Вязники в СМИ
|
|
Рэмович | Дата: Воскресенье, 13.10.2013, 22:07 | Сообщение # 1 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| Очерк 1926 года иллюстрирован на сайте "БЫЛОЕ".
Утром на вязниковской станции останавливается почтовый.
На платформе извозчики. - Трешницу, гражданин, товарищ, коль один поедешь, а с двоих пятерку.Срядились.Сперва по глинистому проселку, затем по разбитому шоссе. Скучно тащит кляч задрипанную извощичью повозку.Навстречу обозы. Везут товар с льняных фабрик. - Справны у треста кони, - с завистью замечает извозчик, - а не то застрял бы товар- от на шаше. (?) Дорога вишь какая!За деревней Свистюхино нас обогнал экипаж. На поскрипывающих подушках кожаного сиденья покачивались две женщины. Простые белые косынки, черные жакетки - типичный наряд вязниковских ткачих.Извозчик проворчал им вслед. - Рысак-от остался от хозяина, Сергея Иваныча*, вот таперь на ем и возят пролетарию… С курортов знать едут.* * * Город в яме. Давят небо гарные верхушки фабричных труб. Прямо с горы – главная улица. По ней извозчики не возят. - За повозки боимся - говорят они. Объезжают кругом по Введенской. * * * Озорным залихватским напевом крикнул свисток с «Парижской Коммуны», баском протрубел "Свободный пролетарий", протяжно откликнулась сирена из Ярцева. Прошли текстильщики на работу. Пусто стало на сонных улицах. Жизнь видна здесь в промежутки между сменами на фабриках, да в базарные дни, когда окрестные деревни хлынут в город. Оживление только у каменного домика в два этажа. Это - вязниковский дворец труда. Об этом свидетельствует вывеска почему-то несколько лет стоящая в углу лестницы. В домике районное отделение союза текстилей. Перед каменным крылечком вереница бричек, повозок. Это приехали предфабкомы, секретари культкомиссий, охрана труда с дальних фабрик: из Лосева, Лукнова, с «Розы», из Ярцева.
Второй дом справа - с 1919 года управление Ростекстиль. В пятом часу и здесь никого не увидишь. Занятия в учреждениях кончились.
* * *
На Благовещенской, на углу, толпа мальчишек. Свистят, улюлюкают. В воздухе мелькают комья лошадиного помета. Ватага сопровождает трех огольцов, несущих огромные плакаты.
Шествие тянется посредине улицы. Огольцы за контромарку на «Галя-Буф» волокут всю эту штуку.
* * *
Выехать обратно на станцию посоветовали на автомобиле. - Ходит тут один, кажись из милиции. Семь гривен с человека берет.В милиции про автомобиль никто ничего не знает. Дежурный отнекивался, - не мое, мол, дело, а потом посоветовал сходить к горсовету. - Их это автомобиля, - там она и стоит.Но и в горсовете пожали плечами. - Автомобиль? Нет, не знаем. Чья-же это «автомобиля», - так и осталось загадкой.После долгих поисков нашлась «добрая душа», посоветовавшая сходить в Попову улицу. Там за вторым фонтаном по левой руке, как портного Коську пройдешь, живет Гудков - шоффер этот самый «автомобили». У него и спроси. Шоффер Гудков сообщил, что верно, на станцию он возит, но поедет-ли сегодня - неизвестно. Нет бензину. Аванс не дают.О том, что автомобиля без бензину стоит, извозчики раньше всех узнали и запрашивают за поездку вдвое. Не хошь, не езди. «Автомобиля» не везет. Аванс шофферу не дали. - За четыре рубли повезу! - буркает извозчик и повозка потащила меня по Введенской на станцию.Л. Ровский. Очерк напечатан в губернской газете «Призыв» 10 декабря 1926 года.Примечания.*- «от хозяина, Сергея Иваныча…» - видимо Сенькова.**- «оркестр под известным управлением Иванова-Рсинова» - С. Русинова
Композитор Сергей Николаевич Павлов-Русинов. Фото Козина. Оцифровка с оригинала - Константин Целоватов. Дополнения сайта «БЫЛОЕ»:
Свистюхино – точнее Свистихино.
«Роза» - фабрика им. Розы Люксембург, бывшая Зюзина.
