Главная » Статьи » СТАРЫЙ ДОБРЫЙ СОЦРЕАЛИЗМ » Авторы СССР

ВЛАДИМИР И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Н. ГОРСКАЯ, Г. ШЛИОНСКИЙ

Владимир и его окрестности

КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Владимирское книжное издательство. 1959 год

Часть 2

СЕГОДНЯ  И ЗАВТРА ВЛАДИМИРА

Дореволюционный Владимир, захолустный мещанский городок, был одним из самых бедных губернских городов России. В нем насчитывалось несколько мощеных улиц, каменные постройки сосредотачивались в центре, а за ними шли кривые улички с деревянными домиками, огородами.

Построенный в 1866 году водопровод работал без фильтра и имел всего восемь колонок.

Улица Ленина

Самым крупным предприятием города был свечной завод.      .

Владимир сегодня - культурный и промышленный центр области. Изделия с маркой владимирских предприятии идут в самые отдаленные уголки нашей страны. Владимирские тракторы работают на полях стран народной демократии, Китая, Индии, Вьетнама.

За годы Советской власти в корне изменилась жизнь древнего Владимира. Построены крупные промышленные предприятия, выросли новые районы, открыты десятки культурно-просветительных учреждений. В городе 56 массовых библиотек, 30 школ.

Владимирский государственный педагогический институт готовит преподавателей физики, математики, русского языка и литературы, иностранных языков. Готовят специалистов для народного хозяйства строительный, сельскохозяйственный, механический, машиностроительный, химический техникумы, медицинское и культурно-просветительное училища. В городе открыт филиал Московского машиностроительного института.

Для молодежи города построен стадион «Торпедо», открыт городской Дом физкультуры. В городе работают 17 киноустановок. В 1958 году вступил в строй двухзальный кинотеатр «Мир» на ул. Фрунзе, реконструирован и превращен в широкоэкранный кинотеатр «Художественный», в промышленном районе будет построен большой двухзальный кинотеатр. В 1954 году открылся Дом культуры Владимирского тракторного завода. При Доме культуры работают различные кружки, организованы духовой, эстрадный оркестры и оркестр народных инструментов, для учащихся младших классов созданы две группы продленного дня, где дети под наблюдением педагогов готовят уроки, отдыхают, играют.

Драматическому коллективу тракторостроителей в июле 1959 года было присвоено звание Народного театра. При Доме культуры работает Университет культуры.

Недавно построен Дом культуры химзавода — самый большой клуб города. 15 нем есть залы: зрительный, физкультурный и лекционный, библиотека.

На новой площади им. Пушкина строится Дом культуры работников промкооперации. На Вокзальной площади будет выстроен Дом культуры железнодорожников.

Во Владимире обширная сеть учреждений здравоохранения. Население обслуживает около 400 врачей и более 1100 человек среднего медицинского персонала, тогда как во всей Владимирской губернии до революции было 130 врачей. В городе работают городская, областная, детская и железнодорожная поликлиники, поликлиники тракторного и химического заводов, 3-городская, 2-я городская, областная, детская больницы, туберкулезный, онкологический, кожный, врачебно-физкультурный диспансеры. В поликлиниках и больницах широко применяются новейшие методы лечения: диатермия, радиотерапия и др., организованы диагностические и физиотерапевтические лаборатории и рентгеновские кабинеты. Недавно был открыт новый городской родильный дом. За Клязьмой началось строительство новой областной больницы,

Клязьминские берега скоро освободятся от складских помещений и угля. Электрифицирован участок железнодорожного пути Москва — Владимир. На Клязьме у Рабочего спуска будет сооружена водная станция. Южные склоны центральной части города до самой реки постепенно превратятся в большой садово-парковый массив. На запад от парка им. Пушкина, за строящейся городской магистралью, место деревянных домиков займут деревья, цветы, зеленые газоны — парк подойдет к саду имени Союзных республик и продолжится за Козловым валом до стадиона «Торпедо».

Благоустраивается долина реки Лыбеди. Речка местами войдет в коллектор и на всем протяжении ее долина будет превращена в красивый зеленый бульвар. Сады и парки вырастут в промышленном районе, окружат заводы, Дома культуры, павильоны областной выставки достижений народного хозяйства.

