Главная » Файлы » Общая история » Советский период

Журнал "Советский Союз" о Вязниках
26.07.2013, 17:59

Сайт "БЫЛОЕ" некоторое время назад разместил информацию 1987 года об интересной публикации в журнале "Советский Союз" о Вязниках.
http://tsiplev.ucoz.ru/news/vjazniki_v_zhurnale_sovetskij_sojuz/2013-04-18-125
Долгое время не удавалось найти саму эту публикацию. На днях пришла посылка из Москвы от Константина Целоватова, который отыскал в Ленинке мартовский номер этого журнала за тот самый 1987 год...


КАК ЖИВЕШЬ, МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД?

На вопрос, вынесенный в заголовок, можно услышать самые разные ответы. Хорошо!.. Плохо... Как сказать...

Ну а все-таки? Попробуем разобраться.

Статистика говорит, что в Российской Федерации каждый пятый горожанин живет в маленьком городе. Недавно среди жителей ряда малых городов исследователи провели опрос по стоящим перед ними проблемам. Он показал, что люди сравнивают свой уровень жизни не со своим же вчерашним, а с уровнем, достигнутым в крупных городах, - и сравнение это нередко не в пользу маленького города.


Большой город искушает не более высокими заработками — их отмечали лишь около трети опрошенных. Около половины из них он прельщает возможностью получить более интересную работу. Но главное, в чем выигрывает большой город, - это лучшее снабжение товарами; более высокий уровень бытовых услуг и благоустройства; возможность быстрее улучшить жилищные условия; более интересный досуг. Такая шкала оценок характерна прежде всего для молодежи, но и люди старших возрастов не намного иначе оценивают ситуацию.

Конечно, есть и преимущества у малого города перед большим — к ним можно отнести близость к природе, чистый воздух, тишину, более спокойный, размеренный ритм жизни... Со стороны она может показаться монотонной, однообразной, но это лишь на беглый, невдумчивый взгляд. Здесь свои проблемы и свои достопримечательности, свои подвижники и свои чудаки, украшающие мир.


Как же маленький город решает свои проблемы? Ответ мы решили искать в типичном старом городке российского Нечерноземья — в Вязниках Владимирской области. А комментировать наши поиски попросили члена исполкома Вязниковского районного Совета народных депутатов Евгения Бученкова.

На двенадцать километров вдоль одной из красивейших рек России — Клязьмы протянулись улицы этого городка, ровесника Москвы. Городка небольшого и тихого, каких на Руси много.

В истории Вязников, как солнце в малой капле вод, отразилась история страны. Этот городок—наследник сторожевого форпоста на восточной границе государства — Ярополча, принявшего на себя в XIII веке удар татаро-монгольского нашествия. Он не раз выгорал дотла и вновь возрождался из пепла. А при Петре I, в начале XVIII века, стал поставщиком парусины для молодого русского флота. Через этот город проходила до революции печально знаменитая дорога кандальников, Владимирка, по которой везли на каторгу в Сибирь Достоевского и Чернышевского...

В Октябрьские дни революции 1917 года пятеро матросов-вязниковцев служили на крейсере «Аврора», подавшем сигнал к вооруженному восстанию в Петрограде.

А в годы второй мировой войны ушли из Вязников и окрестных сел на фронт 27 тысяч человек. 12 тысяч не вернулись...

От Клязьмы, из низин, улицы города взбегают на холмы и, перевалив их, расходятся по недавно еще пригородным деревням, влившимся в его пределы. Исторический центр города в советское время обняли полукольцом новые районы многоэтажек.

В этом городе много света и воздуха. Здесь не кидается в глаза реклама, не сияют ночами витрины. В новых районах ряды домов спокойны, дворы просторны, есть где гулять детям. Уличное движение умеренное, да и весь ритм жизни неспешен.

Но пусть не создастся у читателя впечатление, что город замкнулся на своих проблемах и не видит ничего дальше своих двух телевизионных программ. Люди здесь чувствуют себя причастными всему, что происходит в стране и мире. Немало тут семей, где обсуждают те же новости, что в Москве и Владимире, на том же уровне ведутся споры.