Автомобиль на улице Поповой в архиве найти не удалось, как и «Коську Гудкова». Вот что пишет об автомобилях в Вязниках краевед 20-х годов Семен Иванович Змеев: «Постоянных автомобилей в прежнее время в городе почти не было. Одно время недолго был автомобиль Ивана Евлампиевича Протасьева, потом у Николая Васильевича Демидова, затем в 1922-1925 годах два грузовика у второго льноправления. Грузовики здесь не привились, дорога до станции плохая, всю ее изломали, мосты тоже, перевозка обходилась не дешевле, чем на лошадях, потому их и продали. В последние (написано в 1929 году – В.Ц.) 2-3 года комтрест пустил автобус для перевозки пассажиров на станцию жел/дороги и обратно.Автор пишет, что по главной улице не ездили. Начиная от нынешней школы №2 по Главной – т.е. Советской и Благовещенской улицам было мощение диким камнем, на тротуарах частично было выложено ровным кирпичом для пешеходов. Извозчики поворачивали в середине горы налево при съезде в город из Толмачева на улицу, которая идет под Введенским монастырем, на ней до сих пор «грунтовое покрытие» (на фото
В хорошую погоду лучшая дорога без тряски и поломок рессор - грунтовая.
Кроме того, лошади оступались на округлых камнях, ломали не только подковы, но и ноги на мощеных дорогах, возницы старались ездить по ним только в непогоду. Владимир Цыплев.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Вторник, 12.11.2013, 17:43 | Сообщение # 2 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
|
Татарский барак.
Стоит он в Вязниках на выгоне, против кладбища.
Когда-то начали его постройкой под цейхгауз для местного гарнизона. Началась война. Кой как кончили стройку. И стал барак не гож ни под жилье, ни под цейхгауз. В бараке держали пленных. Австрияки года дваустраивались в новом жилье, но сырость и холод побороть не могли.
После войны опустел барак. На кладбище глядели темныепровалы окон — стекла рамы домовитые вязниковцы растащили. С крыши драли железо, волокли домой двери, половицы.
В голодные годы в Вязники наехали беженцы с Поволжья.
Толклись в комхозе, получали ордера «на жилплощадь в быв. барак».
Немногие рискнули воспользоваться «любезностью» комхоза. И только татары стали ютиться в бараке. Деться некуда было. Вязниковцы «иногородним» не любят квартиры сдавать. А если иногородний татарин, то лучше и во двор не заходи — собак спустят.
Время шло. Вновь задымились трубы вязниковских фабрик. Потребовались новые рабочие. Стали принимать и татар.
Из Мурома, Коврова, Гороховца из других мест прослышалио том татары и потянулись в Вязпики. — Квартир вам нет, — заявлял татарам Вершинин — зав. в комхозе. — Погибать, говорите? Ничего, не погибнете. Вот вамордер. Идите по Погостской горе к кладбищу. Против него в бараке и селитесь.
С той поры в городе барак на Погостской горе зовут татарским. Обитатели его работают на поденной таскальщиками, подростки на початочной, на шпульной. Второй-третий разряд — вот их заработки.
Семь, восемь раз сменялись фабкомы на вязниковских фабриках. Но ни один из них не подумал о том, как живут рабочие текстильщики — в татарском бараке.
С каждым годом улучшается быт текстильщика. Только в татарском бараке все постарому, как в голодные годы было, хуже чем у пленных, что здесь жили раньше.
Ордер комхоза дал во владение «жилплощадь» в 2этажа. Длинная разбитая казарма. И вот татары строят в ней каморки, чтоб теплей было.
Ветхая палуба, прутья ивы, куски кирпичей — все идетв дело, промазывается глиной. Так в бараке лепятся клетушки одна к другой.
Стены барака черны от копоти. Печи разрушены. Обитатели понаделали самодельных кирпичных кладок.
Дым от них валит во второй этаж. Это у тех, ктоводосточную трубу достал и приспособил его к печке. У других дым стелется в свободное от каморок пространство барака.
Пойдет дождь – в бараке уткам в пору плавать. Сквозь крышу, сквозь пол первого этажа льют потоки воды. Местами потолок грозит обвалом. Подперли его досками – пока держится.