В 1947 году были намечены перспективы развития города, утвержден генеральный план строительства. Он успешно осуществляется. В городе появились новые кварталы, улицы, общественные здания. В юбилейном 1958 году владимирцы получили 83000 кв. метров жилья.

Самые отдаленные районы города связаны с центром автобусным и троллейбусным движением. В 1957 году была открыта третья троллейбусная линия. В 1958 году эта линия была закончена и троллейбус прошел по улице Фрунзе к Химическому заводу. Сейчас проложен новый маршрут к бывшему селу Доброму. Общая протяженность троллейбусных линий составляет 38,5 километра.

В ближайшем будущем реконструируются Центральные районы города. Расширятся и застроятся существующие улицы, появятся новые. Пройдет несколько лет, и Вокзальная площадь украсится многоэтажными домами. В сторону Вокзальной площади обращены арки фасада новой гостиницы «Владимир». Она стоит на высоком холме, склоны которого освободятся от застройки, превратятся в садово-парковый массив.

Со строительством нового моста через Клязьму связана реконструкция площади Свободы. В 1960 году строительство моста будет закончено. Мост поднимется над Клязьмой, эстакадой минует железную дорогу. Далее широкая магистраль пойдет по Муромскому спуску почти до Дворца пионеров, войдет в тоннель под улицей III Интернационала и выйдет на Ерофеевский спуск.

Площадь Свободы расширилась на запад до гостиницы «Клязьма» и здания исполкома горсовета.

Дворец пионеров освободился от застройки, здание хорошо обозревается со всех сторон.

За Золотыми воротами на ул. Большой Московской в 1958 году выстроены многоэтажные жилые дома, заложено здание нового универмага.

Здесь будет создана новая городская площадь. От нее пойдет проспект до площади Ленина к Дому культуры ВТЗ, па которой 24 августа 1958 года в день празднования 850-летия города состоялось открытие памятника Владимиру Ильичу Ленину. Памятник и площадь в короткий срок были созданы большим коллективом рабочих и специалистов Владимирского строительного треста № 94 и гранитчиками Москвы. Проекты памятника и площади разработаны скульпторами Д.Б. Рябичевым, В.Е. Далецким, архитекторами трижды лауреатом Сталинской премии А.Н. Душкиным и Е.А. Архиповым.

Партия и правительство, учитывая большую роль, которую сыграл Владимир в создании Русского государства, постановили в ознаменование 850-летия города соорудить во Владимире на площади Свободы памятник-монумент. 23 августа 1958 года на торжественном митинге был установлен закладной камень.

Монумент решен в виде белокаменного трехлопастного обелиска на гранитном основании. Внизу монумента на фоне белокаменной резьбы разместятся три бронзовые скульптуры. В сторону Золотых ворот будет обращена фигура русского воина, рельефы расскажут о героических походах, о борьбе русского народа за свою независимость. Скульптура зодчего-строителя станет против уникальных памятников архитектуры XII века. Фигура рабочего с моделью трактора повернется в сторону нового промышленного района. Рельефы над ней расскажут о событиях революционных лет, росте нового социалистического Владимира, героике гражданской и Великой Отечественной войн.

Резьба белокаменного монумента будет перекликаться с резьбой стоящих неподалеку памятников XII века. Проект памятника разработан скульптором Д.Б. Рябичевым, архитекторами А.Н. Душкиным и Е.А. Архиповым.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБЛИК ВЛАДИМИРА

На заре развития отечественной автомобильной промышленности, 1 мая 1932 года, вошел в строй первенец советского автоприборостроения владимирский ордена Трудового Красного Знамени завод «Автоприбор». Завод изготовляет десятки приборов, устанавливаемых на «Победе», «ЗИЛ-110» и 111, «Чайке», «Волге», «Москвиче», на многих марках грузовых машин и автобусов, мотоциклов и мотороллеров. На этом передовом предприятии распространены прогрессивные методы труда, широко внедряются механизация и автоматизация. Завод известен замечательными новаторами, создающими новые станки и механизмы, внедрившими тысячи важных новшеств, людьми самоотверженного труда на благо Родины. Завод первым во Владимирской области перешел на семичасовой рабочий день и при этом увеличил выпуск продукции. В 1958 году завод выпускал более ста типов приборов.

С продукцией Владимирского химического завода мы сталкиваемся ежедневно, часто не подозревая об этом.

Включили приемник, телевизор, магнитофон —электрический ток идет по проводам, изолированным владимирским полихлорвинилом.

