Главная » Статьи » СТАРЫЙ ДОБРЫЙ СОЦРЕАЛИЗМ » Авторы СССР

ВЛАДИМИР И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Н. ГОРСКАЯ, Г. ШЛИОНСКИЙ

Владимир и его окрестности

КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Владимирское книжное издательство. 1959 год

Часть 5

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК XVIII  ВЕКА (2-й ДОМ СОВЕТОВ)

(Ул. III Интернационала, 58)

За сквером «Липки» возвышается трехэтажное каменное здание — памятник архитектуры XVIII века — бывшие Присутственные места. Это вытянутое в плане сооружение, фасад которого украшен в центре и по краям портиками пилястр. Своеобразны его интерьеры. Первый этаж перекрыт сводами, которые опираются па стены, достигающие в толщину полутора метров.

Прнсутствепные места были построены в 1782—1785 годах после организации губернии и превращения города в административный центр. В здании сосредоточивался губернский аппарат.

В 1886 году здесь проходил суд над участниками знаменитой Морозовской стачки, вспыхнувшей в Покровском уезде. Эта стачка впервые в истории русского рабочего движения закончилась победой текстильщиков: царское правительство вынуждено было принять «закон о штрафах», ограничивавший произвол фабрикантов.

В настоящее время в этом здании находятся отделы и управления Исполкома Владимирского областного Совета.

АРХИТЕКТУРНЫИ ПАМЯТНИК НАЧАЛА XIX ВЕКА —

ЗДАНИЕ БЫВШЕГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ

(Ул. III Интернационала, 33)

Здание бывшего Дворянского собрания стоит на площади Свободы. Оно построено в классическом стиле в 1826 году и отличается красивыми пропорциями, стройным портиком и интересными интерьерами, где сохранились люстры XIX века.

В октябре 1905 года в этом здании на митинге выступал социал-демократ, известный потом публицист П.И. Лебедев-Полянский.

После революции в здании Дворянского собрания 25 июня 1927 года выступал В. Маяковский.

ЗДАНИЕ ШКОЛЫ № 23

К зданию бывшего Дворянского собрания примыкает, продолжая его, здание бывшей мужской гимназии с шестиколонным портиком, построенное в 1841 году.

Здесь учились выдающийся ученый физик А. Г. Столетов, его брат генерал Н. Г. Столетов, революционер, комиссар Чапаевской дивизии П.С. Батурин, академик, гидрогеолог Ф.П. Саваренский. Сейчас в этом здании размещена 23 средняя школа — одна из образцовых школ города.

ЛИПКИ И ПАРК ИМ. ПУШКИНА

Перед зданием 2-го Дома Советов разбит сквер Липки. Первые насаждения Липок относятся еще к XIX веку. В начале XX века в сквере были подсажены молодые, теперь разросшиеся липы. В северо-восточном углу Липок разбита детская площадка, в юго-восточном углу высится памятник архитектуры XII века — Дмитриевский собор.

Западнее Липок находится парк им. Пушкина, посаженный в 1815 году.

Парк им. Пушкина — превосходная видовая точка. С его юго-западного мыса открываются заклязьменские дали, сад имени Союзных республик, станция юных натуралистов.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

В центре современного Владимира стоит уникальный памятник древнерусского военно-инженерного искусства — Золотые ворота. Они отличаются четкими контурами и величавостью, мастерски воплощенной в строгой белокаменной кладке. Восемь столетий высится над земляным валом эта непокорная твердыня, занимавшая главное место в западной линии обороны столицы Северо-Восточной Руси. Памятник сооружен между 1158 и 1164 годами. В прошлом он сочетал в себе мощную крепостную башню с торжественным городским въездом и напоминал киевские Золотые ворота, построенные несколько ранее и ныне сохраняющиеся в развалинах.

Сколько раз упомянуты Золотые ворота в летописях, где с большим тщанием «из лета в лето» записывались главнейшие события в жизни всей Руси!

