Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник

Извет старца Серапиона

ИЗВЕТ СТАРЦА СЕРАПИОНА ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ НА ВЯЗНИКОВСКИХ ПУСТЫННИКОВ 
Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии сомодержцу, бьет челом и извещает старец Серапион на новых еретиков, на богомерских пустынников и на лживых учителей. В прошлых, государь, годех, по твоему великого государя указу, приеждял на Вязники Аврам Никитич Лопухин тех ради богомерских пустынников, и я ему тех богомерских пустынников указывал за Клязьмою рекою в бору, и которые были приведены моево указу, и Аврам Никитич по рассмотрению указ чинил им. И в то время тех богомерских пустынников много разбежалося. И, ехав к Москве, Аврам Никотич и мне тех пустынников велел проведывать и тебе, великому государю, извещать. И в то время, государь, жила в тех пустынях богомерская черница Евпраксейка с богомерским чернецом Вавилком, который в Вязниках сожжен за свою глупость. И та черница в то время бежала с своим злым прибором, а ныне та черница живет в Гороховском уезде, в бору, за Рамешками, на истоке на Варяпе. И в тех Рамешках есть деревня Гладка, и в той деревне живет мужик Ромашко Андреев, и тот Ромашко ту богомерскую черницу Евпраксейку назирает и покоит. Да в то же время, государь, был пойман мужик Тимошка чернополец Вязниковской слободы, и тот Тимошка повинился и клялся, что ему впредь тово не творити; и Аврам Никитич тому поверил, велел ему жить попрежнему на посаде; а ныне тот Тимошка горшее и прежнева творит – ходит он по городам, и по селам, и по деревням, а на Вязники на время приходит, а людей он от веры христианские вельми отвращает. 
Да в то же время, государь, был пойман мужик с теми богомерскими пустынниками Стенька, Ивана Лисина сын, из Шуи града, и в то время тот Стенька богомерским пустынникам кельи устраивал и всяких людей из миру превращал и к ним в пустыни привозил; и в то время тот Стенька повинился и клялся вельми тово не творить, и Аврам Никитич, тому поверя, отпустил, а ныне тот Стенька горшее и первого творит – покинул он дом свой, и отца, и матерь, и жену, и дети, а живет он тайно в Суздальском уезде в дуброве у сына боярского, у Якова Афанасьева сына Евского, а к той богомерской чернице Евпраксейке ездит попрежнему. 
Да в то же время, государь, в тех же пустынях жили чернецы: черница Екатеринка, да черница Феврошка, да черница Евпраксейка и иныя многие с ними; и в то время те черницы ушли, а ныне они живут в Суздальском уезде, в селе Иванове; поставили кельи у сродичев своих на огородах близ монастыря мужеского Покрова Пресвятыя Богородицы. И в том монастыре в начальниках живет черный поп Евфимей, и тем он беглым пустынницам молчит, и на них не извещает. А те черницы живут пустынным богомерским житьем, к церкви Божией не ходят, а которые временем и приходят – на лже постушествуют; а которые черницы помирают без причастия святых тайн, и тех поп Евфимей, погребает их у себя в монастыре. А в том монастыре есть черный дьякон Лукьян, и тот черный дьякон Лукьян людей он учит благим и правым ученьем, а сам такожде творит, и тому он черному попу Евфимию говорил: что де ты, батко Евфимей, тем богомерским пустынницам молчишь, не извещаешь на них? И он Евфимей поп того диякона Лукьяна бил вельми и до крови; тому диакону Лукьяну не велит служить и в церковь его не пущает, чтоб он ево пенья не слышал. И говорит он, поп Евфимей, такие речи людем, прельщает их: я де по новым книгам не служу и впредь не хочу служить. 
И в том селе, государь Иванове живет поп Михайло Давыдов, и людей он учит благим и правым ученьем, а сам такожде творит; и тому он попу Евфимею говорил: что де ты, батко Евфимей, людей соблажняешь, не крестишся истинным крестом, который крест святыи отцы уложили, тремя персты? И он ему про то поп Евфимей говорил: бадье де своей указывай! Я де тех каверз не боюся. Михайло поп ему говорил: сам де ты в погибель идешь и людей подле себя губишь. И он тово поп Евфимей не слушает. 
Да есть, государь, в том же селе Иванове дьячок Фетка Сергеев, и тот Фетка ходит к тем богомерским черницам, которыя бегали ис пустыни, утвержает их на богомерский путь, и по деревням он ходит, а людей от веры христианския отвращает и хулит он велми новоисправленныя святыя книги. 
Да есть, государь, в Суздальском же уезде пустыня святых верховных апостол Петра и Павла на Сахтышском озере; в начальниках живет богомерский черный поп Александришче; и тот богомерский поп Александришче творит горшее всех пустынников и лживых учителей – на Христа истинного Бога нашего возглаголет хулы; говорит он такие речи братье своей, за столом сидя: в нынешнее де время Христос не милостив, пришных на покаяние не приемлет; а в мир он такие же речи испущает. И я ему то оспорил: батко Александр, не прельщайся, ни людей не соблажняй, Христос истинный Бог наш милостив; как в прежние времена так и в последние, истинно кающихся приемлет. И он мне говорил: в преж де то, не в нынешнее де время было. 
