Кошкин-Вязниковцев В.А.

Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского Императорского дома. Часть 5.

Очередным свидетельством почитания образа является «царское богомолие, новодевичь монастырь Алексея, человека Божия» устроенный в городе Арзамасе (рис. 4), главный храм которого был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, а один из двух приделов - во имя Алексия, человека Божия (17 марта, ст. стиль).

 

Рис. 4. Арзамасский Новодевичий монастырь во имя Алексия, человека Божия, литография 1863 года [23].

Царём же была пожертвована сюда храмовая Казанская икона Божией Матери. Это «богомолие» связано с новой польской войной и ярко показывает особое место Казанского образа, коему посвящён соборный монастырский храм [21].

На следующий год после восшествия на престол Царя Алексея Михайловича, в канун памяти просветителей Казанской земли святителей Гурия и Варсонофия, 3 октября 1647 года, был освящён в их честь южный придел Казанского собора на Красной Площади в Москве.

Почитание образа Царём было столь велико, что он решил посвятить ему строящийся в любимом загородном Дворцовом селе Коломенском, домовой храм (рис. 5).

 

Рис. 5. Казанский собор в загородном Дворцовом

селе Коломенском [24].

Коломенский собор в честь Казанской иконы Божией матери был освящён в ноябре 1649 года. С этого же года праздники во имя иконы из местных - Московских и Казанских - стали общероссийскими. Поводом к этому послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, Царевича Дмитрия Алексеевича. Обрадованный этим событием и приписавший его милости чудотворной Казанской иконы, Государь Алексей Михайлович установил праздник образа по всей России. И так, Казанская икона Богородицы стала всероссийской святыней.

Был издан Царский указ, известный из окружной Царской грамоты от 29 сентября 1649 года. В нём напоминается, как в 1612 году «октября в 22 день, милостью Божиею и молитвами и заступлением Пречистые Владычицы нашея Богородицы явления чудотворныя иконы Казанския, на память святаго Аверкия епискупа Еропольского чудотворца, Московское государство от Литовских людей очистилось, и сего ради Божия милосердия установили праздновати Пречистой Богородице, явлению чудотворныя иконы Казанския, в царствующем граде Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче всеа Русии», - и сообщается, что «в прошлом во 7157 (1648) году октября в 22 день, на праздник Пречистыя Богородицы, явления чудотворная иконы Казанския, во время всенощного пения Бог даровал, родился нам сын, Государь Царевич Князь Дмитрий Алексеевич: и мы указали ныне в тот день, октября в 22 день, праздновать Пречистой Богородицы явлению чюдотворныя иконы Казанския во всех городах, по вся годы» [21].

Именно с этих пор установилось широкое почитание Казанского образа во всей России и он занял особое место в ряду почитаемых русским народом чудотворных икон Богоматери.

По повелению Царя Петра I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону Божией Матери. Благочестивое предание гласит, что святитель Митрофан епископ Воронежский (7 августа, ст. стиль) сказал Государю Петру Первому: «Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты… воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». Пророческие слова Воронежского святителя были восприняты Петром Великим как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством [21].

С появлением в новой столице в самом начале XVIII столетия чудотворного списка Казанской иконы Богородицы, получившего название «Северная Казанская икона Божией Матери» (рис. 6), Казанская икона стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. С XVIII века Северная Казанская икона рассматривалась как защитница новой столицы России - Петербурга.

 

Рис. 6. Северная Казанская икона Божией Матери [25].

Петербургская святыня, Северная Казанская, является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей Царицы Прасковьи Фёдоровны, вдовы Царя Иоанна Алексеевича, старшего брата и соправителя Государя Петра I в 1682-1696 годах. Царица была широко известна своим старомосковским благочестием. В Петербург Царица приехала с дочерьми осенью 1708 года и привезла с собой увеличенный список чудотворной Казанской иконы, выполненный на кипарисовой доске. Приехав в Петербург, она поселилась на Городовом острове, где тогда находился административный и деловой центр столицы. А неподалеку от её местожительства «на берегу Невы реки… имела быть… небольшая светличка», та самая деревянная часовня, в которой впервые и разместили в Санкт-Петербурге привезённую ею Казанскую икону [21].