Возле Золотых ворот владимирцы встречали свои славные полки, возвращавшиеся из походов на врага; через ворота проходила боевая дружина, участвовавшая в знаменитом Ледовом побоище в 1242 году; у ворот Александр Ярославич Невский, пришедший в 1252 году, чтобы стать владимирским великим князем, целовал крест на верность владимирцам; через Золотые ворота проходил и владимирский полк, участвовавший в легендарной Куликовской битве 1380 года, и воины владимирской дивизии, которой командовал Александр Васильевич Суворов.

Многочисленные осады, особенно осада города татаро-монголами в 1238 году, нанесли памятнику тяжелые повреждения, вызвавшие необходимость его реставрации уже в середине XV века.

В начале XVII века Золотые ворота пострадали от пушечных ядер польских интервентов, но отремонтировать их оказалось возможным только в конце столетия (1687—1691 годы).

В конце XVIII века для устройства проездов рядом с Золотыми воротами были прорыты валы. Лишенный боковых опор, памятник был укреплен четырьмя угловыми подпорами. Нижняя часть ворот оказалась застроенной двумя притворами с юга и севера и четырьмя угловыми башнями, скрывшими контрфорсы. В это же время перестроены верхняя часть ворот, завершавшаяся в древности зубчатым парапетом, и надвратная церковь.

Золотые ворота имеют вид огромного ку-ба, прорезаныого триумфалънон аркоп и увен-чанпого златоглавой церковъю.

Триумфальная арка в древности защищалась бревенчатыми массивными створами, которые в XII столетии были украшены листами кованой золоченой меди. Эти створы висели на четырех петлях, выкованных из трех полос стали. Две верхние петли сохранились возле арочной перемычки; нижняя пара засыпана землей, закрывшей нижнюю цокольную часть ворот почти на два метра.

Ниже арочной перемычки сохранились глубокое прямоугольное гнездо и желоб для запорного засова.

На уровне арочной перемычки в древности был боевой настил, то есть площадка, с которой защитники Золотых ворот охраняли непосредственные подступы к створам.

В южной стене уцелел дверной проем, соединявший боевой настил с лестничным маршем. Лестничный марш устроен в толще пятиметровой южной стены.

Полезная площадь Золотых ворот используется под экспозицию военно-исторического отдела. Представленный макет осады Владимира татаро-монголами в 1238 году раскрывает страницу далекого прошлого.

В центре зала экспонируются 14 славных боевых знамен 9то Гренадерского Сибирского и 10-го Гренадерского Малороссийского полков, которые были расквартированы во Владимире. Эти знамена овеяны славой замечательных побед русских солдат в русско-турецкой войне 1877—1878 годов.

Здесь же размещена экспозиция, посвященная Александру Васильевичу Суворову, который в 1780-х годах командовал Владимирской дивизией и жил в своем ундольском имении в 30 километрах от Владимира.

Особую ценность составляют боевой штандарт (зиамя) первой половины XVIII века и портрет Александра Васильевича в чине генерал-поручика.

Рядом размещена экспозиция, отображающая участие владимирцев в Отечественной войне 1812 года. Экспонирован гравированный портрет выдающегося русского полководца П.И. Багратиона, который после ранения в Бородинском сражении лечился в селе Симе под Юрьев-Польским.

Выделяется русское и трофейное оружие с уникальным десятикилограммовым мушкетом «Кузьмы Федорова Демидова», севрская фарфоровая ваза, изображающая отступление наполеоновских войск из Москвы (художник Депре, 1814 год), барельефы Федора Толстого.

У входа, в высокой латунной- витрине, показаны уникальные самострельные болты владимирского крепостного самострела XII века.

ГАЛЕРЕЯ ГЕРОЕВ

В галерее Золотых ворот развернута экспозиция, посвященная славным подвигам 160 Героев Советского Союза — уроженцев и жителей Владимирской области.

Здесь представлены портреты, документы и личные вещи беззаветных сынов нашей Родины, чьи имена будут вечно жить в сердцах советских людей.

