Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник |
Часть 4. Окончание. В 1799 г. в училище обучалось 139 учеников: в информатории - 65 учеников /в возрасте 8-14 чет/, в аналогии -10 /10-15 лет/, в инфиме -28 /11-17 лет/, в грамматике -23 /13-17 лет/, и в синтаксиме -1 3 учеников /12-14 лет/. В течение 1799 года 7 учеников выбыли на церковнические места, 4 поступили во Владимирскую семинарию, один определен послушником в монастырь и за одним утверждено диаконское место. Относительно положения учебного дела в училище можно до некоторой степени судить на основании репорта о состоянии училища за декабрь 1799 г., присланного в правление Владимирской семинарии надзирателем прот. Меморским. В этом репорте протоиерей Меморский пишет: Ученики имеют состояние доброе и успех оказывают надежный. Синтаксисты переводили с российского диалекта на латинский из истории Юстина кн. ХХV гл. 5-ю и из ХХVI - главу 1-ю, с латинского из истории Корнелия Нипота из книг VШ и IХ. Грамматисты переводили с российского диалекта на латинский из богословии И. Ернеста стр.118-120; с латинского из той же книги стр.441-447, из грамматики - склонения, спряжения и числительные с вокабулами..; из школьных разговоров - 4-6 разговоры, учили священную историю и краткий Катихизис. Инфимисты и аналогисты - учили грамматику и 140 вокабул. В информатории повторили малую грамматику 6 раз, написали каждый по 15 листов латинского письма и по 20 листов русского. В субботние дни занимались чтением священной истории и истолкованием. /Архив Владимирской семинарии 1800 г. №43/. В следующем 1800 году, когда на место епископа Виктора вступил /24 февраля/ на Владимирскую кафедру епископ Ксенофонт, принесено было много нового в жизнь духовно-учебных заведений Владимирской епархии, но для Вязниковского училища это был последний год его существования. В начале января 1800 г. учитель Вязниковского училища Пав. Протодиаконов был переведен учителем информатории в Суздальское училище, - на его место был избран еп. Виктором студент семинарии Дмитрий Сокольский, хотя и обнаруживший на испытании у Преосвященного не очень твердые познания в латинском языке, но оказавшийся гораздо лучше своих конкурентов. 24 февраля 1800 г. на Владимирскую кафедру был назначен епископ Ксенофонт. Новый Преосвященный тотчас же по приезде во Владимир обратил свое внимание на духовные училища в хозяйственном и учебном отношениях. Он приказал обревизовать приход и расход поступающих на содержание училищ сумм и в то же время безотлагательно ввести в них обучение по новому указанному им методу. Но применение той и другой меры встретило в Вязниковском училище затруднения. Правлением семинарии предложено было надзирателю прот. Меморскому представить приходнорасходную книгу училища за 1799 год и сведения о приходе и расходе по 1-е мая 1800 г. Но исполнить это распоряжение оказалось нелегко: не все деньги принимались расходчиком училища, а частию и учащими, поэтому для представления отчета потребовались предварительные справки. Далее оказалась, что приходорасходная книга училища за 1799 год бывшим расходчиком училища дьячком с. Липок Гавриилом Васильевым сдана в Вязниковское духовное правление. Там ее проверяли и нашли, что она составлена не по форме: полученные деньги проставлены то цифрой, то «речьми», расписок в расходе нет, некоторые статьи очерчены кругом, на последней странице все перечеркнуты. В таком виде книга, конечно, не могла быть представлена на ревизию. Поэтому Меморскому из Правления выдали новую книгу в исправленном виде. Эту книгу он и представил в конце мая в семинарию, а последняя представила ее на просмотр еп. Ксенофонту. По этой книге всего сбора на содержание Вязниковского училища показано - за первую половину 1799 года 103 руб.25 коп. - и за вторую половину 75 руб.25 коп. В расходе за 1799 год - 172 руб.28 коп. и в остатке к 1800 году кроме недобранных денег - 6 руб.22 коп. Недобрано было за 1799 г. 54 рубля. Таким образом и в 1799 г. плата с учеников поступала так же неисправно, как это было к в первый период существования училища. По 1-е мая 1800 г. собрано было 89 р.75 к., из них выдано учителю Семьинскому 32 руб. и Сокольскому - 18 руб. /Адрес семинарии 1800г. Май/. Для введения обучения по новому методу в Вязниковском училище не оказалось нужных книг, поэтому надзиратель прот. Меморский просил выслать для учителей из семинарской библиотеки следующие книги: «Мафеи Синтаксис», «Прозодиа», Российскую краткую грамматику, Пространный Катихизис для народных училищ изданный/, Кастеллионис диалги сакри - для синтаксимы, «Орбис пиктус» и 208 священных историй - для грамматики и руководство к чистописанию и краткую свящ. историю - для информатории. Не все эти книги, как оказалось впоследствии, были высланы в училище, но новый метод тем не менее был введен, и учащими, согласно распоряжению еп. Ксенофонта, был предоставлен отчет о преподанном за май и июнь 1800 года. Учитель низших классов Сокольский писал, что в «инфиме» прошел все склонения и спряжения, все правила с начала грамматики до спряжений и некоторые правила из синтаксиса и сделано 53 перевода; в «аналогий» - все правила до первого склонения, образцы первых трех склонений, глаголы «сум» и 1-го и 2-го спряжений; в «информатории» - написали по 58 листов и выучили 130 вокабул, из краткого Катихизиса прошли до богоспознания откровенного, по церковному пению выучили нотную азбуку и 4 стихири 1-го гласа. «Прочее же, заключает Д.