Главная » Статьи » Мои статьи |
Те, кто бывал раньше в столице Республики Татарстан, не узнают теперь ни ворот Казани - вокзала, ни привокзальной площади, ни стадиона, ни Кремля... Буквально вся Казань в новостройках. Башенные краны сопровождают от жилого массива привокзалья до главной площади Свободы. Заложен метрополитен... Часть этих новостроек была приурочена к открытию Второго всемирного конгресса татар, который прошел в столице республики в последних числах августа. Однако, как рассказали в постоянно действующем исполкоме конгресса, - это только начало цивилизованного возрождения республики в составе России. На конгрессе в этом году - а первый состоялся пять лет назад - очень остро поднимался вопрос о путях развития татарской культуры. По словам заслуженного деятеля искусств Миляуши Утэй, возрождение национальных традиций ни в коей мере не ведет к изоляции, а, наоборот, обогащает и свою, и ту культуру, на фоне которой состоялось это возрождение. В данном случае - русскую культуру. Примером могут служить жизнь и творчество татарского композитора Салиха Сайдашева (1900 - 1954), который сумел органически объединить и мировую, и русскую, и советскую музыкальную классику с национальным татарским колоритом. В Казани рядом с музеем им. А. Горького открыт и музей С. Сайдашева. Музей по-своему уникален: здесь предметы быта и культуры, сопровождавшие композитора, с неожиданными световыми эффектами и включением музыки Сайдашева вплетаются в атмосферу каждого зала. Работой современной аппаратуры управляет опытный оператор. Старший научный сотрудник музея, член семьи Сайдашевых-Ахмеровых Дильбар Саинова-Ахмерова поясняет, что при музее открыт концертный зал, где проходят награждения, в частности, победителей Республиканского конкурса имени Сайдашева. Первым получил награду народный артист Георгий Ибушев, а в этом году лауреатом стала преподаватель музыкального училища, народная артистка республики Ания Туишева. Звучащая музыка композитора Сайдашева, его музей, планы сооружения на одной из центральных площадей Казани памятника ему - это и память, и слава великого человека Татарстана. Однако все это еще и символ. Символ единения в новых условиях жизни татарского и русского народов. Ведь именно у Салиха Сайдашева симфоническая многозначность Глинки и Чайковского впервые соединилась с самобытными интонациями национального татарского народного праздника. Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев назвал на конгрессе Салиха Сайдашева «наиболее любимым музыкантом», а об отношении к русскому народу высказался словами великого поэта Тукая: «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, Нанизаны мы на единую нить». Владимир ЦЫПЛЕВ. НА СНИМКЕ: дирижер и композитор С. Сайдашев на юбилейном концерте в 1950 году. Этот материал Владимира Цыплева был опубликован 10 сентября 1997 года в газете «Гудок». Памятник Салиху Сайдашеву поставлен в 2005 году. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: Рэмович (14.01.2013) | |
Просмотров: 867 | |