Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник |
КТО ЖЕ СТРОИЛ ЯРОПОЛЧ ЗАЛЕССКИЙ? (ИЛИ УТЕРЯННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО) Порой в раскрытии тайн истории немалую роль играют случайности. Такая случайность в 1977 году произошла и в Вязниках. Историков, занимающихся нашим краем, давно мучил вопрос: права ли доктор исторических наук АЛ. В. Седова, проводившая раскопки около села Пировы Городищи, утверждая, что раскопанный город Ярополч Залесский был основан великим Киевским князем Ярополком Владимировичем в период 1136—39 гг.? Что было взято за основу этого утверждения? Ясно, что результаты раскопок, ибо в летописях об этом ничего нет. Но вот что именно в результате раскопок? В исторической науке существует несколько точек зрения, что понимать под словом «город». И одна из них - это мнение академика Д. С. Лихачева, которое он изложил в письме комиссии Владимирского горсовета по поводу основания города Владимира. Он писал: «Город» по-древнерусски означает не только город как населенный пункт, но и городские стены. Поэтому «поставить город», «соорудить город» могло чаще всего относиться к строительству стен. В нашем случае, если принять такую условность, то можно согласиться с утверждением М. В. Седовой. Действительно, раскопки Ярополча Залесского показали, что крепостные валы стели насыпаться в первой половине 12 века и основной ранний археологический материал относится с середине этого века. Но раскопки также показали, что уже в конце 10 века здесь, в мерянском поселении, появились славяне и уже в первой половине 11 века здесь имели значительное по своему времени ремесленное производство: на селище под будущим «городом» найдены предметы новгородского типа. Пришли язычниками и здесь приняли христианство. Из летописных источников известно, что в Волго-Окском междуречьи крещение местного населения в основном происходило при Ярославе Мудром (1019— 1054 гг.). К Ярополчу Залесскому это относится, судя по раскопкам, к концу 11 или первым годам 12 вв.: от этого времени здесь найдены раннее христианское захоронение и отдельные принадлежности культа: кресты, нательные иконки. Захоронение находилось в черте будущих валов, и последние могильные ямы располагались всего в 12-18 метрах от жилищ. В двух из них, в предпоследнем ряду, найдено на костяке женщины позументное украшение из золотых нитей византийского происхождения на фрагменте ворота рубахи и железные вериги на мужском костяке со сдавленными костями лица. Первое захоронение говорит о богатой христианке знатного происхождения, второе – о возможном убийстве монаха-проповедника. Захоронения находились совсем рядом, почти напротив усадьбы посадника города, которая датируется М. В. Седовой началом 12 века. Не исключены и волнения при принятии христианства. К этой поре относятся и наиболее интенсивные нападения по реке Клязьма восточных булгар. После 1108 года о них летописи почти не упоминают. Надо еще отметить, что в 1096 году на территории от Мурома до Суздаля, Ростова проходила крупная междоусобная война между князьями Переяславскими и Черниговскими с сожжениями городов, строительством укреплений, утверждением своих посадников и т. п. Относительное замирение произошло на Любеческом съезде князей в 1097 году, когда было установлено, что каждый княжеский дом «держит отчину свою» и не вступается в другую, то есть, устанавливалось право на потомственное владение определенным уделом, выделенным Ярославом Мудрым своим трем сыновьям: Изяславу, Святославу, Всеволоду. Как известно, Ростово-Суздальская земля относилась в переяславскому князю Всеволоду, отцу Владимира Мономаха, деду князей Мстислава, Ярополка (кому приписывается строительство Ярополча Залесского), Юрия Долгорукого и другим. Раскопки Ярополча Залесского дали еще три предмета, предмета загадочных, но датируемых во времени, что позволяет ставить под