Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник

ВЯЗНИКОВСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

Сохранились оба здания, о которых идет речь в документе: келейный корпус, в котором жили учащиеся Вязниковского духовного училища в 1780 году и учебные классы - пристройка к зданию Благовещенского собора. Отреставрировано в 1970-1980-е годы Вязниковским музеем. Фото Владимира Цыплева. Осень 2011 года.

/Из истории духовных школ во Владимирской епархии/

Высочайшим указом от 6 мая 1788 года повелено было епископу Владимирскому именоваться Суздальским и Владимирским и вместо Владимира иметь свое пребывание в г. Суздале. Одновременно с этим была упразднена и Переславская епархия после своего недолгого /44г./ существования. Вместе с этим объединением Владимирской епархии и перенесением епископской кафедры в Суздаль должны были соединиться е одну и бывшие на территории епархии отдельные духовные семинарии. Таким образом к 1790 году из трех семинарий - Владимирской, Переславской и Суздальской образовалась одна очень многолюдная семинария б г. Суздале, где собралось до 400 учащихся.

При таком количестве учащихся в объединенной семинарии создавались большие неудобства как в учебном, так и в хозяйственном отношении. Учеников оказалось настолько много, что заниматься с ними наличному составу учащих стадо очень затруднительно; в то же время средств на содержание новых учителей и прибывших учеников не прибавилось. Посему нужно было каким-либо способом отвлечь часть учеников от Суздальской семинарии. Ради этой цели и стали открываться по уездным городам епархии духовные училища, где дети духовенства должны были получить низшее образование уже на средства своих родителей. Такое училище прежде всего основалось в г. Переславле, на месте прежней бывшей здесь семинарии /в 1788г. /. В 1790 г. открылось училище во Владимире, в 1781 г. - в г. Вязниках и в г. Муроме, а несколько позднее и в г. Юрьеве.

/Сноска. См. Малицкий. История Владимирской семинарии./

В настоящей статье мы хотим познакомить читателей с историей кратковременного существования духовного училища в г. Вязниках, пользуясь для восстановления этой истории данными, сохранившимися в архивах Суздальской духовной консистории и Вязниковского Благовещенского монастыря, указанными отчасти и в истории Владимирской духовной семинарии Малицкого.

2 марта 1790 г. ректор Суздальской семинарии архимандрит Евгений докладывал Преосвященному Виктору, бывшему тогда епископом Суздальским и Владимирским: «Понеже в каждом классе, кроме богословия и философии, учеников находится по многому количеству, то учителя уроков выслушать и прочих школьных упражнений у каждого ученика освидетельствовать и поправить не могут, а чрез то ученики не довольно успевают». В устранение этих неудобств ректор и ходатайствовал пред Преосвященным об открытии духовных училищ в гг. Муроме и Вязниках, куда бы могли поступать дети духовенства этих и прилегающих к ним уездов и тем освободить низшие классы Суздальской семинарии от переполнения учащимися. Преосвященный Виктор одобрил проект ректора и предписал учредить училища низших классов в Муроме и Вязниках,

Суздальская духовная консистория, согласно этому распоряжению Преосвященного, 5 апреля 1790 г. определила - послать в Вязниковское духовное правление указ, чтобы правление объявило находящимся в его ведомстве священно-церковно-служителям: 1/. «Детям их обучаться в Суздальской семинарии крайне невместительно, лишаться же учености и просвещения какой стоит важности и сожаления о том в нынешнее просвещенное время изъяснять нет надобности и 2/. в рассуждении их самих, какие они в перевозах детей своих в семинарию и в содержании их чрез далнее расстояние терпят трудности, всем известно». Имея это в ввиду, не пожелают ли они учредить в Вязниках малое училище для своих детей и если согласны, то «какое они на содержание училища и двух учителей намерены сделать постановление». При сем предписывалось внушить духовенству, что дети его, обучаясь в училище, будут почитаемы и в ведомостях в Св. Синод показываемы будут действительными семинаристами, а не праздными церковниками и по окончании первых наук будут переводимы в семинарию. В заключение консистория предписывала духовному правлению снестись с настоятелем Благовещенского в г. Вязниках монастыря и обще с ним избрать в монастыре удобные для училища покои и сообщить, кто из местных священно-служителей может быть пригоден к учительству в проектируемом училище. /Сноска. Архив Суздальской дух. консистории, д.1790, №21/

Вязниковское духовное правление поспешило исполнить предписание консистории и чрез нарочных распорядилось, чтобы священно-церковно-служители его округа немедленно явились в Вязники для решения вопроса об открытии училища. Но исполнить это рассмотрение было не легко: «ведомство» Вязниковского духовного правления обнимало довольно обширный район /уезды Вязниковский, Гороховецкий, и часть уездов Шуйского. Ковровского и Судогодского/, а поездка в Вязники, благодаря весенней распутице, была крайне затруднительна. Поэтому на призыв правления в Вязники 14 мая явились из духовенства только «человек с десять», которые естественно не могли решить предложенного им вопроса. Правление назначило новый срок для собрания - конец июня. На это собрание /25 июня/ явилось «человек с 30» /а по позднейшему рапорту правления консистории «человек с пятьдесят». Одни из собравшихся согласились на открытие в Вязниках училища на их средства, другие же за неимением детей и за дальностью расстояния от Вязников отрекались от этого, большинство же окружного духовенства совсем не явилось в Вязники к не прислало никаких заявлений. Тогда духовное правление распорядилось отправить по округу нарочных, чтобы на местах уже отобрать от духовенства подписку относительно открытия в Вязниках училища, но и теперь многие не соглашались на открытие его. Выразившие согласие указывали в подписке и ту сумму, какую они намеревались вносить на содержание училища по степени своей состоятельности: этих сумм набралось всего 53 р. 5 к. 25 октября 1790 года Вязниковское духовное правление сообщило консистории о всем сделанном по вопросу об учреждении в Вязниках духовного училища, указало и способных к учительству кандидатов-священников Введенской г. Вязников церкви Ивана Михайлова Левицкого и Троицкой в Ярополче - свящ. П. Красносельского. Остался неразрешенным только вопрос о помещении для училища, так как правление из-за отсутствия настоятеля не сделало сношений с Благовещенским монастырем.

Духовная консистория признала неудобными произвольные взносы на содержание проектируемого училища и указом от 4 декабря 1790 г. распорядилось предложить духовенству, что если они желают открыть в Вязниках училище, то должны положить на содержание училища с каждого ученика «единообразную плату». На это предложение консистории ответили согласием 99 священно-церковно-служителей Вязниковского округа. В виду этого согласия духовной консисторией журналом от 22 января 1791 г. определено было училище в Вязниках открыть.

/Сноска. Журналы Суздальской консистории 1791г.22.01./

Помещения для училища было отведено в Вязниковском Благовещенском монастыре, для чего пришлось несколько переделать бывшие свободные монастырские кельи. За это помещение родители учащихся обещались давать «хлебную в монастырь плату» и покрыть расходы по приспособлению под училище монастырских келий.

/Сноска. Рапорт строителя Благовещенского монастыря иеромонаха Арсения епископу Виктору в мае 1793 г./В архиве Благовещенского м-ря/.

Далее см. часть 2.

Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (22.05.2012)
Просмотров: 1120