Вязники. 25 сентября 1934 года. Серафима Дмитриевна Целоватова (стоит справа) с однокурсниками Вязниковского Текстильно-Механического техникума (Льнотехникум - ВЛТ, Механико-Технологический - ВМТТ, позднее).
Фотосалон Козина. Второй вид этой же ткацкой группы - иной вариант расстановки участников съемки, - см. предыдущие фото из салона Козина здесь.
В электронный архив прислал Константин Целоватов (Москва).
О фотографии Козиных:
КОЗИНЫ
«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»(И.В.Гёте «Фауст».)
Если в вашей семье есть старые дореволюционные фотографии, то возьмите их и посмотрите — нет ли среди них тех, которые имеют фирменный штамп «Фотография К.М.Козина».
Эта фотография и была первой стационарной (постоянно действующей) фотографией в Вязниках. Владимир Рэмович Цыплев сказал мне, что до появления в Вязниках фотографа Козина были только заезжие фотографы, особенно в дни летней ярмарки, в Казанскую. На одной из таких ярмарок, видимо, и побывал молодой Кирилл. Жил он тогда в селе Кожино, что расположено было на реке Курже, в Гороховецком уезде. Долго наблюдал Кирилл Михайлович за колдовством приезжего фотографа, даже однажды нанялся к нему в ученики. Но ярмарка заканчивалась, и фотограф отбывал в Нижний. Однажды он взял с собой и Кирилла. Там он постиг первые уроки павильонного фотографа—Нижний в то время был уже столицей фотографии.
Там ему посчастливилось познакомиться с молодым нижегородским фотографом Максимом Петровичем Дмитриевым, который хотя и был на десять лет моложе Кирилла, но уже работал самостоятельно и достиг славы. Вернувшись в Вязники, Кирилл Михайлович покупает дом (он сейчас сохранился на улице Красное шоссе под номером 2). Одну половину дома отводит под фотографию. Появляется вывеска «Фотография К.М.Козина». Теперь уже не нужно вязниковцам ждать ярмарочного сезона. У них появился свой собственный фотограф. Разрастается и семья Кирилла Михайловича, появляется и другая павильонная фотография на Шоссейной улице. Старшие сыновья становятся его помощниками. Особое усердие в этом деле проявляет Иван, который часто заменяет отца. Затем каждый член семьи (а у Кирилла Михайловича было четырнадцать детей) чем-то помогает отцу. Одни занимаются ретушью, другие увеличивают карточки, третьи оформляют заказы. Дело растет и крепнет. Иван имеет уже свою собственную фотографию, но за отцом ему не угнаться. Отец уже признанный фотограф — у него три наградные медали, одна из которых «Медаль Ньепса», которой удостаиваются настоящие профессионалы. Постепенно дети Кирилла Михайловича полу¬чают образование и выходят на самостоятельный путь. Дочь Софья становится начальником железнодорожной станции в Доскино, другие дочери становятся учителями. А сыновья? Особенно запомнились вязниковцам двое из них: Федор Кириллович и Николай Кириллович. Федор Кириллович Козин был и артист, и режиссер, и хороший художник. Многие вязниковцы учились у него в школе рисованию. Он всегда в центре вязниковской художественной жизни. Среди его друзей-единомышленников и А.В.Дунайский, и С.Н.Павлов-Русинов, и Михаил Булатов. После революции сын Кирилла Михайловича, Николай Кириллович, открывает в период НЭПа свою фотографию. Хороший рисовальщик, Николай Кириллович становится потом профессиональным педагогом — преподает математику в школе № 10. В период своего расцвета как фотограф Николай Кириллович едет в Нижний Новгород и там знакомится с фотографом Дмитриевым. На память о встрече он привозит на родину несколько фотографий, сделанных знаменитым мастером. Отец внимательно следит за творческим ростом своих сыновей. Радуется их успеху, переживает временные неудачи. Трижды пришлось волноваться ему за судьбу своего детища. Сначала государство национализировало его фотографию, затем и фотографию сына Ивана. Последним «сдался» Николай... Тысячи негативов осталось после него. Это ценнейший архив нашей вязниковской жизни... Но он никому не нужен. Вязниковский музей в тридцатые годы отказывается принять все это на хранение. И после смерти Кирилла Михайловича негативы тщательно упаковываются и закапываются в землю «до лучших времен». Об этом мне поведала внучка Кирилла Михайловича, Галина Борисовна Зиновьева. Печальный конец, жизненная трагедия... Правда, эта женщина приложила много усилий, чтобы хоть как-то сохранить козинские фотографии. И этот «бесценный дар» она передает в мою коллекцию. Я становлюсь счастливым обладателем «брошенной вязниковской истории». Потеряны теперь могилы Козиных. А в памяти вязниковцев, тех, кто является старожилом города, сохраняются фотографии, на которых золотом выдавлено теснение «Фотография Козиных. Негативы сохраняются». Так пусть память о Козиных сохранится навсегда в сердцах истинных вязниковцев!
Д. ОБИДИН
http://www.viazniki-city.ru/publ/koziny/2-1-0-62