Главная » Статьи » СТАРЫЙ ДОБРЫЙ СОЦРЕАЛИЗМ » Авторы СССР |
Н. ГОРСКАЯ, Г. ШЛИОНСКИЙ Владимир и его окрестности КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ Владимирское книжное издательство. 1959 год Часть 2 СЕГОДНЯ И
ЗАВТРА ВЛАДИМИРА Дореволюционный Владимир, захолустный мещанский
городок, был одним из самых бедных губернских городов России. В нем насчитывалось
несколько мощеных улиц, каменные постройки сосредотачивались в центре, а за
ними шли кривые улички с деревянными домиками, огородами. Построенный в 1866 году водопровод работал без фильтра
и имел всего восемь колонок. Улица
Ленина Самым крупным предприятием города был свечной завод. . Владимир сегодня - культурный и промышленный центр
области. Изделия с маркой владимирских предприятии идут в самые отдаленные
уголки нашей страны. Владимирские тракторы работают на полях стран народной
демократии, Китая, Индии, Вьетнама. За годы Советской власти в корне изменилась жизнь
древнего Владимира. Построены крупные промышленные предприятия, выросли новые
районы, открыты десятки культурно-просветительных учреждений. В городе 56 массовых
библиотек, 30 школ. Владимирский государственный педагогический институт
готовит преподавателей физики, математики, русского языка и литературы, иностранных
языков. Готовят специалистов для народного хозяйства строительный, сельскохозяйственный,
механический, машиностроительный, химический техникумы, медицинское и культурно-просветительное
училища. В городе открыт филиал Московского машиностроительного института. Для молодежи города построен стадион «Торпедо»,
открыт городской Дом физкультуры. В городе работают 17 киноустановок. В 1958
году вступил в строй двухзальный кинотеатр «Мир» на ул. Фрунзе, реконструирован
и превращен в широкоэкранный кинотеатр «Художественный», в промышленном районе
будет построен большой двухзальный кинотеатр. В 1954 году открылся Дом культуры
Владимирского тракторного завода. При Доме культуры работают различные кружки,
организованы духовой, эстрадный оркестры и оркестр народных инструментов, для
учащихся младших классов созданы две группы продленного дня, где дети под
наблюдением педагогов готовят уроки, отдыхают, играют. Драматическому коллективу тракторостроителей в июле
1959 года было присвоено звание Народного театра. При Доме культуры работает
Университет культуры. Недавно построен Дом культуры химзавода — самый
большой клуб города. 15 нем есть залы: зрительный, физкультурный и лекционный, библиотека. На новой площади им. Пушкина строится Дом культуры
работников промкооперации. На Вокзальной площади будет выстроен Дом культуры
железнодорожников. Во Владимире обширная сеть учреждений здравоохранения.
Население обслуживает около 400 врачей и более 1100 человек среднего
медицинского персонала, тогда как во всей Владимирской губернии до революции
было 130 врачей. В городе работают городская, областная, детская и железнодорожная
поликлиники, поликлиники тракторного и химического заводов, 3-городская, 2-я
городская, областная, детская больницы, туберкулезный, онкологический, кожный,
врачебно-физкультурный диспансеры. В поликлиниках и больницах широко
применяются новейшие методы лечения: диатермия, радиотерапия и др., организованы
диагностические и физиотерапевтические лаборатории и рентгеновские кабинеты. Недавно
был открыт новый городской родильный дом. За Клязьмой началось строительство
новой областной больницы, Клязьминские берега скоро освободятся от складских
помещений и угля. Электрифицирован участок железнодорожного пути Москва — Владимир.
На Клязьме у Рабочего спуска будет сооружена водная станция. Южные склоны
центральной части города до самой реки постепенно превратятся в большой
садово-парковый массив. На запад от парка им. Пушкина, за строящейся городской
магистралью, место деревянных домиков займут деревья, цветы, зеленые газоны —
парк подойдет к саду имени Союзных республик и продолжится за Козловым валом до
стадиона «Торпедо». Благоустраивается долина реки Лыбеди. Речка местами
войдет в коллектор и на всем протяжении ее долина будет превращена в красивый
зеленый бульвар. Сады и парки вырастут в промышленном районе, окружат заводы,
Дома культуры, павильоны областной выставки достижений народного хозяйства. В 1947 году были намечены перспективы развития
города, утвержден генеральный план строительства. Он успешно осуществляется. В
городе появились новые кварталы, улицы, общественные здания. В юбилейном 1958
году владимирцы получили 83000 кв. метров жилья. Самые отдаленные районы города связаны с центром
автобусным и троллейбусным движением. В 1957 году была открыта третья троллейбусная
линия. В 1958 году эта линия была закончена и троллейбус прошел по улице Фрунзе
к Химическому заводу. Сейчас проложен новый маршрут к бывшему селу Доброму. Общая
протяженность троллейбусных линий составляет 38,5 километра. В ближайшем будущем реконструируются Центральные
районы города. Расширятся и застроятся существующие улицы, появятся новые.