Портреты муромца Николая Гастелло, о чьем бессмертном подвиге немало написано, владимирца Евгения Пичугина, погибшего при таране фашистского самолета, Николая Мо-лева из Струнинского района, в самом конце войны повторившего подвиг Александра Матросова, и многих других.

В галерее Героев представлен материал о лучших патриотах нашей Родины, прославившихся в Великой Отечественной войне, о советском маршале Кирилле Афанасьевиче Мерецкове, о командире пограничной заставы Алексее Васильевиче Лопатине, чья застава первая встретила немецко-фашистских захватчиков у Западного Буга и др.

УСПЕНСКИИ СОБОР

(Ул. III Интернационала, 56)

800 лет незыблемо стоит владимирский Успенский собор, один из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Храм был заложен 8 апреля 1158 года.

Интереснейший памятник истории, Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков; он видел мужественную прогрессивную борьбу владимирцев за объединение разрозненных русских земель; в нем еще восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо-русского летописания; у его алтаря возводились на княжение легендарный полководец Александр Невский, Дмитрий Донской и все другие владимирские и московские князья до Ивана III. В первой четверти XIV века этот храм, где находилась митрополичья кафедра, был главным собором Руси.

Собор является сокровищницей древнерусской культуры. Он хранит образцы искусства лучших художников разных времен, от безымянных изографов середины XII столетия до гениального Андрея Рублева и мастеров XVII—XVIII веков.

Владимирский князь Андрей Боголюбский видел в православной церкви активнейшего помощника в проведении политики объединения разрозненных русских земель. Он превосходно понимал, что церковь будет рьяным защитником его княжеского авторитета, и потому не пожалел средств на постройку пышного собора. Князь выделил собору огромные богатства — лучшие села и слободы, десятую часть в своих обширных стадах и хлебах и доходах от торговли.

Можно представить, как красив был собор в древние времена, когда вся его массивная глава (первоначально он был одноглавым), торжественные порталы (входы), устроенные с трех сторон, а также арочки и колонки расписанного арматурного пояса были окованы листами золоченой меди, двери храма украшены «жемчюгом великим» и драгоценными камнями, а стены и своды удивительной фресковой росписью. Свет хоросов-люстр и паникадил, которые уже сами собой были великолепными образцами прикладного искусства, вместе с сочными красками росписи, архитектурными деталями и украшениями отражались в блестящих медных плитах пола, как в огромном золотом зеркале, которое как бы увеличивало вместительное пространство и множило бесчисленные украшения.

Слаженные пропорции, безукоризненная техника кладки и превосходная обработка архитектурных деталей, мастерски выполненных с удивительным чувством меры, гармонии и объема, сделали памятник не только неповторимым, но и классическим. Вот почему Успенский собор, как и другие памятники владимиро-суздальского зодчества, служил образцом для создания торжественных памятников раннего московского зодчества. Так было и позднее, в конце XV века, когда во Владимир приезжал известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванте, внимательно изучавший Успенский храм и построивший по его образцу одноименный собор московского Кремля.

В 1185—1189 годах Успенский собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом, старый собор оказался как бы в футляре: между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам храма поставлены четыре дополнительных главы — собор стал пятиглавым. Площадь собора удвоилась, он стал вмещать около 4000 человек. 7 февраля 1238 года татаро-монгольские захватчики, которым удалось сломить оборону города, разграбили храм и подожгли его. В соборе от огня и вражеских мечей погибло множество горожан, пытавшихся найти убежище за его мощными стенами. В 1293 году татаро-монголы «церковь Владимирскую разграбиша, и чудное дно медное (медный пол — Н.Г., Г.Ш.) выдраша и сосуды священья все поймаша».

В  1411  году, когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим отрядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные ценности, которые захватчики не могли увезти, они предали огню, сложив их «копнами».

В период польско-шведской интервенции, подорвавшей экономические силы страны, Успенский собор пришел в запустение. С начала XVIII столетия предпринимались попытки восстановить собор. В 1734 году были закончены большие укрепительные работы, которыми руководил крепостной крестьянин Новой Александровской слободы Яков Буев. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей.