сомнение дату «становления города» и отнести ее к более раннему периоду. Сама М. В. Седова соглашалась с профессором В. А. Кучкиным, что даже по одной из находок - свинцовой печатке «Дънъслово» можно было бы начать отсчет города с 1108 года. Что это за предметы и что за случайность, связанная с ними произошла в Вязниках в 1977 году? Первый предмет — это упомянутая выше свинцовая актовая печатка серии «Дънъслово» и поясным изображением женской фигуры с ореолом вокруг головы и надписью «Св. Арина». Печатка пока единственная в археологии с такой легендой и вызывает много толков. Занимаясь актовыми печатями раннего феодализма, академик В. Л. Янин пришел к выводу, что печати серии «Дънъслово» ходили только в период 1093-1113 гг. и, до находки в Ярополче Залесском, принадлежали к узкому кругу лиц, связанных с домом великого киевского князя Святослава Изяславича: самому Святополку, его сыну Ярославу, князьям новгородским - Мстиславу Мономаху и Давиду Святославичу, а также епископам западных кафедр Руси. Находка в далекой восточной провинции выпадала из этого правила: во-первых, она найдена в Ростово-Суздальской земле, не входившей в сферу влияния Киева, как считалось историками, и, во-вторых, эта печать принадлежала княгине с именем Ирина. Какой? В. Л. Янин остановился на великой княгине Ирине—Варваре, жене Святополка Изяславича, дочери византийского императора Алексея 1 Комнина. В летописных источниках о ней ничего не говорится, она упомянута единственно в акафисте Св. Варвары. Не известна такая дочь, с именем Ирина—Варвара, Алексея 1 Комнина и историкам-византинистам. Да и как такая актовая печать могла попасть в дом посадника Ярополча Залесского. Появилось много версий, но ни одна не дает объяснения. По этой находке В. А. Кучкин сделал вывод, что город Ярополч был построен в 1108 году, времени—дате единственного упоминания о княгине Ирине. Вязниковский краевед В. Н. Маштафаров взял под сомнение вывод академика В. Янина о печатке «Св. Ирина». В одной из своих заметок в «Маяке» он утверждал, что это печатка княжны-инокини Ирины, дочери переяславского князя Всеволода, великого киевского князя с 1078 по 1093 гг., сестры Владимира Мономаха, умершей тоже в 1108 году. В этом случае В. Н. Маштафаров решал проблему, на чьей земле находился Ярополч Залесский. Но в исторической науке утвердилось мнение В. Л. Янина, его придерживались и В. Кучкин и М. В. Седова, так и не дав объяснение как она могла попасть в Ярополч. О втором предмете, найденном в Ярополче Залесском, заговорили совершенно недавно, и пока он не нашел какого-либо другого объяснения, кроме мнения, высказанного М. В. Седовой в статье, опубликованной в сборнике «Древности славян и Руси», М. Н. 1988 г. Это очень редкая иконка-подвеска (их всего найдено три экземпляра: в Галиче-Волынском, Ярополче и д. Кирьяново Ярославской обл.). Иконка сделана оттиском со свинцовой актовой печати, недавно найденной при раскопках в Суздале. Печатка принадлежала переяславскому епископу Ефрему с 1072 г., соратнику вел. кн. Всеволода. Он ведал церковными делами Переяславля Южного, Смоленска, Ростово-Суздальской земли. Известен своими строительными делами в Суздале в период с 1096 по 1105 гг. Вскоре после смерти в 1105 г. был причислен к лику святых, и в честь него были сделаны оттиски с его печатки в виде нательных иконок-привесок круглой формы. Он почитался как переяславский святой, Преподобный Киевский и был похоронен в Киево-Печерской лавре в Антониевой пещере. Надо заметить, что, говоря об этой иконе-подвеске, М. В. Седова подчеркивала, что она «лишний раз свидетельствует о тесных политических и семейных связях княжеских родов Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси». Печатки «Дънъслово» тоже были связаны, как и многие предметы раскопок в Ярополче показали, с Галицко-Волынской Русью. Как видим, второй предмет связан с определенным именем и определяется датой около 1105 года. Третий предмет -
