Главная » Статьи » Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник |
Владимирские Епархиальные Ведомости 1884 г. №14-н ИНОК МИХАИЛ ВЕРИЖНИК В ХУ веке, некто Михаил инок Успенского близь реки
Клязьмы, монастыря /издревле бывшего в пределах Ярополческой и Мстерской волостей
от гор. Вязников в 10 и Гороховца в 40 верстах/ подвизался в железных веригах
более 50 лет в этом монастыре в скончавшись 9 ноября 1422 г. там погребен.
Память Михаила верижника за его о Господе праведную жизнь чтится местными и окрестными
жителями как богоугодного подвижника благочестия. В древних русских святцах писан "святим" и
"чудотворцем" и значится: "9 ноября память преподобного отца нашего
праведного трудника и пустынника Михаила верижника Успенского монастыря
/Пресвятая Богородица и Николая Чудотворца/ иже /в Ярополческой и Мстерской
волости/ на Клязьме реце нового Вязниковского чудотворца. Преставися 9 ноября в
лето 6530". На гробе его камень положен 300 лет и крест вырезан на доске и
летопись; образ старый на гробе листовый; церковь над ним Святителя Николая; в
древних русских иконописных подлинниках писан; "Преподобный отец наш
Михаил верижник - подобием старообраз, без бороды, ростом велик в свитке
власяной, чином - белец был". /Сноски. Сергий архим. Полный месяцослов, т.II, Святый Восток; часть III. стр. 66; по описанию русских святых
ХVIII
в. в библиотеках Погодина и Филимонова. Палехский подлинник ХVIII в. "Владим. Губ. Вед."
неоф. часть 1879г. №26. Буслаев. Исторические очерки русской народной слвесности
и искусства. тI.
СПб. 1861г., с.353-58. Bз
толкового подлинника Палехского иконописца Ф.Е. Долотова рукопись XVII в.
в 4-ку./ Успенский мужской бывший монастырь в 10 верстах от
уездного города Вязников, в Мстерской волости на берегу рек. Клязьмы. Здесь
были две церкви: Успения Пресвятыя Богородицы в Св.Николая Чудотворца. О
времени основания и упразднения сей обители сведений не имеется. /Сноска: Ратшин А. Полное собрание исторических
сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. М.1852,
стр.50 / Предание повествует, что Успенский монастырь был в
селе Станки /Вязниковского уезда, от гор. Вязников в 12 верстах на правом берегу
реки Клязьмы/ при древней того села Успенской церкви. Ныне в селе Станках две каменные
церкви: Успенская в честь Успения Богоматери холодная, с колокольнею и
приделами во имя святых Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста и Апостольская, теплая
с приделом во имя св. мученика Иоанна Воина. Успенская церковь воздвигнута в
1826 г., а Апостольская - когда воздвигнута за древностию неизвестна; сохранилась ее опись, составленная в 1777 г. /Сноска: "Владим. Губ. Вед.".1880 г., №
32/ Церковь св. Николая Чудотворца, упоминаемая древними
святцами над могилою инока Михаила верижника - полагают – есть, на противоположном
берегу Клязьмы, против с. Станков стоящая церковь Никольская в погосте
Кинешемском /по месткому прозвищу Никола Молошный/. Погост Кинешемский /от гор.
Вязников 8 верст, на левом берегу реки Клязьмы/ имел в конце 60-х годов
текущего столетия две церкви: деревянную и каменную. Ныне каменная - построенная
в 1821 г., а при ней колокольня в 1851г, холодная во имя Николая Чудотворца, а
придел теплый в честь Рождества Христова. ПРЕПОДОБНЫЙ АРКАДИЙ. Полный месяцослов Востока арх. Сергия в т.2, части
3, на стр. 59, извлекая из описания русских святых ХVIII в.
