Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник

Синодик Кинешемского погоста Вязниковского у.

Владимирские Епархиальные Ведомости /1884 г.

№ 8-н/

Синодик Кинешемского погоста Вязниковского у.

/Библиографическая заметка/

   В наше время в просвещенном обществе возбужден весьма силь­ный интерес ко всякой старине. Старинные чашка, кокошник, коты или братины обращают на себя серьезное внимание, как характеристики старинного быта Русского народа. По тому же  самому и еще в боль­шей степени интересуются всякою церковного древностию, которая относится к давней религиозной жизни Русского народа, к его верова­ниям. В наших церквах, как в более или менее неприкосновенных хр­анилищах, отыскиваются иногда вещи, которые имеют цену для археологов, стоит только порыться и присмотреться в церковных ризни­цах, библиотеках или в сундуках у церковных старост. В таких мес­тах иногда находятся грамоты храмозданные, синодики и разные книги, которые имеют как общее, так и тем более, частное, местное значе­ние: по ним можно определить приблизительно, а иногда  и точно как давность церкви и прихода, так найти в них материал для ис­тории села или погоста. Но, к сожалению, эти ценные вещи лежат це­лые десятки лет без всякого внимания, в неизвестности.

   Так в церкви погоста Кинешемского, Вязниковского уезда, отыскался "синодик" очень давний, судя по некоторым данным, и может быть ныне редкий. Приходилось мне показывать его некоторым из собратий и спрашивать, - нет ли в их храмах подобного синодика, но ответ был отрицательный. Потому я решился сообщить о нем краткие све­дения во внимание тех, кои интересуются стариною.

   Давность "синодика" определяется тем, что имена царей Русских: Михаила, Алексея, Феодора вписаны после другою рукою, а первонача­льное полууставное письмо синодика окончилось именами сыновей Иоанна Грозного, - Иоанна, Дмитрия и Царя Феодора Иоанновича; так же вписаны после имена последних русских патриархов, а в началь­ном письме упомянуты только имена патриархов "Иова" и "Ермогена". Стало быть лица, после вписанные в синодик, были еще живы, когда первоначально писан был синодик. И еще, после вписаны имена Суз­дальского Епископа Евфимия и Архиепископа Илариона /основателя Флорищевой пустыни/. Судя по этим данным, время написания Синоди­ка следует отнести к началу XVII-го столетия. И так как в первона­чальном уже письме сказано: "Помяни Господи душа побиенных в цар­ствующем граде Москве, во всех градех русских, подовсеми грады Московского царства...   во граде Шуе во всех пределах его и во всех весех его, от Литвы к от черкас... от казаков и от немец... ле­жащих во граде Шуе /во всех пределах его/ у св. чудотв. безсребреников Козьмы и Дамиана", то поэтому можно предполагать время на­писания синодика – время Междуцарствия.

   Книга-синодик принадлежит "церкви Чудотворца Николая Кинешемского погоста что за рекою Клязьмою", как можно читать подпись по листам над текстом, хотя и трудно разбираемую, а также потому, что в синодик вписаны роды крестьян приходских деревень.

   По внешнему виду синодик похож на обыкновенную псалтирь, и только немного менее ее, в досках и кожаной обложке. Писан /а не печатан/ полууставом, достаточно четко, с обычными старинными сок­ращениями – титлами до Никоновского времени. Например:  /Господь Иисус Христос/.

   Со стороны языка синодик представляет особенности в выраже­ниях, например: "Помяни Господи душа их" /вместо "души" их/. Есть выражения, допущенные произвольно или по ошибке переписчиком при­способительно к простой разговорной речи, например: "Оцыщение" вместо "очищение", "вымет часть святым копием", или "чадо Михаи­ле млад еси верстою /возрастом/, а стар смыслом", "се жертво тай­ная свершена дароме приносится" /Херувим. песнь лит./.