это та случайность 1977 года, которая, возможно, позволила бы решить
окончательно вопрос и с датой и с тем, почему и кто строил город Ярополч
Залесский. В своей книге-отчете «Ярополч Залесский» М. В. Седова пишет: «В доме
11 обнаружены единственная в Ярополче свинцовая печать конца 11 - начала 12 в.,
писала и обрывки серебряного сканого женского украшения...» Она ошиблась. Спустя
семь лет, после окончания раскопок у Ярополча Залесского, четырнадцатилетний
мальчик Алеша Лебедев нашел в отвальной земле раскопа вторую свинцовую актовую
печатку, видимо, пропущенную археологами. Он принес ее в музей и отдал «каким-то
тетенькам», скорее всего смотрителям. Этот тогдашний мальчик - нынешний
учитель истории школы №9, энтузиаст в археологических изысканиях нашего края,
Алексей Викторович Лебедев, автор замечательной обзорной статьи по древнейшим
местам обитания на нашей территории первобытного человека «Сквозь толщу
веков», опубликованной недавно в газете «Маяк». В прошлом году он помогал
владимирским археологам в составлении археологической карты нашего района. Найденная
им печатка, к сожалению, в фондах музея сейчас не числится. О печатке мне
рассказал случайно сам Алексей Викторович, когда мы шли с ним знакомиться с
обнаруженной недалеко от Петрина стоянкой мерянской эпохи. Я его попросил по
памяти воспроизвести легенду найденной им в Ярополче печатки. Вот что он
нарисовал (см, рисунок 1. Когда мы его рисунок стали сравнивать с образцами
печаток каталога, то Алексей. Викторович с опасливым удивлением показал на
свинцовую актовую печатку «От Ратибора» (см. рисунок 2). Это было неожиданно.
Печаток от Ратибора известно всего 7, найдены в Крыму, Киеве, Полтаве, куплены
в Севастополе и Нужно отметить, что вислые свинцовые актовые печатки привешивались на шнурках (отсюда бороздка через печать) к грамоте князя, княгинь, епископов, тысяцких, в которых содержались те или, иные распоряжения. На лицевой стороне печатки было изображение святого, покровителя владельца печати, имя святого, на обратной стороне — степень значимости грамоты. Так до сих пор смысл печатки «Дънъслово» не расшифрован, есть несколько версий. Грамоты, скрепленные такими вислыми печатями, рассылались с гонцами по разным городам, местам, где находились люди владельца печати. Если объединить вместе три загадочных находки: две свинцовые вислые печатки и икону-подвеску, то можно утверждать: во-первых, все три предмета датируются до 1113 года, года вступления на Киевский великокняжеский стол Владимира Мономаха: во-вторых, предметы близки дому переяславского князя Всеволода и его сыновей; в-третьих, если допустить, что на территории городища Ярополча Залесского в отвале раскопок найдена вторая актовая печать (в чем я не сомневаюсь), то исключается случайность появления в Ярополче печатки «Дънъслово», и в поселении до 1113 года уже был посадник переяславского князя, то есть Владимира Мономаха. Все это, если учесть и другие результаты раскопок (христианского могильника, полуземляночных построек южных переселенцев на городище, существовавших недолгое время до наземных жилищ), позволяет сделать вывод, что «город» Ярополч начал появляться еще за несколько десятилетий до определенной М. В. Седовой даты: где-то около 1108 - 1113 гг. И переселенцы из Галича, Волыни, Киева, Переяславля появились в наших местах в первый приход Юрия Долгорукого, еще отрока. Но...потеря находки мальчика Алеши Лебедева, отданной им в музей в 1977 г., делает все эти выводы проблематичными, и нынешние научные работники музея только разводят руками. Может, кто из прежних работников музея вспомнит что о полустертой свинцовой печатке с поясным изображением фигурки, буковкой «к» сбоку и на обороте внизу буквами «бора»? Л. АНОСОВ. | |
Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (22.01.2012) | |
Просмотров: 2344 | |