Пройдет несколько лет, и Вокзальная площадь украсится многоэтажными домами. В
сторону Вокзальной площади обращены арки фасада новой гостиницы «Владимир». Она
стоит на высоком холме, склоны которого освободятся от застройки, превратятся в
садово-парковый массив. Со строительством нового моста через Клязьму связана
реконструкция площади Свободы. В 1960 году строительство моста будет закончено.
Мост поднимется над Клязьмой, эстакадой минует железную дорогу. Далее широкая
магистраль пойдет по Муромскому спуску почти до Дворца пионеров, войдет в
тоннель под улицей III Интернационала и выйдет на Ерофеевский спуск. Площадь Свободы расширилась на запад до гостиницы
«Клязьма» и здания исполкома горсовета. Дворец пионеров освободился от застройки, здание
хорошо обозревается со всех сторон. За Золотыми воротами на ул. Большой Московской в
1958 году выстроены многоэтажные жилые дома, заложено здание нового универмага. Здесь будет создана новая городская площадь. От нее
пойдет проспект до площади Ленина к Дому культуры ВТЗ, па которой 24 августа
1958 года в день празднования 850-летия города состоялось открытие памятника
Владимиру Ильичу Ленину. Памятник и площадь в короткий срок были созданы
большим коллективом рабочих и специалистов Владимирского строительного треста №
94 и гранитчиками Москвы. Проекты памятника и площади разработаны скульпторами
Д.Б. Рябичевым, В.Е. Далецким, архитекторами трижды лауреатом Сталинской премии
А.Н. Душкиным и Е.А. Архиповым. Партия и правительство, учитывая большую роль, которую
сыграл Владимир в создании Русского государства, постановили в ознаменование 850-летия
города соорудить во Владимире на площади Свободы памятник-монумент. 23 августа
1958 года на торжественном митинге был установлен закладной камень. Монумент решен в виде белокаменного трехлопастного
обелиска на гранитном основании. Внизу монумента на фоне белокаменной резьбы
разместятся три бронзовые скульптуры. В сторону Золотых ворот будет обращена
фигура русского воина, рельефы расскажут о героических походах, о борьбе
русского народа за свою независимость. Скульптура зодчего-строителя станет
против уникальных памятников архитектуры XII века. Фигура рабочего с моделью
трактора повернется в сторону нового промышленного района. Рельефы над ней
расскажут о событиях революционных лет, росте нового социалистического
Владимира, героике гражданской и Великой Отечественной войн. Резьба белокаменного монумента будет перекликаться с
резьбой стоящих неподалеку памятников XII века. Проект памятника разработан
скульптором Д.Б. Рябичевым, архитекторами А.Н. Душкиным и Е.А. Архиповым. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБЛИК ВЛАДИМИРА На заре развития отечественной автомобильной
промышленности, 1 мая 1932 года, вошел в строй первенец советского автоприборостроения
владимирский ордена Трудового Красного Знамени завод «Автоприбор». Завод
изготовляет десятки приборов, устанавливаемых на «Победе», «ЗИЛ-110» и 111,
«Чайке», «Волге», «Москвиче», на многих марках грузовых машин и автобусов,
мотоциклов и мотороллеров. На этом передовом предприятии распространены
прогрессивные методы труда, широко внедряются механизация и автоматизация.