В конце XVIII столетия устроен новый иконостас с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с группой помощников. В 90-е годы XIX века Успенский собор подвергся капитальной реставрации, в результате которой было восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, расчищена древняя фресковая роспись.

После Великой Октябрьской социалистической революции были реставрированы фрески 1161 года, установлено квалифицированное наблюдение за состоянием памятника, неоднократно проводились укрепительные, профилактические и реставрационные работы. В последние годы в соборе укреплена и промыта фресковая роспись, устроена новая отопительная система, раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1238 года, позолочен центральный купол.

Ныне в центральном нефе под хорами можно обозревать уникальные фрески гениального русского мастера Андрея Рублева — знаменитый «Страшный суд», переданный в традиционной трактовке.

Из других рублевских работ сохранились его «Отроки» на южной щеке северо-восточного столба в алтаре; часть фигуры воина (северная щека юго-западного столба) и фигуры двух отшельников (южная арка под хорами). Превосходный колорист Андрей Рублев достиг в фресках собора, написанных в приглушенных тонах, удивительной гармонии формы и цвета, его объемные фигуры полны динамики и чарующей красоты. Фрески дают нам возможность прочувствовать силу древнерусской живописи, увидеть глубину рублевского таланта.

Успенский собор служил княжеским некрополем. Здесь были похоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский; продолжатель его политики, направленной на объединение русских земель, Всеволод III, отец Александра Невского Ярослав и многие другие.

К собору примыкает Георгиевский придел, построенный в 1862 году по проекту Н.А. Артлебена, и интересная трехъярусная колокольня, сооруженная в 1810 году. Первоначально она имела ажурный первый ярус, подобный ее третьему ярусу, что делало постройку, завершающуюся стройным золоченым шпилем, еще более легкой.

ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР

(Ул. III Интернационала, 58)

Дмитриевский собор вошел в сокровищницу мировой архитектуры, как одно из интереснейших творений владимирских зодчих.

Строительством этого собора в 1194—1197 годах владимирский князь Всеволод Большое Гнездо отметил рождение сына Дмитрия, подобно тому, как рождение самого Всеволода (в крещении Дмитрия) его отец Юрий Долгорукий отмстил основанием города Дмитрова.

К моменту, когда было начато сооружение Дмитриевского собора, владимиро-суздальская архитектурная школа уже вполне сложилась. Вместе с зодчими выросли замечательные мастера: каменотесы и резчики, медники и литейщики, эмальщики и изографы.

Как и другие памятники культуры, Дмитриевский собор неоднократно страдал от опустошительных городских пожаров и татаро-монгольских грабежей.

Памятник не раз ремонтировался и к началу XIX века сохранился с грубым четырехскатным покрытием, которое нс только искажало его вид, но и привело также к разрушению нижней части барабана. Это покрытие в 1806 году было заменено новым, более близким к форме старой свинцовой кровли.

Вскоре начались большие ремонтные работы, проводившиеся по личному указанию Николая I (1834 год). Печальным результатом «высочайшего распоряжения» явилось уничтожение древних пристроек собора: двух лестничных башен и двух притворов у южного н северного фасадов. Для устройства внутренней лестницы был разобран северо-западный свод хоров и погублены ценные фрески. В это же время были устроены железные связи, заменено новыми значительное количество колонок аркатурного пояса. Фигуры «святых» очень грубой работы Встали па месте древних рельефов. Эта варварская «реставрация» длилась 13 лет.

После Октябрьской социалистической революции реставрации собора придается большое значение. Проведенными реставрационными и инженерно-укрепительными работами не только восстановлены древние формы собора, но и обеспечено долголетнее сохранение этого уникального памятника архитектуры.

Дмитриевский собор продолжает развитие традиционной формы древнерусского крестово-купольного храма.

Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных квадров, уложенных в ровные горизонтальные строки. Но наиболее характерной его особенностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов.

Мотивы резьбы очень разнообразны, но, безусловно, ведущими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьих сцен. Композиций религиозного содержания немного.