В старой части города бывшие купеческие особняки заняты учреждениями. Под козырьком гостиных рядов вывески нынешних магазинов. На живописных уютных улочках одноэтажные бревенчатые и кирпичные домики с крашеными резными наличниками, со старыми вязами у ворот, с тропинками среди мягкой травы летом, среди чистых сугробов зимой. Эти улочки придают городу собственный облик, ими любуются приезжие, они дороги и самим вязниковцам. Но жить люди все же предпочитают в квартирах с современными удобствами.

Примечание Евгения Бученкова. В небольших городах, как наш, обычно на первом плане проблема жилья. В Вязниках она тоже существует. Однако еще никогда на строительство жилья не выдепялось столько средств, сколько сегодня. К 2000 году каждой семье мы обязаны дать отдельную квартиру, и задачу эту мы решим. Многое уже удалось сделать. В одиннадцатом пятилетии (1981—1985) улучшены жилищные условия более 4 тысячам семей. И, конечно же, город строит не только жилье, но и много социально-бытовых объектов — магазины и кинотеатры, детские сады и школы, телефонную станцию и медицинский центр...

Свою фамилию — Симонова — четырехлетняя Катя уже может прочесть: каждое утро по дороге в детский сад она видит ее на табличке, прибитой к угловому дому. Катя живет на улице, названной именем ее дедушки, писателя Ивана Симонова, в доме, где он жил. Кати еще не было тогда на свете, но о том, что дедушку в городе любили, она знает. Знает наизусть и его стихи.

Если вслед за Катей, шагающей в детский сад, завернуть за угол улицы Симонова, пройти подальше, то выйдешь прямо к красивому деревянному дому с башенками по углам на улице Фатьянова. В этом доме родился поэт Алексей Фатьянов, песни которого знают и поют в Вязниках, поют по всей России. «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят...»

Двадцать пять Героев Советского Союза вышли из этого маленького города. Так что по заслугам называют его городом героев и поэтов. Двадцать четыре заслужили это высшее в стране звание в боях за Родину. Двадцать пятый, летчик-космонавт Валерий Кубасов, трижды побывал в космосе.

На некоторых улицах, носящих имена героев, живут и сегодня их родичи, но редко у кого — прямые потомки: большинство погибли молодыми, не успев обзавестись семьей. Люди с улиц героев-летчиков Шорникова, Хорохонова, Мошина, Мочалова, Антошкина, Киселева, встречая в городе их родственников, раскланиваются с ними с уважением.

Но любит и ценит город и тех, кому обязан он славой сегодняшней. Звание почетного гражданина Вязников венчает лучших. Их десять. Это ветеран революции, бывший ткач Василий Хохлов, герои Великой Отечественной войны Ананий Сабашников и Григорий Репкин, лучшие вязниковские ткачихи Ольга Щукина, Римма Гаврилова, Фаина Коткова и Римма Лбова, ткачиха из Варнсдорфа (Чехословакия) Мария Шимакова и летчики-космонавты СССР Валерий Кубасов и его товарищ по полету Георгий Шонин.

Читатель уже заметил, что шестеро из десяти—ткачи. Одну из них отметим особо: Римма Гаврилова — депутат, член Президиума Верховного Совета СССР.

Примечание Евгения Бученкова. Наш город прежде всего текстильный, основное направление промышленности — льнопереработка. И тут возникает еще одна проблема, как мы ее называем,— женихов. Текстильное производство — женское. Девушки, которых мы приглашаем из разных мест страны, отработав какое-то время, чаще все-таки уезжают в поисках семейного счастья. Задача наша в этом плане — сдержать миграцию, удержать в городе девушек, которые получают у нас текстильные специальности. Мы стараемся сделать все, чтобы оставить жить у нас парней, приезжающих из других мест. Город становится интернациональным: от удэгейцев, башкир, чувашей до украинцев, белорусов — все национальности есть у нас.

Полсотни тысяч человек живет в Вязниках. Капля в море: меньше двух сотых долей про-цента населения страны. Но дела, творящиеся в мире, волнуют вязниковца ничуть не меньше, чем жителя столицы. В тридцать стран расходится продукция промышленности этого города. Сюда приезжают гости из Чехословакии и ГДР, Лаоса и Польши. И сами вязниковцы ездят по свету: за два лишь последних года почти тысяча  человек побывали за границей — во Франции и Польше, в Румынии и Италии, в Финляндии и Испании...

