Главная » Статьи » Общий архив газетных публикаций

ЛЕВ ОШАНИН - к сборнику Алексея ФАТЬЯНОВА "ПОЁТ ГАРМОНЬ"

Лев Ошанин

Предисловие к первому и единственному прижизненному сборнику стихов поэта Алексея Фатьянова

Алексей Фатьянов

ПОЁТ ГАРМОНЬ

Владимирское книжное издательство. 1955 год.

Вместо предисловия

Алексей Фатьянов – владимирец, из села Мстёры Вязниковского района. В Вязниках и его окрестностях прошло детство поэта. И в творчество свое он принес цвет владимирских вишен, голос деревенской тальянки, владимирский пейзаж и основной образ своего героя – русского простого паренька, насмешника, доброго задушевного товарища, смелого солдата.

Есть литераторы, которые работают сразу во многих жанрах, иногда и сами не знают, что для них главное. Алексей Фатьянов – песенник, песенник настоящий, песенник по своей природе, и его лучшие песни всегда правдивы и задушевны.

А что такое настоящий песенник?

Советская песня, начиная с тридцатых годов, завоевала всенародное и всемирное признание, оказалась самым летучим, популярнейшим видом поэзии. Наиболее полное представление о песенной поэзии дает выпущенная в 1952 году Гослитиздатом книга «Русские советские песни». В этой книге представлено около шестидесяти имен поэтов, но бросается в глаза одно обстоятельство — большинство поэтов, пробующих свои силы в песне (в том числе и очень крупных, широко известных в других жанрах художников), имеют одну — две песни, ставших подлинно популярными. Тех же, у кого подхвачено народом пятнадцать, десять или хотя бы пять песен, очень немного. Следом за Лебедевым-Кумачом и Михаилом Исаковским можно назвать шесть — восемь поэтических имен, по-настоящему, всей творческой жизнью, связанных с песней, имеющих свой особый голос в песне, создающих — пусть иной раз наряду со срывами и неудачами, — но год за годом создающих песни, которые народ принимает, подхватывает, а потом, нередко, забывая фамилии авторов, считает своими. Среди этих немногочисленных имен мы находим и имя Алексея Фатьянова.

Фатьянова мы узнали в годы войны, после появления целой группы его песен, написанных в содружестве с одним из лучших наших композиторов-песенников Василием Седым. В этих песнях было удивительно точное слияние слова и музыки, они были проникнуты подлинным чувством, просты и в то же время своеобразны. Следом за ними Фатьянов написал много песен с тем же Седым, с Мокроусовым, с Сигизмундом Кацем и другими композиторами. И не меньше десятка песенных произведений, слова которых принадлежат Фатьянову, получили всенародную популярность, широко поются у нас на родине, а некоторые — и за ее рубежами.

К сожалению, наша поэтическая критика мало занимается песней, и о творчестве Фатьянова, впрочем, так же, как о творчестве большинства поэтов-песенников, нет ни одной сколько-нибудь серьезной статьи. В то же время в нашей печати по разным случаям появлялось немало статей о песне вообще, и в этих статьях, заметках, фельетонах авторы их с удовольствием выдергивают две — три строки из той или другой песни и — справедливо или несправедливо — поругивают походя, сквозь зубы, наших песенников. В этом смысле особенно «везет» Фатьянову, некоторые песни которого не раз критиковались таким образом, нередко вовсе бездоказательно.

Правильно ли это? По-моему, нет. Работа Фатьянова заслуживает большого, серьезного разговора. Фатьянов—лирик, у него почти нет песен широкого политического звучания, но во многих его песнях мы ощущаем подлинную любовь к своей Родине, к своему народу. В своих песнях оп, как правило, говорит об одном человеке, об одном его чувстве. Но в его удачах именно это обращение к одному сердцу делается близким многим тысячам сердец, через одну улыбку, через думу об одной любимой девушке заставляя эти сердца биться сильнее, пробуждая чувство человеческого достоинства, чувство дружбы и долга. В этих случаях любовная лирика становится лирикой гражданской.

Лирика, как известно, особенно «популярна». Вырвав две строки, очень просто обвинить лирика в том, что ему изменил вкус, а иногда и прямо в пошловатости. Алексей Фатьянов в лучших своих песнях всегда чист и целомудрен, умеет найти правдивые и точные слова, которые волнуют, делают человека выше и сильнее.

Сколько в истории русской поэзии стихов, песен и романсов о соловьях?

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят... — пишет Фатьянов в одной из самых знаменитых своих песен. Используя традиционный образ соловья, он сумел неповторимостью обстановки, бережным вниманием к человеку в этой обстановке, сделать этот образ свежим, новым, дорогим для каждого. Это мог сделать только по-настоящему талантливый человек.

Кому из прошедших войну не стали близкими строки:

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

Можно привести много примеров яркой, требовательной к себе работы Фатьянова-художника. Значит ли это, что в творчестве Фатьянова нет недостатков? Нет, не значит. Здесь, в предисловии к книге, не место для их подробного разбора, хотя бывает, к сожалению, что автор «Соловьев» и многого другого, дорогого нам, снижает требовательность к себе, порой ему изменяет и вкус. Но, не пропуская ошибок поэта, по-товарищески строго говоря о его недостатках, мы должны прежде всего оценить его удачи. Мы любим поэтов за то лучшее, что они сделали, чем они помогли народу. И нечего бояться лишний раз сказать хорошие слова, которые помогут человеку создать все то, что он еще может создать, чтобы порадовать всех тех, для кого он работает.

Что пожелать Алексею Фатьянову, так любовно воспевающему своих земляков, после этой книги, выходящей на его родине? Хочется пожелать, чтобы, перечитав эту книгу, подумав над ней, он пошел дальше, чтобы создал много новых, еще более ярких и нужных людям песен, и прежде всего — песен широкого гражданского звучания, согретых настоящим человеческим чувством.

Лев Ошанин

Единственный сборник Алексея Фатьянова «Поёт гармонь» полностью оцифрован в марте 2012 года, страницы находятся в фотоальбомах этого сайта в категории личные фотоальбомы – ФАТЬЯНОВ Алексей Иванович. Оцифровка проводилась по уникальному экземпляру, на котором поэты, композиторы, певцы, общественные деятели оставляли свои слова и автографы с 1999 года. Это – Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Александр Лемешкин, Александр Михайлов, Я.П. Захаров и Н.В. Виноградов, Геннадий Каменный, Борис Симонов, Вячеслав Добрынин… Но поистине неповторимую ценность этому экземпляру придает самая первая запись, сделанная 25 июля 1999 года: «Владимиру Цыплеву! Вы делаете благородное дело. Успехов Вам. Г. Фатьянова, Н. Фатьянов, А. Фатьянова». Сканы страниц сборника здесь:

http://tsiplev.ucoz.ru/photo/lichnye_fotoalbomy/afatjanov_aleksej_ivanovich/quot_poet_garmon_quot/90-0-759

Категория: Общий архив газетных публикаций | Добавил: Рэмович (21.03.2012)
Просмотров: 916 | Теги: Вязники, Архив Цыплева, соловьи, Фатьяновские праздники, Алексей Фатьянов