Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник |
Владимирские Епархиальные
Ведомости /1884 г. № 8-н/ Синодик
Кинешемского погоста Вязниковского у. /Библиографическая
заметка/
В наше время в просвещенном обществе возбужден весьма сильный интерес
ко всякой старине. Старинные чашка, кокошник, коты или братины обращают на себя
серьезное внимание, как характеристики старинного быта Русского народа. По тому
же самому и еще в большей степени
интересуются всякою церковного древностию, которая относится к давней
религиозной жизни Русского народа, к его верованиям. В наших церквах, как в
более или менее неприкосновенных хранилищах, отыскиваются иногда вещи, которые
имеют цену для археологов, стоит только порыться и присмотреться в церковных
ризницах, библиотеках или в сундуках у церковных старост. В таких местах
иногда находятся грамоты храмозданные, синодики и разные книги, которые имеют
как общее, так и тем более, частное, местное значение: по ним можно определить
приблизительно, а иногда и точно как
давность церкви и прихода, так найти в них материал для истории села или
погоста. Но, к сожалению, эти ценные вещи лежат целые десятки лет без всякого
внимания, в неизвестности.
Так в церкви погоста Кинешемского, Вязниковского уезда, отыскался "синодик"
очень давний, судя по некоторым данным, и может быть ныне редкий. Приходилось
мне показывать его некоторым из собратий и спрашивать, - нет ли в их храмах
подобного синодика, но ответ был отрицательный. Потому я решился сообщить о нем
краткие сведения во внимание тех, кои интересуются стариною.
Давность "синодика" определяется тем, что имена царей Русских:
Михаила, Алексея, Феодора вписаны после другою рукою, а первоначальное
полууставное письмо синодика окончилось именами сыновей Иоанна Грозного, - Иоанна,
Дмитрия и Царя Феодора Иоанновича; так же вписаны после имена последних русских
патриархов, а в начальном письме упомянуты только имена патриархов
"Иова" и "Ермогена". Стало быть лица, после вписанные в
синодик, были еще живы, когда первоначально писан был синодик. И еще, после
вписаны имена Суздальского Епископа Евфимия и Архиепископа Илариона
/основателя Флорищевой пустыни/. Судя по этим данным, время написания Синодика
следует отнести к началу XVII-го столетия. И
так как в первоначальном уже письме сказано: "Помяни Господи душа
побиенных в царствующем граде Москве, во всех градех русских, подовсеми грады
Московского царства... во граде Шуе во
всех пределах его и во всех весех его, от Литвы к от черкас... от казаков и от
немец... лежащих во граде Шуе /во всех пределах его/ у св. чудотв. безсребреников
Козьмы и Дамиана", то поэтому можно предполагать время написания синодика
– время Междуцарствия.
Книга-синодик принадлежит "церкви Чудотворца Николая Кинешемского
погоста что за рекою Клязьмою", как можно читать подпись по листам над
текстом, хотя и трудно разбираемую, а также потому, что в синодик вписаны роды
крестьян приходских деревень. По внешнему виду синодик похож на обыкновенную псалтирь, и только немного менее ее, в досках и кожаной обложке. Писан /а не печатан/ полууставом, достаточно четко, с обычными старинными сокращениями – титлами до Никоновского времени. Например: /Господь Иисус Христос/.
Со стороны языка синодик представляет особенности в выражениях, например:
"Помяни Господи душа их" /вместо "души" их/. Есть
выражения, допущенные произвольно или по ошибке переписчиком приспособительно
к простой разговорной речи, например: "Оцыщение" вместо
"очищение", "вымет часть святым копием", или "чадо
Михаиле млад еси верстою /возрастом/, а стар смыслом", "се жертво
тайная свершена дароме приносится" /Херувим. песнь лит./.
Синодик начинается предисловиями, которых до четырех предисловий
учительного характера. Эти предисловия особенно обращают на себя внимание. В
них собрано все, что прямым или косвенным образом относится к поминовению душ
усопших. В них христианин всячески убеждается творить поминовение по усопшим, давать
вклады в церкви. Потому с этой целью помещены довольно любопытные рассказы из
отеческих преданий /может даже апокрифического свойства/. В конце синодика
помещен заупокойный канон и "вселенское" панихидное пение; а этому
канону опять предшествует "Предидверие слову пред каноном".
В тексте предисловий есть довольно оригинальные представления, например:
"третины же творим яко в третий день человек изменяется вида, девятины же
творим яко в девятый день разрушается все тело хранимо токмо сердцу единому, четыре
десятины же творим сего ради яко и то сердце тогда погибнет. Сице в зачатии
младенцу бывает в третий день живописуется сердце. В девятый же день составляется
плоть. В четыредесятый же день совершен вид воображается. И тоя ради вины души
памяти творим".
Самый "помянник" начинается общими поминовениями. Эти общие
поминовения разделяются на рубрики, коих числом до пятидесяти. Например. В
первой рубрике говорится: "Помяни Ги душа иже последоваша пророческим
гласом... Евангельским списанием... Седми собор предания держащих, и того ради
елико в житии сем согрешиша прости им и душа их со святыми покой". По
образцу сей рубрики составлены и прочие. В сих рубриках есть довольно
характерные поминовения. В 50й рубрике читается: "Помяни Ги душа... еже от
Божия руки создана человека от земля прадеда нашего Адама и его супруги
прабабы нашея Еввы и весь род их народившихся"... "Иже благочестно на
земли поживших во обхождении солнца. Уже от века в поднебесней и во всех
седмитысящных летех и до сего дни и часа".
Далее в синодике поминаются личности: цари и царицы греческие, патриархи
вселенские, патриархи русские, митрополиты всея России, начиная с первого
Михаила… Архиепископы, Епископы, - Новгородские, Суждальские с поименованиями, но
Ростовские, Коломенские, Тверские, Рязанские, Сарские, Пермские, Черниговские и
Смоленские без поименований, хотя и оставлены для их имен пробелы. Потом
поминаются имена Великих Князей Русских, начиная с Владимира, и с родом их; Великие
Князья Московские, Благоверные Цари, Князья Псковские; поминаются по порядку
Великие Княгини и Царицы. Здесь вообще историк много найдет исторических имен.
Наконец поминаются имена усопших в окрестных погосту Кинешемскому
городах, слободах, селах, деревнях и роды приходских деревень. Следует
заметить, что, между прочим, записаны роды: чудотворца Сергия, чудотворца
Николая. Другие роды особого интереса не имеют, разве кроме рода окольничего
Василья Савича Нарбекова. Прочие роды имеют только местный интерес. Сообщил
священник Иоанн Лавров.
/ПС. Интересно:
1/. Синодик составляться начал, видимо, с конца 16 века, а не начала
17-го. Упомянуто о "седмитысячных летех", а не "семьдесят
одной", т.е. 17 века.
2/.Синодик вниманием связан с Шуей /Разгром Шартомского м-ря казаками
3/. Внимание к Сергию Радонежскому /Знакомство с владениями Тр.-Серг. монастыря
в Ярополче?/
4/. Нет упоминания о Михаиле Верижнике или захоронении, бытности его в
каком-то близком к погосту монастыре /не сохранилось преданий? Писал пришлый
священник из Шуи?/ Л.А./ Публикация из машинописного сборника
Л.И. Аносова «Документы Вязниковского края». 1997 год. | |
Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (10.02.2012) | |
Просмотров: 1238 | |