Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник

ЧТИМЫЕ МИХАИЛ ВЕРИЖНИК, АРКАДИЙ, КАРП

Владимирские Епархиальные Ведомости 1884 г. №14-н

ИНОК МИХАИЛ ВЕРИЖНИК

В ХУ веке, некто Михаил инок Успенского близь реки Клязьмы, монастыря /издревле бывшего в пределах Ярополческой и Мстерской волостей от гор. Вязников в 10 и Гороховца в 40 верстах/ подвизался в железных веригах более 50 лет в этом монастыре в скончавшись 9 ноября 1422 г. там погребен. Память Михаила верижника за его о Господе праведную жизнь чтится местными и окрестными жителями как богоугодного подвижника благочестия.

В древних русских святцах писан "святим" и "чудотворцем" и значится: "9 ноября память преподобного отца нашего праведного трудника и пустынника Михаила верижника Успенского монастыря /Пресвятая Богородица и Николая Чудотворца/ иже /в Ярополческой и Мстерской волости/ на Клязьме реце нового Вязниковского чудотворца. Преставися 9 ноября в лето 6530". На гробе его камень положен 300 лет и крест вырезан на доске и летопись; образ старый на гробе листовый; церковь над ним Святителя Николая; в древних русских иконописных подлинниках писан; "Преподобный отец наш Михаил верижник - подобием старообраз, без бороды, ростом велик в свитке власяной, чином - белец был".

/Сноски. Сергий архим. Полный месяцослов, т.II, Святый Восток;  часть III. стр. 66; по описанию русских святых ХVIII в. в библиотеках Погодина и Филимонова. Палехский подлинник ХVIII в. "Владим. Губ. Вед." неоф. часть 1879г. №26. Буслаев. Исторические очерки русской народной слвесности и искусства. тI. СПб. 1861г., с.353-58. Bз толкового подлинника Палехского иконописца Ф.Е. Долотова рукопись XVII в. в 4-ку./

Успенский мужской бывший монастырь в 10 верстах от уездного города Вязников, в Мстерской волости на берегу рек. Клязьмы. Здесь были две церкви: Успения Пресвятыя Богородицы в Св.Николая Чудотворца. О времени основания и упразднения сей обители сведений не имеется.

/Сноска: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М.1852, стр.50 /

Предание повествует, что Успенский монастырь был в селе Станки /Вязниковского уезда, от гор. Вязников в 12 верстах на правом берегу реки Клязьмы/ при древней того села Успенской церкви. Ныне в селе Станках две каменные церкви: Успенская в честь Успения Богоматери холодная, с колокольнею и приделами во имя святых Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста и Апостольская, теплая с приделом во имя св. мученика Иоанна Воина. Успенская церковь воздвигнута в 1826 г., а Апостольская - когда воздвигнута за древностию неизвестна;  сохранилась ее опись, составленная в 1777 г.

/Сноска: "Владим. Губ. Вед.".1880 г., № 32/

Церковь св. Николая Чудотворца, упоминаемая древними святцами над могилою инока Михаила верижника - полагают – есть, на противоположном берегу Клязьмы, против с. Станков стоящая церковь Никольская в погосте Кинешемском /по месткому прозвищу Никола Молошный/. Погост Кинешемский /от гор. Вязников 8 верст, на левом берегу реки Клязьмы/ имел в конце 60-х годов текущего столетия две церкви: деревянную и каменную. Ныне каменная - построенная в 1821 г., а при ней колокольня в 1851г, холодная во имя Николая Чудотворца, а придел теплый в честь Рождества Христова.

ПРЕПОДОБНЫЙ АРКАДИЙ.

Полный месяцослов Востока арх. Сергия в т.2, части 3, на стр. 59, извлекая из описания русских святых ХVIII в. в библиотеках Московской Духовной Академии и М.П. Погодина сообщает: "Преподобный Аркадий затворник, Вязниковский чудотворец, преставися в лето 7100 /1592/ г. Мощи его под спудом, и на том месте, где он жил и похоронен, воздвигнута церковь, а с 1832 г. женский монастырь".