Завод известен замечательными новаторами, создающими новые станки и механизмы,
внедрившими тысячи важных новшеств, людьми самоотверженного труда на благо
Родины. Завод первым во Владимирской области перешел на семичасовой рабочий день
и при этом увеличил выпуск продукции. В 1958 году завод выпускал более ста
типов приборов. С продукцией Владимирского химического завода мы
сталкиваемся ежедневно, часто не подозревая об этом. Включили приемник, телевизор, магнитофон —электрический
ток идет по проводам, изолированным владимирским полихлорвинилом. В поездах, на пароходах, в пассажирских самолетах
владимирскую мипору употребляют для тепловой и звуковой изоляции комфортабельных
кабин и кают. А автомобили? Красивые пластмассовые щитки водителей,
баранки рулей, ручки и кнопки приемников сделаны из владимирского этрола. В наши дни, когда в космос запущены первые в мире
советские искусственные спутники Земли, космические ракеты, а у северного и
южного полюсов обычныяи стали советские научно-исследовательские экспедиции,
радио приобрело огромное значение. Сигналы спутников, радиограммы записываются
на магнитофонную пленку, и лучшая пленка делается из владимирского триацетата
целлюлозы. Лучшие ныне кино- и фотопленки изготовляются из
владимирского триацетата целлюлозы. Владимирские химики вырабатывают сырье, без которого
не обходится ни одно химическое предприятие. Здесь впервые в Советском Союзе освоено
производство таких важных химических продуктов, как пластикаты, мипора, пенопласты,
ацетилцеллюлоза. Во Владимире работает Научно-исследовательский институт
синтетических смол, который занимается получением новых видов синтетических продуктов
для народного потребления. Совсем недавно на месте, где высятся мощные корпуса Владимирского
тракторного завода, был пустырь. В тяжелые годы Великой Отечественной войны на
окраине Владимира был заложен Тракторный завод. Уже тогда Коммунистическая
партия и Советское правительство думали о восстановлении разрушенного
хозяйства, и время показало, что эта забота была своевременной, решение мудрым. В 1945 году первые владимирские «Универсалы» уже
пользовались популярностью в нашей стране. Они работали в Казахской, Узбекской
республиках, на землях Российской Федерации и в других уголках страны. Через
десять лет после пуска завод дал сельскому хозяйству тракторов в пятнадцать раз
больше, и они, если можно так выразиться, завоевали значительную территорию
страны. Через несколько лет на смену «Универсалу» пришел дизельный
трактор ДТ-24, более легкий, быстрый и экономичный. Но сегодня и он не удовлетворяет
требовательных тракторостроителей. В напряженном труде конструкторов, в их
постоянных исканиях родилась новая конструкция дизельного трактора Т-28— универсальная
машина на резиновом ходу с необычайно широким диапазоном скоростей, от 300 метров
до 25 километров в час. Т-28 весит около двух тонн, обладает мощностью 28-32 лошадиных
сил и расходует 195 граммов дизельного горючего на одну лошадиную силу в час —
значительно меньше, чем трактор ДТ-24. «Владимирец» с успехом экспонировался на
Всемирной выставке в Брюсселе и удостоен Золотой медали. Впервые у нас появился трактор, позволяющий выполнять
десятки разнообразных работ: от транспортировки сельскохозяйственных продуктов
до посадки кустарников. Недавно «Владимирец» можно было видеть только в
павильоне механизации Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, а двигатель
с воздушным охлаждением и самоходные шасси — на заводе. Прошло немного времени,
и тракторы «Владимирец» разошлись по полям страны. К XXI съезду партии
конструкторы ВТЗ создали новый экспериментальный универсальный трактор «Владимирец»
Т-32. Т-32 имеет десятискоростную полуавтоматическую
коробку передач, позволяющую менять скорость машины в широком диапазоне без
остановок трактора, повышенную устойчивость и оснащен телескопическим
устройством, которое дает возможность изменять ширину колеи. Дизельный четырехцилиндровый двигатель трактора Т-32
в 35 лошадиных сил запускается электростартером. Новый «Владимирец» является самым
легким отечественным трактором и весит 1600 кг. Как все это ново и необычно для города, где до
Великого Октября работало лишь около десятка кустарных заведений и четырехсот
рабочих. Старики вспоминают, как в 1913 году по центральным улицам Владимира,
пыхтя и переваливаясь на ухабах, ехали два громоздких автомобиля с царственными
особами, посетившими Владимир. Сколько шума по этому поводу было в местных
газетах. Но даже самые смелые умы по могли предполагать, что через каких-нибудь
сорок лет Владимир станет городом, где будут изготовлять точные автоприборы,
ценные бактериальные удобрения, мебель, трикотаж, обувь, что с его маркой на
новой фабрике музыкальных инструментов будут выпускаться отличные пианино
«Владимир». | |
Категория: Авторы СССР | Добавил: Рэмович (24.03.2012) | |
Просмотров: 989 | |