Более 13 тысяч горожан заняты в промышленности. Почти половина этого числа — в Объединении льняных технических тканей, одном из крупнейших в стране производителей брезента. Из него делают робы для шахтеров, непромокаемую одежду для рыбаков, палатки для геологов... Первоклассная парусина по-прежнему используется для нужд морского дела, в том числе на паруса для яхт и других судов. Накануне отъезда из города мы узнали, что Объединение льняных технических тканей получило заказ изготовить специальный брезент на чехлы для орудий реставрируемого в Ленинграде крейсера «Аврора» — того, на котором в дни Октября 1917 года служили пятеро матросов-вязниковцев.

Примечание Евгения Бученкова. Есть проблемы у города и применительно к затронутой теме. Во-первых, текстильное производство наше требует технического переоснащения. Этим вопросом занимаются специалисты, н, думаю, в конце нынешней, 12-й пятилетки — начале следующей мы сделаем рывок и в качестве продукции, и в росте производительности в полтора-два раза. Во-вторых, мы считаем, что изготовление техническнх тканей надо перевести на синтетику, а естественные волокна должны идти на бытовые нужды людей, на одежду — лен и гигиеничен, и красив. В-третьих, проблема занятости. Речь, конечно, не о безработице, а как раз наоборот — о нехватке рабочих рук. 500—600 работников в год нам постоянно не хватает. Над решением этих задач мы работаем.

В этом городе много клубов — судомоделистов и мотоциклистов, голубеводов и хоккеистов, литераторов и автолюбителей, любителей театра и филателии... Энтузиасты-преподаватели городской музыкальной школы, например, превратили ее в музыкальный центр, создав общегородской хор, духовой и баянный оркестры,  ансамбль народных  инструментов. Во Дворце культуры каждое воскресенье  собираются коллекционеры всевозможных направлений. У иного вязниковца собрана лучшая библиотека, чем у книголюба-москвича, другой не пропускает ни одного спектакля заезжих театров — из Владимира и Тамбова, из Москвы и Усти-на-Лабе (Чехословакия).

Итак, как же он живет, маленький город? Хорошо? Плохо? Как сказать... Все же скорее хорошо, чем плохо, — есть у исследователей такая оценка.

В. КУПИСКО.

На снимках:

В Вязниках любят море. Эта любовь уходит корнями в XVIII век, когда молодой российский флот оснащался парусами, изготовленными руками вязниковцев. И сегодня из вязниковских тканей шьют паруса для учебных и спортивных судов. А любители строят модели парусников.

Ольге Щукиной, ткачихе, Герою Социалистического Труда, жители Вязников присвоили звание почетного гражданина. Это звание носят еще девять человек, в их числе еще три вязниковские ткачихи дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Валерий Кубасов.

Краевед Лев Аносов изучает прошлое Вязников и района. В библиотеке городского музея он обнаружил ценные для него исторические сведения.

Слева — слесарь завода автотракторной осветительной арматуры Александр Крайнов.

Сергей Долков работает на заводе автотракторной осветительной арматуры, а Людмила, его жена, учится на четвертом курсе механико-технологического техникума. Своей специальностью они довольны и из Вязников уезжать не собираются. Снимок сделан в день их свадьбы.

Фото В. ЛАГРАНЖА.

Этот материал опубликован в журнале «Советский Союз», который был основан Горьким. Журнал поначалу, до 1950 года, назывался «СССР на стройке». Издавался с 1930 по 1991 год на русском, английском, арабском, бенгальском, венгерском, вьетнамском, испанском, итальянском, китайском, корейском, монгольском, немецком, румынском, сербско-хорватском, урду, финском, французском, хинди, японском, языках. Журнал распространялся по всему миру тиражом более одного миллиона экземпляров.

Категория: Советский период | Добавил: Рэмович | Теги: Л.И. Аносов, Вязники, Архив Цыплева, А.И. Фатьянов, В.Н. Кубасов, К.Ю. Целоватов, ссср, О.К. Щукина
Просмотров: 987 | Загрузок: 0