Кошкин-Вязниковцев В.А.

Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 4.

Неслучайно, именно Казанская икона Божией Матери, икона-освободительница, символ покорения Казанского хана и Орды, символ освобождения Руси от польских захватчиков, стала семейной у Царского дома Романовых (рис. 1).

 

Рис. 1. Семейная икона Царского дома Романовых.

Казанская икона Божией Матери с избранными святыми[1] [16].

На Казанской иконе-двухряднице образ Богородицы занимает самое важное место. Предстоят ей в молении святитель Московский Пётр, всея России чудотворец (21 декабря, ст. стиль) и преподобный Сергий, игумен Радонежский (5 июля, ст. стиль). Ниже - святые, тезоименитые членам Царской семьи. Заступничество Богородицы за русскую землю и предстательство за Царский род - главное содержание иконы.

В нижнем ряду святых первым стоит воин-мученик Феодор Пергийский. Панихиды[2] по Фёдору совершались в день святого Феодора 21 апреля (по ст. стилю). Об этом упоминают Царские «Выходы» и Кормовая книга Новоспасского монастыря [17, с. 265]. В Царском доме было два именитых Фёдора, первым был боярин Фёдор Андреевич Кошка, вторым - Патриарх Московский и всея России Филарет. Сохранились документы о традициях Царского дома, свидетельством которых является: «Описание царских пресветлых прародителей, в которые лета и месяцы и числа бысть преселенiе их от здешняго благородного житiя оному небесному царствiю, по их же повеленiю благородныя их телеса положены суть в царском их зданiи, во обители всемилостиваго спаса на новом; по созданiи его на сем месте 1462 года и в те месяцы и числа памяти о них творятся» далее, на восьми листах следует список Царских родственников[3], по которым памяти творятся [18, с. 126-134]. В Кормовой книге Московского Ставропигиального Новоспасского монастыря, на 11 странице имеется запись: «Месяца октября в первый день по великом государе святейшем Филарете Никитиче, Божiею милостiю патрiархе московском и всея Русiи, архимариту служити собором и на братiю корм давати большой», строчкой ниже «В Успенском соборе» [19, с. 3]. Действительно, хорошо известна дата кончины Патриарха Филарета - 1 октября 1633 года и место упокоения - храм в честь Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля. Обращает на себя внимание вторая запись, сделанная на обороте 77 листа: «Тогож месяца (апреля) в 21 день по великом государе святейшем Филарете Никитиче Божiею милостию патриархе Московском и всея Руссии архимандриту служити собором и на братию корм давати большой» [19, с. 18]. При этом не указано место поминовения[4], а так же повод[5]. И уж точно, для поминовения Патриарха Филарета не было необходимости делать «Царские выходы» из Кремля, ведь он захоронен в Успенском соборе Московского Кремля. По мнению автора, для этой записи была другая причина, которую Царский дом не афишировал[6].

«Второй в ряду - Алексей человек Божий (17 марта, ст. стиль), «Ангел» Царя Алексея Михайловича. В день своих именин, 17 марта, Царь посещал обычно Московский Алексеевский (во имя Алексея, человека Божия) монастырь. Царь делал вклады икон своего святого во многие храмы и монастыри России, в том числе, в Московские Алексеевский и Новоспасский, а также в любимый им Саввино-Сторожевский.

Рядом с Алексеем человеком Божиим стоит преподобномученица Евдокия (1 марта, ст. стиль). Её фигура располагается под изображением Казанской Богородицы, прямо над святой приходится осеняющая всех, благословляющая десница Младенца Христа. Важное место этой преподобной в ряду делает вероятным предположение, что икона-двухрядница была написана в связи с рождением 1 марта 1650 года первой Царской дочери Евдокии. Преподобномученица Евдокия являлась и небесной покровительницей матери Царя Алексея Михайловича, Царицы Евдокии Лукьяновны.

За преподобной Евдокией следует мученица Ирина (5 мая, ст. стиль), святая Царевны Ирины Михайловны. Старшая сестра Царя Алексея Михайловича, Ирина, после неудачного сватовства Датского королевича Вольдемара оставалась незамужней и была восприемницей при крещении детей брата Алексея.

За мученицей Ириной следует преподобная Ксения (24 января, ст. стиль) - святая бабки Царя Алексея Михайловича, Ксении Ивановны Шестовой, в инокинях Марфы. Великую старицу Марфу, погребённую в Новоспасском монастыре, поминали 24 января, в день преподобной Ксении.

Замыкает ряд святых преподобная Мария Египетская (1 апреля, ст. стиль) небесная покровительница жены Царя Алексея Михайловича, Царицы Марии Ильиничны» [17, с. 265].

Следует сказать, что почитание образа всё более соединялось для Царя Михаила Фёдоровича и его семьи с восприятием Казанской иконы как символа покровительства Богоматери не только Российскому государству, но и, особо, новой Царской династии. Это личностное отношение, крепнущую веру и почитание образа можно считать главными источниками создания всё новых и новых храмов сначала в Москве, а затем и по всей России.