В поездах, на пароходах, в пассажирских самолетах владимирскую мипору употребляют для тепловой и звуковой изоляции комфортабельных кабин и кают.

А автомобили? Красивые пластмассовые щитки водителей, баранки рулей, ручки и кнопки приемников сделаны из владимирского этрола.

В наши дни, когда в космос запущены первые в мире советские искусственные спутники Земли, космические ракеты, а у северного и южного полюсов обычныяи стали советские научно-исследовательские экспедиции, радио приобрело огромное значение. Сигналы спутников, радиограммы записываются на магнитофонную пленку, и лучшая пленка делается из владимирского триацетата целлюлозы.

Лучшие ныне кино- и фотопленки изготовляются из владимирского триацетата целлюлозы.

Владимирские химики вырабатывают сырье, без которого не обходится ни одно химическое предприятие. Здесь впервые в Советском Союзе освоено производство таких важных химических продуктов, как пластикаты, мипора, пенопласты, ацетилцеллюлоза.

Во Владимире работает Научно-исследовательский институт синтетических смол, который занимается получением новых видов синтетических продуктов для народного потребления.

Совсем недавно на месте, где высятся мощные корпуса Владимирского тракторного завода, был пустырь. В тяжелые годы Великой Отечественной войны на окраине Владимира был заложен Тракторный завод. Уже тогда Коммунистическая партия и Советское правительство думали о восстановлении разрушенного хозяйства, и время показало, что эта забота была своевременной, решение мудрым.

В 1945 году первые владимирские «Универсалы» уже пользовались популярностью в нашей стране. Они работали в Казахской, Узбекской республиках, на землях Российской Федерации и в других уголках страны. Через десять лет после пуска завод дал сельскому хозяйству тракторов в пятнадцать раз больше, и они, если можно так выразиться, завоевали значительную территорию страны.

Через несколько лет на смену «Универсалу» пришел дизельный трактор ДТ-24, более легкий, быстрый и экономичный. Но сегодня и он не удовлетворяет требовательных тракторостроителей. В напряженном труде конструкторов, в их постоянных исканиях родилась новая конструкция дизельного трактора Т-28— универсальная машина на резиновом ходу с необычайно широким диапазоном скоростей, от 300 метров до 25 километров в час. Т-28 весит около двух тонн, обладает мощностью 28-32 лошадиных сил и расходует 195 граммов дизельного горючего на одну лошадиную силу в час — значительно меньше, чем трактор ДТ-24. «Владимирец» с успехом экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе и удостоен Золотой медали.

Впервые у нас появился трактор, позволяющий выполнять десятки разнообразных работ: от транспортировки сельскохозяйственных продуктов до посадки кустарников. Недавно «Владимирец» можно было видеть только в павильоне механизации Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, а двигатель с воздушным охлаждением и самоходные шасси — на заводе. Прошло немного времени, и тракторы «Владимирец» разошлись по полям страны. К XXI съезду партии конструкторы ВТЗ создали новый экспериментальный универсальный трактор «Владимирец» Т-32.

Т-32 имеет десятискоростную полуавтоматическую коробку передач, позволяющую менять скорость машины в широком диапазоне без остановок трактора, повышенную устойчивость и оснащен телескопическим устройством, которое дает возможность изменять ширину колеи.

Дизельный четырехцилиндровый двигатель трактора Т-32 в 35 лошадиных сил запускается электростартером. Новый «Владимирец» является самым легким отечественным трактором и весит 1600 кг.

Как все это ново и необычно для города, где до Великого Октября работало лишь около десятка кустарных заведений и четырехсот рабочих. Старики вспоминают, как в 1913 году по центральным улицам Владимира, пыхтя и переваливаясь на ухабах, ехали два громоздких автомобиля с царственными особами, посетившими Владимир. Сколько шума по этому поводу было в местных газетах. Но даже самые смелые умы по могли предполагать, что через каких-нибудь сорок лет Владимир станет городом, где будут изготовлять точные автоприборы, ценные бактериальные удобрения, мебель, трикотаж, обувь, что с его маркой на новой фабрике музыкальных инструментов будут выпускаться отличные пианино «Владимир».

Категория: Авторы СССР | Добавил: Рэмович (24.03.2012)
Просмотров: 945 | Теги: Архив Цыплева, К.Ю. Целоватов, Владимирская область, путеводитель