Сгнили доски пола. Зияют провалами. Лестница, что ведет на второй этаж, развалилась. Во многих окнах, вместо стекол, фанера да тряпки. В каморках теснота. Три квадратных аршина на человека приходится, около барака нет ни помойки, ни уборной.
Недавно вспомнили о татарском бараке сами рабочие со«Свободного Пролетария» отрядили в барак свою здравячейку.
Ужаснулись они, когда пришли в барак. – Дети в баракемрут, как мухи. За зиму двух лет родилось 20 младенцев, а в живых от них только один остался. В одной из каморок наткнулись на туберкулезного больного. Лежит в постели более 6 месяцев. Сейчас умирает.
Здравячейка записала в акте, что без товарищеской поддержки обитатели барака не в состоянии улучшить свое существование.
Эта поддержка должна быть оказана. Слово и дело заколхозом и фабкомами.
Л. Р-ский.
Из коллекции старинных публикаций Константина Целоватова (Москва). Газета «Призыв» № 117 от 23 мая 1926 года..Оцифровка Владимира Цыплева.
|
|
| |
Рэмович | Дата: Среда, 20.11.2013, 06:15 | Сообщение # 3 |
Редактор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1325
Статус: Offline
| На борьбу с хулиганством
В целях борьбы с хулиганством на территории Владимировкой губернии, губернский административный отдел разработал проект обязательного постановления, по которому запрещаются:
1) Драки н производимые ради озорства шум, крики,пение и музыка на улицах и в частных домах после 10 часов вечера, если благодаря .этому нарушается спокойствие жителей данной местности.
2) Бросание в местах общественного пользования взрывчатых аппаратов, а также стрельба из огнестрельного оружия и из пугачей в черте населенных мест или в местах скопления людей, не вызываемых целями самообороны.
3) Совершение в публичных местах разного рода бесстыдных действий, как, например, приближение к купающимся другого пола, публичное произношение бранных нецензурных слов.
4) Упорное неисполнение правил, установленных для различного рода увеселительных и общественных мест.
5) Озорные хулиганские поступки, направленные против личности отдельных граждан или приставание к ним в общественных местах.
6) Намеренное, о целью озорства, толкание прохожих или хлестание их прутьями.
7) Хождение по тротуарам толпами и намеренное преграждение пути прохожим.
8) Обрызгивание прохожих водой, грязью или плевками,а также бросание в них снегом.
9) Бросание камней или других предметов в проходящих животных.
10) Неожиданные „пугающие" крики
11) Протягивание веревки поперек дороги, тротуаров и троп.
12) Ложная подача сигнальных знаков, присвоенных лишь определенным должностным лицам, а также ложные вызовы должностных лиц, команд, и учреждений по телефону.
13) Стучание в окна домов или подача ложных звонков в жилые помещения. Бросание на крыши домов камней и других предметов. Срывание афиш и объявлений. Ломание или срывание зеленых насаждений. Надписи на заборах и строениях. Порча или пачкание скамеек в местах общественного пользования. Засорение мусором улиц, тротуаров и отправление на них естественных потребностей.
Виновные в совершении одного из указанных поступков подлежат ответственности в административном порядке: в городах — штрафу до 100 р. или принудительным работам до 1 месяца; в сельских же местностях — штрафу до 10 руб; или принудительным работам до 2-х недель.
Дети до 14-летнего возраста направляются в комиссию несовершеннолетних; от 14 до 16 лет привлекаются к ответственности через Комонес, а старше 16 - в общем порядке. Независимо от этого, родители детей до 16-летиего возраста или лица, их заменяющие, подлежат ответственности в административном порядке, если с их стороны будет обнаружено потворство или оставление детей без надлежащего надзора.
Лица, виновные в повторном, или систематическом совершении одного из перечисленных поступков, а равно в учинении буйства или бесчинств, несмотря на предупреждение органов, охраняющих общественный порядок, а также в совершении действий, содержащих в себе исключительный цинизм или дерзость, подложат ответственности в уголовном порядке и подвергаются лишению свободы на срок до 2-х лет.
Настоящий проект передан на окончательное утверждение президиума губисполкома.
Материал был опубликован во Владимирской газете «Призыв»29.09.1926 года. Из коллекции газетных раритетов Константина Целоватова(Москва).
|
|
| |