А которые, государь, ево советники – чернец Ионишче, да чернец Герасимко вор – на меня заскрежетали зубы своими, что псы на зайца, что я его оспорил ту богомерскую речь. 
А где, государь, весть падет про тех богомерских лживых учителей, и я туды пойду проведывать, и они им весть подают, норовя тем лживым учителем. 
Да умножилося, государь, ныне по деревням пустынь; горшее и лесных пустынников творят. 
Есть, государь, деревня Качкарово, от того же села Иванова пять верст. И в той деревне живут мужики богомерские Микифорко Захаров да Фетка Иванов с товаришчи, и к тем мужикам прибежище богомерским пустынником и лживым учителем; в той деревне обретается богомерское училище. 
Да есть, государь, Терешково – от тое деревни Качкарова две версты – и в той деревне жил мужик Андрюшка Никитин, а ныне тот Андрюшка дом свой покинул и дети, ходит он по деревням в Ярополческом уезде, и по иным странам; а тот Андрюшка великий отступник веры християнския и людей он, ходя по деревням, отвращает от веры християнския; сопротивник он здравому истинному учению и хульник новоисправленным святым книгам. 
Да есть, государь, деревня Раменье, и в той деревне живет мужик по прозванию Вага Яковлев, с товаришчи; и в той деревне прибежишче богомерским пустынником и лживым учителем; и в той деревне обретается богомерское училишче. 
Да есть, государь, деревня Ширилиха, от Кляземского городка пять верст, в Суздальском же уезде, и в той деревне живет мужик Евдокимко Стефанов, и тот Евдокимко велий сопротивник здравому истинному учению и хульник новоисправленным святым книгам; да была, государь, у того Евдокимка сестра Манька, и та Манька выдана в деревню Голышево за Сеньку Левонтьева, и та Манька мужа своего Сеньку преотвратила на богомерский свой путь и всю деревню от церкви Божией отвратила, и в той деревне прибежишче богомерским пустынником и лживым учителем. 
Да есть, государь, деревня Хорошево В Гороховском уезде, от Крачкова села три версты, и в той деревне живет мужик Илюшка и у того Илюшки была дочь черница Екатеринка, а жила она в Гороховце в девичье монастыре, и та черница Екатеринка ушла в пустыни и свела с собой черницу Маремьянку; а живут оне за Рамешками в бору, где живет богомерская черница Евпраксейка своим злым прибором. Да есть, государь, у того же Илюшки сын Фомка, и тот Фомка к своей сестре в бор ездит и запас возит, и в той деревне прибежишче богомерским пустынником и лживым учителем, и в той деревне обретается богомерское училишче. 
Есть, государь, богомерский чернец Мокейко – ис тое деревни мало их выходит. 
Да есть, государь, село церковное в Суздальском уезде, в том селе живет поп Иван, и тот поп Иван великий сопротивник истинному здравому учению и новоисправленным книгам, и того ради он поп Иван от церкви Божией отстал и живет он со крестьяны на пашне в селе церковном, а деревень много отвратил от веры христианския, а учение ево таковое: кто де перекрестится тремя персты, тот де человек пойдет к сотоне; уж де на том человеке антихристова печать станет. А деревням, государь, я и мужикам имен не емлю того ради, что богомерский поп Александр, да чернец Ионишче, до чернец Герасимко вор весть подали те, что я хожу тех ради богомерских и лживых учителей и на них извещаю, и я, государь, того ради в село церковное и в деревни идти не смею, что им весть подана; желаемого не получить, а самому погибнуть. 
А от тех, государь, богомерских пустынников и лживых учителей исходит в мир такое учение: не велят женитися, ни мужем с женами жити, ни попов в дом пущати, ни к церквам Божиим не велят ходити, ни причашчатися святых пречистых тайн, и младенцев не велят крестити, и твоему царскому величеству хула идет велия от них, и много к их богомерскому учению людей прикланяется. А которая, государь, хула идет от них на святыя Божия церкви и святыя пречистыя тайны, и на святое крещение, и твоему царскому величеству хула идет, того, государь, нельзя писать, ни усты человеческими глаголати; ни в древних еретиках такие ереси не слыхано. 
Милосердный государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, меня в тайне спрошать про их богомерскую ересь. Царь государь, смилуйся.

Источник: Л.И. Аносов «Город Ярополч Залесский – Вязники. Документы по истории». Сборник. 1985 - 2005; Электронная версия – В.Р. Цыплев. 2011.

Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (06.11.2013)
Просмотров: 660