурецкой, Гороховецкой, Муромской и Ярополческой волостях с центром в Вязниковской слободе.

[2] Опять обратим внимание, Государь Фёдор Алексеевич делает остановку на ночлег не в городе Ярополче, а в Вязниковской слободе.

[3] Ныне Введенский мужской монастырь.

[4] Про́лог (греч. πρόλογος) - славяно-русский церковно-учительный сборник, иначе именуемый Синаксарь или Синакса́рий. Свод сокращённых житий святых, а также поучительных слов Василия Великого, Иоанна Златоуста и проч., в котором они расположены по дням года. Название Про́лог произошло от того, что переводчики этой книги на славянский язык восприняли соответствующий подзаголовок как название всего сборника [см. Википедия, ru.wikipedia.org.].

[5] Храм этот существовал при Государе Алексее Михайловиче, видимо деревянный. Государь Фёдор Алексеевич построил каменный храм.

См. далее:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/chast_10/0-86