При тщательных поисках нигде в Вязниковском и смежных с ним уездах такового местночтимого угодника Божия преподобного Аркадия не оказалось, и писавшие вышеупомянутые описания о русских святых сделали описку и ввелись в ошибку, назвав препод. Аркадия Вязниковским, между тем как следовало написать: преподобный Аркадий Вяземский, к которому и относится все приписываемое преп. Аркадию вязниковскому, которого в действительности и не существовало. Доказательством сему "Аркадьевский женский монастырь" в г. Вязьме и духовные подвиги преп. Аркадия Спб. 1859г. Погребен преп. Аркадий...в г. Новоторжске  /Тверская губ./ в Борисоглебском монастыре...

ПРАВЕДНИК КАРП. /Медуши/

Некто именем Карп, из прихожан Богородице Рождественской церкви в погосте Медуше, некогда подвизался в вере и благочестии и своею праведною жизнью приобрел, как при жизни, так и по кончине, почитание своих односеленцев... В знак отменной той церкви прихожан памяти о подвизавшемся праведнике Карпе, устроили в той церкви придел во имя мучеников Карпа и Попилы - из коих первый угодник Божий Ангел тезоименитого трудившегося Карпа. В день памяти Православною церковыо сих Святых 1З октября, в церковь погоста Медуш бывает стечение богомольцев и все после богослужения спешат поклониться почившему подвижнику благогочестия и слушают служащиеся над ним панихиды.

Погост Медуши. Ковровского уезда, от гор. Коврова в 30 верстах; в нем в 1854 году помещиками Александром и Николаем Ефимовичами Андреевыми построена каменная с таковою же колокольнею церковь, в которой настоящая в честь Рождества Пресвнтыя Богородицы, и два придела – во имя св. пророка Илии и священномучеников Карпа и Папилы.

Н. Стромилов

/ Примечание. О местопребывании и захоронении Михаила верижника см. Добронравов Б. "Историко-статист. описание  действ. церквей и приходов. Вязники и Гороховец. Владимир.1888 г.- "Погост Кинешемский". Вариант -Всегодичи. Л.А./

Справка об авторе:

Библиограф Николай Семенович Стромилов родился 1 апреля 1842 года предположительно в Александрове Владимирской губернии, где был предводителем дворянства, умер 11 октября 1895 года в Феодосии. Из словаря Брокгауза о трудах Н.С. Стромилова:

Из литературных трудов: "Володимерщина. Роспись печатного и изданного о Владимирской епархии и губернии" (1884), "Русская литература по скотоводству" (1870 и 1872 гг.), "Александровская слобода (до Грозного)", изданную в 1884 г. Московским Императорским обществом истории и древностей. Сотрудничал покойный во "Всемирной Иллюстрации", в "Страннике", "Душеполезном Чтении", в "Русском Архиве", "Древней и Новой России", в "Современной Летописи"; в "Чтениях" московских, в журналах — "Журнал Охоты", "Сельское хозяйство и лесоводство"; в "Земледельческой Газете" и др., а также в местных епархиальных и губернских ведомостях и в трудах местного статистического комитета. ("Новое Время", 1895, № 7053). Библиография О нем: "Московские Ведомости", 1895, № 286. "Русское Слово", 1895, № 282. "Исторический Вестник", 1895, кн. 12, с. 1006—1007. "Александрова слобода" (М., 1884); "Русская литература скотоводства за последние 40 лет" СПб., 1870); "Русская литература по скотоводству за последние 100 лет" (СПб., 1872); "Святый преподобный Стефан, игумен Махришский" (Влад., 1890); "Лукианова пустынь" (Влад., 1894). После С. осталось ценное собрание печатных материалов о Владимирской губ. {Брокгауз}

Материал размещается в интернете впервые по своду: Л.И. Аносов «Город Ярополч Залесский – Вязники. Документы по истории края». Сборник. 1985 – 2005. Электронная версия – В.Р. Цыплев. 2012.

 

Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (24.02.2012)
Просмотров: 906