в библиотеках Московской Духовной Академии и М.П. Погодина сообщает:
"Преподобный Аркадий затворник, Вязниковский чудотворец, преставися в лето
7100 /1592/ г. Мощи его под спудом, и на том месте, где он жил и похоронен, воздвигнута
церковь, а с 1832 г. женский монастырь". При тщательных поисках нигде в Вязниковском и
смежных с ним уездах такового местночтимого угодника Божия преподобного Аркадия
не оказалось, и писавшие вышеупомянутые описания о русских святых сделали описку
и ввелись в ошибку, назвав препод. Аркадия Вязниковским, между тем как
следовало написать: преподобный Аркадий Вяземский, к которому и относится все
приписываемое преп. Аркадию вязниковскому, которого в действительности и не
существовало. Доказательством сему "Аркадьевский женский монастырь" в
г. Вязьме и духовные подвиги преп. Аркадия Спб. 1859г. Погребен преп. Аркадий...в
г. Новоторжске /Тверская губ./ в
Борисоглебском монастыре... ПРАВЕДНИК КАРП. /Медуши/ Некто именем Карп, из прихожан Богородице Рождественской
церкви в погосте Медуше, некогда подвизался в вере и благочестии и своею праведною
жизнью приобрел, как при жизни, так и по кончине, почитание своих односеленцев...
В знак отменной той церкви прихожан памяти о подвизавшемся праведнике Карпе,
устроили в той церкви придел во имя мучеников Карпа и Попилы - из коих первый
угодник Божий Ангел тезоименитого трудившегося Карпа. В день памяти Православною
церковыо сих Святых 1З октября, в церковь погоста Медуш бывает стечение богомольцев
и все после богослужения спешат поклониться почившему подвижнику благогочестия
и слушают служащиеся над ним панихиды. Погост Медуши. Ковровского уезда, от гор. Коврова в
30 верстах; в нем в 1854 году помещиками Александром и Николаем Ефимовичами Андреевыми
построена каменная с таковою же колокольнею церковь, в которой настоящая в честь
Рождества Пресвнтыя Богородицы, и два придела – во имя св. пророка Илии и
священномучеников Карпа и Папилы. Н. Стромилов / Примечание. О местопребывании и захоронении Михаила
верижника см. Добронравов Б. "Историко-статист. описание действ. церквей и приходов. Вязники и Гороховец.
Владимир.1888 г.- "Погост Кинешемский". Вариант -Всегодичи. Л.А./ Справка об авторе: Библиограф Николай Семенович Стромилов родился 1
апреля 1842 года предположительно в Александрове Владимирской губернии, где был
предводителем дворянства, умер 11 октября 1895 года в Феодосии. Из словаря
Брокгауза о трудах Н.С. Стромилова: Из литературных трудов:
"Володимерщина. Роспись печатного и изданного о Владимирской епархии и
губернии" (1884), "Русская литература по скотоводству" (1870 и
1872 гг.), "Александровская слобода (до Грозного)", изданную в 1884
г. Московским Императорским обществом истории и древностей. Сотрудничал
покойный во "Всемирной Иллюстрации", в "Страннике",
"Душеполезном Чтении", в "Русском Архиве", "Древней и
Новой России", в "Современной Летописи"; в "Чтениях"
московских, в журналах — "Журнал Охоты", "Сельское хозяйство и
лесоводство"; в "Земледельческой Газете" и др., а также в
местных епархиальных и губернских ведомостях и в трудах местного
статистического комитета. ("Новое Время", 1895, № 7053). Библиография
О нем: "Московские Ведомости", 1895, № 286. "Русское
Слово", 1895, № 282. "Исторический Вестник", 1895, кн. 12, с.
1006—1007. "Александрова слобода" (М., 1884); "Русская
литература скотоводства за последние 40 лет" СПб., 1870); "Русская
литература по скотоводству за последние 100 лет" (СПб., 1872); "Святый
преподобный Стефан, игумен Махришский" (Влад., 1890); "Лукианова
пустынь" (Влад., 1894). После С. осталось ценное собрание печатных
материалов о Владимирской губ. {Брокгауз} Материал
размещается в интернете впервые по своду: Л.И. Аносов «Город Ярополч Залесский –
Вязники. Документы по истории края». Сборник. 1985 – 2005. Электронная версия –
В.Р. Цыплев. 2012. | |
Категория: Л.А. Аносов. Иллюстрированный сборник | Добавил: Рэмович (24.02.2012) | |
Просмотров: 906 |