В правом прясле южного фасада, вверху, над окном, выделяется изображение двух мифических грифонов с туловищем льва и крыльями орла. Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, где сидит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и будто возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко был известен в средневековье. По наблюдению первого исследователя Дмитриевского собора А. С. Строганова композиция вознесения сохранилась на северном фасаде церкви св. Марка в Венеции. В XII веке этот миф был любимым сюжетом не только резчиков, но и поэтов, и даже ткачей, украшавших подобными изображениями драгоценные ткани. Но владимирский рельеф отличен от западных. Упомянутая венецианская композиция и тот же миф на Фрейбургском соборе в Германии изображают Александра с двумя зайцами, нанизанными на копья. Тем более интересной становится трактовка этого мифа во Владимире, где местные мастера заменили зайцев ягнятами, символизирующими жертвоприношение. В таком же виде композиция изображалась на Успенском соборе и на монетах Тверского княжества.

Прямой параллелью этой композиции является изображение князя Всеволода Большое Гнездо в левом прясле северного фасада. Вверху, над окном, Всеволод III изображен с сыном на руках, торжественно восседающим на троне. С обеих сторон коленопреклоненные бояре символизируют покорность великому князю. Эти рельефы возвеличивали владимирского князя, сравнивали его силу с мощью Александра Македонского, говорили о незыблемом праве сыновей Всеволода III на великокняжеский стол.

Значительное место среди рельефов занимают сюжеты борьбы между людьми в княжеских одеждах. Таковы парные и одиночные всадники, скачущие навстречу друг другу (центральные и правые прясла южного и западного фасадов), а также борцы (на верхнем уровне центрального окна южного фасада). Эти сюжеты очень близки мотивам замечательного памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве». Автора «Слова» и строителей собора тревожили одни и те же думы — думы о тяжелых последствиях княжеских междоусобиц в древней Руси.

Особо выделяется изображение борьбы Льва с оленем в правом прясле, вверху у окна. Полная динамики, эта композиция показывает хищника, сидящим на спине оленя. Олень запрокинул голову и поджал ноги. Кажется, вот-вот он сделает рывок, чтобы сбросить льва. Интересная и совершенная композиция с таким мастерством вписана в прямоугольник белокаменного квадра, что, глядя на нее, нельзя не восхищаться умением резчика использовать каждый сантиметр площади камня, умением построить задуманную композицию в строгом соответствии с формой камня и его величиной.

Техника резьбы весьма разнообразна. Большая часть рельефов выполнена двухконтурной резью, дающей четкий рисунок. Эта особенность резьбы по камню характерна и для дерева. Любовь к резьбе, как и навыки в ней, русские мастера перенесли на камень именно с дерева. Подтверждением этого может служить недавно найденная при раскопках в Новгороде деревянная колонна XI века с резьбой очень близкой к резьбе Дмитриевского собора.

Интересно обметить, что все рельефы резались заранее па земле и ставились на свои места при кладке.

Резчики Дмитриевского собора выполняли свою работу с большой тщательностью.

Нижние рельефы, как правило, довольно плоские и отличаются четкостью и правильностью рисунка; верхние лишены особой деталировки — мелкие детали здесь совсем не выделяются, а фигуры имеют более высокий рельеф с округлым обрезом и превосходно просматриваются с земли.

Внутри памятник отличается простотой и лаконичностью архитектурных форм.

Под хорами, на центральном и южном сводах, благодаря большим усилиям советских реставраторов сохраняются фрески, выполненные в 1197 году и являющиеся частями «Страшного суда».

Апостолы центрального свода в первом ряду выписаны кистью греческого мастера. Его же работой считается роспись южного лотка (склона) центрального свода. Эта роспись отличается большой пластичностью рисунка.

Кисти русского мастера принадлежат изображения архангельского воинства на северном лотке центрального свода: «Богоматерь», «Лоно Авраамово» (символическое изображение рая), «Праведные жены, шествующие в рай» и «Трубящие ангелы» на южном своде под хорами. Роспись других частей храма не сохранилась. Скульптурное убранство интерьера строго ограничено, лишь пяты арок украшены резными изображениями парных львов, среди которых выделяются два льва и львенок на северном столбе под хорами. Но эти немногочисленные изображения не только не противопоставлены фрескам, но даже гармонируют с ними.

Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник создал законченный образ величественной белокаменной постройки, где резьба играла выдающуюся роль, и послужил прообразом при создании шедевров древнерусского зодчества — Рождественского собора в Суздале и Георгиевского в Юрьев-Польском.

Не рискуя ошибиться, можно утверждать, что Дмитриевский собор занимает в древнерусском зодчестве такое же высокое место, как «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Ул. III Интернационала, 70)

К востоку от Дмитриевского собора высится мощная кирпичная стена с бойницами (1729 г.)—Рождественский монастырь, созданный в 90-х годах XII века и считавшийся первым на Руси до времени Ивана Грозного, когда монастырь уступил свое первенство в богатстве Троице Сергиевой лавре.

В древности в Рождественском монастыре воспитывали местных епископов. Отсюда сел на владимирскую епископию Симон — один из авторов известного памятника древнерусской литературы начала XIII века «Киево-Печерского патерика».

Рождественскому монастырю принадлежала древнейшая рукописная летопись, известная под названием Лаврентьевской.

23 ноября 1263 года в главном монастырском храме (он разобран в середине XIX века) был похоронен полководец Александр Ярославич Невский. Александр Ярославич в течение последних одиннадцати лет жизни был Великим владимирским князем. При нем в 1262 году во Владимире, Суздале и других городах вспыхнули народные восстания. Восставшие горожане избили и изгнали татарских численцев и баскаков, собиравших дань и нещадно грабивших парод.

Надо было ждать от татаро-монголов жестокой расправы. Чтобы предотвратить новое разорение Владимира, Александр Ярославич отправился в Золотую Орду на поклон к хану. Цель была достигнута, но сам Александр Ярославич заболел и умер в Городце на Волге, так и не дойдя до Владимира.

Полагают, что именно при Рождественском монастыре была создана первая во Владимире цифирная школа, открытая в феврале 1722 года. Единственным учителем в ней был Алексей Маметьев, присланный во Владимир из Морской академии, а учащимися — семь мальчиков. Первый опыт организации школы во Владимире окончился неудачно: провинциальная канцелярия отказалась платить учителю под предлогом, что «в учении у него было только два мальчика».

В 1744 году Рождественский монастырь был упразднен.

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

(Поселок Воровского)

Успенская церковь Княгинина монастыря расположена в северо-западном углу Нового города. Она заложена 15 июля 1200 года и окончена в сентябре 1202 года. В отличие от белокаменных построек этот памятник был сложен из тонкого улиткообразного кирпича-плинфы. Ряды плинфы связывались между собой известковым раствором, в который был добавлен толченый кирпич.

Успенская церковь была сооружена как главный храм монастыря, постройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского великого князя Всеволода III Марией, дочерью чешского князя Шварна.

Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина и служил местом захоронения владимирских княгинь и княжен.

В некрополе Успенской церкви похоронены обе супруги Вссволода III, жена и дочь Александра Ярославича Невского и другие.

Даже в XVI—XVII веках в монастыре были «царицыны    хоромы», где жили супруга Ивана Ивановича (сына Грозного) и царевна Ксения Годунова.

Древний памятник не сохранился в первоначальном виде и известен по летописям и археологическим изысканиям. В XVI веке оп был сложен заново.

Успенская церковь пережила много переделок, и советским реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы из-под поздних записей открыть интересную фресковую роспись, исполненную в 1652 году, видимо, мастерами Иосифо-Волоколамского монастыря. Реставраторы ведут сейчас значительные работы по восстановлению первоначальных форм памятника XVI века, который под вздутым полусферическим покрытием сохраняет три ряда килевидных кокошников.

Категория: Авторы СССР | Добавил: Рэмович (29.03.2012)
Просмотров: 662 | Теги: путеводитель, Архив Цыплева, К.Ю. Целоватов, Владимир Вязники