Сокольский, за неимением книг не было преподано». Учитель старших классов Ф.Семьинский сообщает, что в «синтаксиме» переводили историю Юстина, с латинского языка Корнелия Нипота и избранные письма Цицерона, в «грамматике» переводили с русского и латинского из богословия И.Ернеста, учили склонения, спряжения и синтаксис, сокращенный Катихизис и свящ. историю, упражнялись и в церковном пении. «Прочее же за неимением книг не преподавалось и в этих классах. /Сноска. Адрес семинарии, 8 мая и июль 1800г. По методу еп. Ксенофонта в высшем грамматическом классе должно было еще изучаться «Синтаксис Мафеи», «Кастеллионис диалоги», «Просодиа», краткая русская грамматика, география и пространный Катихизис, в низшем грамматическом классе - рифметика, «Орбис пиктус», и 208 св. историй. Таким образом, в вязниковском училище было немало упущений из намеченного курса. /См. Малицкий. История Владимирской семинарии, вып. 1, стр. 287/. Эти отчеты были представлены еп. Ксенофонту в июле 1800 г. и ничто, повидимому, не предвещало, что в следующем месяце Вязниковское училище прекратит свое существование. Между тем 10 августа того же года последовал указ - Вязниковское училище упразднить, учеников перевести во Владимирскую семинарию, туда же передать все дела и оставшиеся неизрасходованные деньги. Но эта неожиданность была только кажущаяся, в действительности уже в 1798 г. подготовлялась почва для закрытия училища. С 1798 г. семинария переведена была снова во Владимир, и на содержание ее назначено было 4000 руб. Теперь явилась возможность увеличить число учащихся в семинарии и избавить духовенство от содержания на свой счет училищ, чем оно так тяготилось. Преосвященный Ксенофонт и воспользовался этой возможностью, закрыв духовные училища в Вязниках и Муроме. В конце августа ученики Вязниковского училища явились в семинарию, здесь им было произведено поверочное испытание, после которого 10 учеников были приняты в пиитический класс семинарии, 13 - в высший грамматический класс, 12 - в низший грамматический класс и 4 назначены к исключению, 37 - в высший элементарный класс и 38 - в низший элементарный класс. Таким образом из 139 учеников, бывших в Вязниковском училище к 1 января 1800 г. в семинарию поступило 108 учеников. Этим и заканчивается история Вязниковского духовного училища, которому не суждено было уже более возродиться. Св. В.Добронравов. О терминах: Первые четыре класса считались низшими и назывались фара, инфима, грамматика, синтаксима. В этих классах обучали латыни, славянскому языку, нотному пению, давали начальные знания по географии, истории и математике. Следующие два класса были средними и именовались пиитика и риторика. В них преподавали красноречие, ораторское искусство и литературу. Последние два класса - философия и богословие - считались высшими. Здесь кроме философии и логики давалось некоторое представление о естественных науках и физике. Учеников последних классов называли студентами. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/PROSODIYA_YAZIKOVAYA.html ПРОСОДИЯ ЯЗЫКОВАЯ, совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Изначально термин «просодия» (греч. prosodia – ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Понимание просодии в лингвистике сходно с принятым в теории стиха в том отношении, что просодические признаки относятся не к сегментам (звукам, фонемам), а к так называемым супра- (т.е. над-) сегментным компонентам речи, бóльшим по продолжительности, чем отдельный сегмент, – к слогу, слову, синтагме (интонационно-смысловому единству, состоящему обычно из нескольких слов) и предложению. Соответственно, для просодических признаков характерна продолжительность, неточечность их реализации. Отличие же языковой просодии от поэтической заключается в том, что первая является важным элементом организации языка в целом, тогда как вторая предстает как специальное средство, используемое лишь при выполнения языком его поэтической функции. Размещено по машинописному сборнику в 5-ти томах: Л.И. Аносов «Ярополч Залесский и Вязниковский край в документах». Вязники. 1985-2005. В интернете впервые. Оцифровка книги и сверка текста – В.Р. Цыплев. Май 2012 года. | |
Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (22.05.2012) | |
Просмотров: 824 |