Строительство каменного Казанского собора в самом центре Российской столицы, на Красной Площади, стало венцом почитания Казанской иконы Божией Матери. Видимо, будущий собор символизировал моление к Пресвятой Богородице об искуплении грехов и одновременно напоминал о победе 1612 года. С 1636 года Московская святыня обрела здесь своё постоянное место (рис. 2).

Храм-памятник в честь Казанской иконы Божией Матери построен на средства первого Царя династии Романовых, Михаила Фёдоровича: «Созда же церковь прекрасну во имя пречистые Богородицы, честнаго Ее чюдотворного образа Казанские… все же сия назда благочестия хранитель и царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии в пятое десятерице второго ста осмые тысящи лет…» [21].

 

Рис. 2. Казанский собор на Красной Площади [20].

 

Собор «во имя образа Пресвятой Богородицы иже в Казани» был освящён 16 октября 1636 года в самой торжественной обстановке, в присутствии Государя Михаила Фёдоровича Романова, Патриарха Иоасафа и Князя Дмитрия Пожарского. С момента освящения собора, Государь Михаил Фёдорович установил совершать крестные ходы из Кремлевского Успенского собора до храма в честь Казанской иконы Божией Матери: «Един ход июля в 8-й день, в тот бо день чудотворная Ея икона явися во граде Казани», - и 22 октября, когда «Пречистыя Богородицы молитвами и помощию взяли у Литвы русские люди град-Китай; того ради уложен ход со Кресты к Пречистой Казанской». «В воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Богоматери ради Казанской иконы Ее» [21].

В торжественных крестных ходах принимали участие сам Государь вместе с Патриархом и многочисленное Московское духовенство. Со времени постройки храм стал одним из важнейших в Москве, его настоятель занимал высокое место в Московском духовенстве. Это был один из первых соборов, воздвигнутых на Руси Государями династии Романовых[7].

В Казанский собор на Красной Площади Царь Михаил Фёдорович вложил икону Спасителя с припадающими святыми Михаилом Малеиным (12 июля, ст. стиль) и Феодором Пергийским (21 апреля, ст. стиль).

Государь делал приклады икон со святыми Ангелами-хранителями своих близких родственников во многие храмы. Небольшая икона Богородицы с Младенцем (рис. 3) на престоле первой половины XVII века с припадающими святыми мучеником Феодором Пергийским, преподобным Михаилом Малеиным, Алексеем человеком Божиим (17 марта, ст. стиль) и преподобной Евдокией (1 марта, ст. стиль) находилась в Архангельском соборе Московского Кремля[8] (ныне в Оружейной палате) [17, с. 265].

«Икона, по-видимому, была написана в 1630-е годы и отображает высокий статус Алексея Михайловича как наследника престола. В композиции иконы воплощена своеобразная иерархия соименных святых Царской семьи. Перед нами явно выраженная идея преемственности династии - её прошлое, настоящее и будущее» [22, с. 66-67].


Рис. 3. Икона Богородицы с Младенцем в Архангельском соборе Московского Кремля [22 с. 69].



[1] Икона находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

[2] Панихи́да (от греч. παννυχίς, паннихи́с — «всенощная»; параста́с) - исторически принятое в русском Православии название заупокойного чинопоследования; может быть как частным богослужением (требой), так и общественным. Представляет собой заупокойную утреню с литией. Может совершаться в доме умершего, в храме и на могиле: в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, а также годовщину его смерти, в день рождения и именин [см. Википедия, ru.wikipedia.org].

[3] Всего с 1497 по 1669 годы 70 усопших. Патриарха Филарета среди них нет.

[4] Если место поминовения не определено, то панихида должна совершаться в Новоспасском монастыре, что не совсем корректно. Так обычно поступают, когда поминают человека, место упокоения которого далеко от места проживания родственников.

[5] В этом документе указывается, по какому поводу панихида: дата кончины (приведена в общем списке), тезоименитство и т.д. Правда, заказывать панихиды в день рождения (день рождения Патриарха Филарета неизвестен) и именины (именин Фёдора в каждом месяце не менее трёх) не противоречит Православным традициям.

[6] В этом документе есть ещё одна запись «На второй неделе по Пасце во вторник быти корму … по Феодоре по Андреевиче и по его жене Феодосiи а служити по них архимандриту собором» [19, с. 14]. Если супруга Фёдора Кошки приняла схиму с именем Феодосии, то речь идёт именно о боярине Фёдоре Андреевиче Кошке. Пасха в 1408 году была 15 апреля, соответственно вторник второй недели – 24 апреля. По мнению автора, с высокой вероятностью можно предположить, что Панихиды в день святого Феодора 21 апреля совершались именно по боярину Фёдору Андреевичу Кошке, дату кончины которого Царский дом не афишировал.

[7] Деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери был построен Князем Дмитрием Пожарским в 1620 году. После пожара 1626 года Государь Михаил Фёдорович на свои средства возвёл каменный собор.

[8] История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV веку: в 1333 году первый Великий Московский князь Иван Калита заложил каменный храм во имя святого Архангела Михаила, издревне почитаемого на Руси, как покровителя воинов и Князей в их ратных подвигах. С момента своего основания, вплоть до XVIII столетия собор служил местом упокоения Московских Князей и Царей династии Рюриковичей и Романовых [см. www.kreml.ru].

См. далее:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/chast_5/0-81