   Синодик начинается предисловиями, которых до четырех предис­ловий учительного характера. Эти предисловия особенно обращают на себя внимание. В них собрано все, что прямым или косвенным об­разом относится к поминовению душ усопших. В них христианин вся­чески убеждается творить поминовение по усопшим, давать вклады в церкви. Потому с этой целью помещены довольно любопытные расска­зы из отеческих преданий /может даже апокрифического свойства/. В конце синодика помещен заупокойный канон и "вселенское" пани­хидное пение; а этому канону опять предшествует "Предидверие слову пред каноном".

   В тексте предисловий есть довольно оригинальные представле­ния, например: "третины же творим яко в третий день человек изме­няется вида, девятины же творим яко в девятый день разрушается все тело хранимо токмо сердцу единому, четыре десятины же творим сего ради яко и то сердце тогда погибнет. Сице в зачатии младен­цу бывает в третий день живописуется сердце. В девятый же день составляется плоть. В четыредесятый же день совершен вид воображается. И тоя ради вины души памяти творим".

   Самый "помянник" начинается общими поминовениями. Эти общие поминовения разделяются на рубрики, коих числом до пятидесяти. Например. В первой рубрике говорится: "Помяни Ги душа иже последоваша пророческим гласом... Евангельским списанием... Седми собор пре­дания держащих, и того ради елико в житии сем согрешиша прости им и душа их со святыми покой". По образцу сей рубрики составлены и прочие. В сих рубриках есть довольно характерные поминовения. В 50й рубрике читается: "Помяни Ги душа... еже от Божия руки создана че­ловека от земля прадеда нашего Адама и его супруги прабабы нашея Еввы и весь род их народившихся"... "Иже благочестно на земли по­живших во обхождении солнца. Уже от века в поднебесней и во всех седмитысящных летех и до сего дни и часа".

   Далее в синодике поминаются личности: цари и царицы греческие, патриархи вселенские, патриархи русские, митрополиты всея России, на­чиная с первого Михаила… Архиепископы, Епископы, - Новгородские, Суждальские с поименованиями, но Ростовские, Коломенские, Тверские, Рязанские, Сарские, Пермские, Черниговские и Смоленские без поименований, хотя и оставлены для их имен пробелы. Потом поминаются имена Великих Князей Русских, начиная с Владимира, и с родом их; Великие Князья Московские, Благоверные Цари, Князья Псковские; поминаются по порядку Великие Княгини и Царицы. Здесь вообще историк много найдет исторических имен.

   Наконец поминаются имена усопших в окрестных погосту Кинешемскому городах, слободах, селах, деревнях и роды приходских деревень. Следует заметить, что, между прочим, записаны роды: чудотворца Сер­гия, чудотворца Николая. Другие роды особого интереса не имеют, раз­ве кроме рода окольничего Василья Савича Нарбекова. Прочие роды имеют только местный интерес.

Сообщил священник Иоанн Лавров.

   /ПС. Интересно:

   1/. Синодик составляться начал, видимо, с конца 16 века, а не начала 17-го. Упомянуто о "седмиты­сячных летех", а не "семьдесят одной", т.е. 17 века.

   2/.Синодик вниманием связан с Шуей /Разгром Шартомского м-ря казаками 1619 г.?/, Новгородом, скорее Великим, чем Нижним, т.к. упоминаются только князья Псковские?

   3/. Внимание к Сергию Радонежскому /Знакомство с владениями Тр.-Серг. монастыря в Ярополче?/

   4/. Нет упоминания о Михаиле Верижнике или захо­ронении, бытности его в каком-то близком к погосту монастыре /не сохранилось преданий? Писал пришлый священник из Шуи?/

Л.А./

Публикация из машинописного сборника Л.И. Аносова «Документы Вязниковского края». 1997 год.

Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (10.02.2012)
Просмотров: 1189 | Теги: аносов, Архив Цыплева, Кинешемский погост, Епархиальные ведомости