В 1710 году, по повелению Царя Петра I на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже - деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1733 году Императрица Анна Иоанновна издала официальный указ о возведении каменного храма. Его прототипом послужил Петропавловский собор, который строился по проекту М.Г. Земцова. Многоярусная колокольня очень украшала Невский проспект и притягивала взгляды прохожих. В 1737 году состоялось торжественное освящение храма и сюда, по указу Императрицы Анны Иоановны была перенесена Казанская икона Божией Матери. Когда на трон вступила Императрица Елизавета Петровна, Казанский собор официально получил статус главного храма в Северной столице. «Императрица Екатерина II подарила иконе Казанской Богородицы новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной» [26].

К концу XVIII века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. На объявленном конкурсе был одобрен проект Андрея Никифоровича Воронихина (рис. 7). В присутствии Императора Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награждён Императорским орденом святой Анны второй степени и пожизненной пенсией [27].

 

Рис. 7. Казанский собор на Невском проспекте [28]. 

«В течение многих лет жители столицы Российской империи обращались с молитвами к Божией Матери через эту святую икону. Было множество чудотворений и исцелений от этого дивного образа. Члены правящей династии, Императоры и Великие князья всегда посещали храмы, где в разное время хранилась икона, молились и сочетались браком перед Казанской иконой» [21].

Перед Полтавской битвой Царь Пётр Великий[1] со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери[2]. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие.

Перед Казанской иконой молятся, как перед Заступницей и Покровительницей государства Российского и русского воинства в тяжёлые военные годы, связанные с особой опасностью для Отечества. Накануне решающих боёв перед ней молились русские Цари, полководцы и всё войско, испрашивая помощи и победы в ратном деле спасения России. Казанский собор и Казанский образ Пресвятой Богородицы стали не только символами побед, но и Духовными символами новой правящей династии.


Царская Дворцовая Ярополческая волость 

Мало кому известно, что Государь Алексей Михайлович, кроме Казанского собора в Царском Дворцовом селе Коломенском (Государева загородная резиденция), построил ещё один каменный Казанский собор. Но возвёл он его не в столице, а в небольшой Вязниковской слободе Владимирской губернии (рис. 8).

 

Рис. 8. Казанский собор в городе Вязники [29].

Время постройки собора определяется следующим документом. В писцовых книгах стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «в Вязниковской слободе начата Соборная церковь строением во 178 (1670) года июля во 25 день, а совершена во 182 (1674) году в августе месяце. На построение пошло Великого Государя (Алексея Михайловича) дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковной казны 264 рубля и 75к. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473р. и 36 коп. А всего та церковь встала, опричь железа, за 1672 руб. 3 алтына и 4 деньги, да от написания деисусов и праздников (иконостаса) отдано приходских 100 руб.»[3] [30, с. 2]. С момента постройки храм стал соборным.

К 1700 году прохудились своды соборных глав, была подана челобитная Царю Петру Алексеевичу: «били челом протопоп Лев с братиею: в прошлых де годах, от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо (своды) все изорвало и связи переломилоПо этому поводу в 1700 году Петром-I был послан каменных дел подмастерье, который и сделал смету на переделку; а когда именно переделка производилась – неизвестно» [30, с. 2]. Но однозначно можно сказать, что производилась она по указу и на средства Государя Петра Алексеевича.



[1] Государь, Царь и Великий князь Пётр Алексеевич всея Великие и Малые и Белые России Самодержец, 20 октября 1721 года в ознаменование побед в Северной войне от имени всего русского народа по решению Сената и Синода ему преподнесли титул Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского [15, с. 313].

[2] Казанская икона Божией Матери из села Каплуновки.

[3] Цены при Царе Алексее Михайловиче: рыба (семга) - 2,5 коп./кг, масло - 3,5 коп./кг, курица - 1-2 коп./шт., чай - 60 коп./кг, рожь - 0,3 - 0,4 коп./кг, пиво - 6 коп./литр, 15 яиц - 1 коп, шуба (из бараньей овчины) - 30-40 коп./шт., овца-12-18 коп./шт. Стоимость железа примерно 1руб./пуд [см. www.clubs.ya.ru].

См. далее:

http://tsiplev.ucoz.ru/index/chast_6/0-82