Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник

ВЯЗНИКИ ИКОНА КОРСУНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Молебны в честь Корсунской иконы Божией Матери

/Корреспонденция из Вязников св. К.Веселовского/.

Вязниковский Крестовоздвиженский храм. Фото Владимира Цыплева. 2010 год.

Первого числа мая прошедшего 1881 года, церковный староста Вязниковской Крестовоздвиженской Кладбищенской церкви, приписанной к городской -приходской Троицкой, Вязниковский мещанин Василий Семенов Шеин, с согласия настоятеля прихода и его помощника, обратился к Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением о разрешении во все воскресные дни - летом после вечерни, а зимой после литургии служить молебны с чтением акафиста пред древнею, хранящеюся в Крестовоздвиженском храме, иконою Божией Матери, именуемой Корсунскою с провозглашения многолетия Государю Императору Александру Александровичу и всему царствующему дому, а после молебна совершать краткую литию о упокоении души в Бозе почившего Царя-Мученика Императора Александра Николаевича, - 9 октября - в день празднования иконы Божией Матери Корсунской, и 1~го марта, в день воспоминания мученической кончины бессмертного Освободителя народов, по окончании литургии в том храме совершать по Нем великие панихиды. К этому прошению впоследствии присовокупились еще два: от священников Троицкой церкви о разрешении им пред началом вышесказанных моленных пений вести с прихожанами вне богослужебные собеседования, а от церковного старосты Шеина о разрешении на время литургии ежегодно 8-го октября брать из Вязниковского Казанского Собора Чудотворную и глубоко здесь чествуемою икону Божией Матери, именуемую Казанскою. На все сии прошения последовало Архипастырское разрешение Его Преосвященства по каждому прошению в свое время.

24 мая прошедшего года было совершено первое молебное пение с акафистом и после того краткая лития о упокоении души венценосного Мученика, причем пишущим настоящие строки было сказано вступительное слово с объяснением, что цель начатых молитвословий – испрошение молитвами Богоматери благопоспешения, покрова и заступления Божия царствованию Государя нашего Императора Александра Александровича, а в Бозе почившему Императору - Мученику Александру Николаевичу вечно блаженного упокоения в обителях рая.

Год прошел от начала этих молитвословий, и я жестоко погрешил бы, если не поделился бы сведениями о том, как шло в продолжение года это дело. Но прежде всего несколько слов о Крестовоздвиженском храме и хранящейся в нем древней святыне - иконе Божией Матери, именуемой Корсунскою. Крестовоздвиженской храм, как здание, - начала нашего столетия; но местность, занимаемая кладбищем около этого храма, как кладбище, нужно полагать, существует от начала основания древнего города Ярополча, исторически известного с первых годов ХIV века. Кладбище это расположено на восточной стороне доселе сохранившегося вала, окружавшего древний город Ярополч, рядом с Московско-Нижегородским шоссе. Местность, занимаемая кладбищем, восхитительная. Существует устное предание, что на этом кладбище, еще в дни Ярополча, когда здесь жили владетельные князья, был деревянный храм, -но не выдаю это предание за истину, так как никто не помнит никаких останков этого храма. Настоящий храм, как я уже сказал, построен в начале нашего столетия и в нем когда-то поставлена упоминаемая мною Икона, признанная Знатоками древности за особенно древнюю. Старожилы утверждают, что в былое, не особенно далекое время, икона была сия чествуема нарочитым празднеством 9-го октября, но, приблизительно лет около 30-ти тому назад, празднества сии прекратились, тогда как чествование сей Иконы прихожанами Троицкой церкви и многими Вязниковскими гражданами сохранилось и доселе.

Потрясающие события 1-го марта прошедшего года, в сердцах истинных сынов России, возбудило особенно молитвенное настроение духа, - каждый более или менее здравомыслящий понял, что отозвав к Себе украшенного венцом Мученика - Государя Императора Александра Николаевича, всемогущий Бог вразумил россиян, что многие из них недостойны тех великих благодеяний, какими наделял своих подданных мудрый Преобразователь. Под влиянием таких впечатлений, у нас явилась мысль, доколе Господь будет хранить дни нашей жизни, учредить пред давно чествуемой Иконою описываемое молитвословие, предоставив продолжение или нарушение оного тем, кто будет наследовать место нашего служения. Нельзя при этом не высказать чувство благодарности к уважения многим нашим согражданам и прихожанам нашей церкви за то сочувствие, которое доселе видно в участии при этих молитвословиях.

Нужно заметить, что Крестовоздвиженская церковь стоит сравнительно далеко за чертою города и, несмотря на дальность расстояния, богомольцев за акафистами бывает много - минимум 50, максимум-200 человек. Церковный староста, еще с ранней весны прошлого лета, озаботился кладбище расчистить и распланировать правильными довольно широкими тропками, так что в настоящее время, можно сказать, одно из лучших провинциальных наших кладбищ, - это буквально город мертвых с правильными в нем улицами, по которым не без удовольствия ходят живые люди - будущие жильцы этого города. Теперь каждое воскресенье здесь слышится вечерний призыв колокола на молитву за здравие нашего Царя-Батюшки и о упокоении Его незабвенного Родителя. В летнее время благовест к вечерни начинается в 6-м часу пополудни, по окончании вечерни предлагается предстоящим собеседование и за тем несколькими ударами в колокол возвещается о начатии молебного пения с акафистом. В ряду бесед о различных правилах веры и нравственности христианской, пишущим настоящие строки в прошедшем годе было предложено несколько бесед об отношении подданных к Государю, как верховному Правителю народа, Избраннику и Помазаннику Божию, и о святости самодержавия в России.

Начатые и продолжаемые описанные мною молитвословия в результате имеют несомненную и существенную для христианской души и для верноподданных сынов России пользу, что доказывается тем, что желающих участвовать в описываемой молитве является всегда достаточно, -мало того, каждое воскресенье мы видим здесь новых лиц, которых привлекает сюда, вполне убеждены мы, не праздное любопытство, а искреннее желание хотя бы несколько раз в году разделить особенно усиленную и особо установленную молитву за ЦАРЯ.

Священник Константин Веселовский.

Владимирские Епархиальные Ведомости /1882 г., №13/

/Примечание Л.И. Аносова. Автор допустил много ошибок в описании истории кладбищенской Крестовоздвиженской церкви. См. В Добронравов: «Историко-статистич. описание церквей и приходов Владим. Епархии. Вязников. и Гороховецкий уу. Владимир,1898 г."/ как и в истории г. Ярополча. Автор не знал, что упоминаемый в XIV веке Ярополч находился в 5 верстах от нынешних Вязников около Пировых-Городищ. Кладбище с Крестовоздвиж. церковью появилось не ранее ХIV века около с. Минина, а возможно и позднее - около города-крепости Ярополч ХVII века и д. Бутыры, Толмачево.

Упоминаемый вал насыпан землей при рытье рва только при восточной, к Гороховцу, стене крепости. Кладбище было за рвом. Л.А./

Оцифровка и сверка текста – Владимир Цыплев. 2012 год.

Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (04.04.2012)
Просмотров: 601 | Теги: Вязники, К.А. Веселовский, Архив Цыплева. Л.И. Аносов