Главная » Статьи » КРАЕВЕДЫ » ВАСИЩЕВ Юрий Александрович

ПОЛИГОН БУТОВО-РУССКАЯ ГОЛГОФА
 

СИМВОЛ СТРАДАЛЬЧЕСТВА РОССИЙСКОГО

15 мая 2004г. на территории Бутовского полигона состоялось Патриаршее богослужение, посвященное памяти жертв политических репрессий, расстрелянных и захороненных на этом полигоне.


              Патриаршее поминовение. Фото из архива Бутово.

Коротко об этом полигоне, так как немногие знают о том, что происходило здесь в конце 30-х-начале 50-х годов.

Полигон Бутово находится у южной границы Москвы, свое название получил от деревни Бутово, где в конце 19 века находилось потомственное имение почетного гражданина Н.М. Соловьева, впоследствии перешедшее в собственность И.И. Зимина.


В 20-е годы прошлого века, по словам местных жителей, на полигоне размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В марте 1934 г. сюда на десяти подводах доставили из Екатерининской пустоши заключенных. Жителей из бывшей усадьбы выселили, а на территории устроили стрелковый полигон. Появились ограда из колючей проволоки, вышки с часовыми. В районе леса часто слышалась стрельба, длившаяся иногда по нескольку часов и поначалу не привлекавшая внимание-стрелковый полигон.

Но постепенно у местных жителей стали возникать страшные подозрения. По ночам сновали «воронки» - крытые автозаки, до поздних прохожих доносились отдаленные крики. Страх людей был настолько велик, что никто не делился своими догадками

С середины Великой Отечественной войны на территории полигона размещался лагерь немецких военнопленных. В середине 50-х «спецзону» ликвидировали, полигон обнесли глухим забором с колючей проволокой.

В начале 70-х в восточной части полигона был разбит яблоневый сад, устроены дачи для работников НКВД - КГБ. Территория полигона до 1995 года была в ведении ФСБ и постоянно охранялась.

Бутовский полигон как место массовых расстрелов и захоронений не всплывал ни в рассказах, ни в документах, ни в годы хрущевской оттепели, ни после нее - вплоть до конца 80-х годов.

В конце 1991года в архивах Московского управления министерства безопасности были обнаружены 18 томов дел с предписаниями и актами о приведении в исполнение приговоров о расстрелах 20675 человек в период с 8 августа 1937г. по 15 октября 1938 года. Впоследствии был установлен юридический факт: все эти люди были расстреляны и захоронены на территории Бутовского полигона. Расстреливали не только жителей Москвы и Московской области, но и других областей, республик СССР и даже иностранных государств.

935 человек расстреляны  за веру - 717 священно и церковнослужителей, 218 мирян разных конфессий. Русской Православной Церковью на 1 декабря 2003 года из них канонизировано 268 человек.

Для РПЦ территория Бутовского полигона стала открытой в начале 1994 года. Осенью этого же года образовалась община храма новомучеников и исповедников, пострадавших в Бутово, обратившаяся к властям Московской области с просьбой о предоставлении земельного участка для строительства храма. Администрация  Московской области передала общине всю территорию Бутовского захоронения.

Первая панихида по убиенным состоялась весной 1994 года. 8 мая был установлен и освящен поминальный крест, стали совершаться молебны и панихиды, в том числе с архиерейским чином.

18 мая 1995 года по благословению Патриарха Алексия 2-го была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил ректор Свято-Тихоновского Богословского института протоиерей Владимир Воробьев. Осенью 1995 года был установлен деревянный храм, через год освящен, и в нем началось богослужение.

В 1997г. Общиной совместно с группой по увековечению памяти жертв репрессий был издан «Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово», содержащий         имена  20761 человека. К 2003году закончен выпуск семи томов Книги Памяти жертв политических репрессий на полигоне Бутово. Постановлением Правительства Московской области полигон объявлен памятником истории. Летом 2002г. Святейший Патриарх Алексий благословил строительство каменного храма южнее захоронений, на территории бывшей усадьбы.

Начиная с 2000г. в четвертую субботу по Пасхе Бутово ежегодно навещает Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2-й и совершает богослужение в память убиенных. Происходит богослужение под открытым небом. На него приглашается духовенство и прихожане Москвы и Московской области, других епархий. Обычно присутствует от 200 до 400 священнослужителей и несколько тысяч молящихся.

Церковь поминает всех умученных и убиенных в годину лютую на месте сем, звучат молитвы к новомученникам и исповедникам российским, прославленным в лике святых.

В этом году патриаршее богослужение прошло несколько позднее - 15 мая. Многое изменилось ныне в облике полигона - вдоль расстрельных рвов высажены кусты роз, незабудки. Молящиеся собрались у креста  на краю рва. В 9 часов началась служба - «Часы» - читались выдержки из Евангелия. В назначенное время у ворот полигона остановилась машина, из которой вышел Патриарх. Его встретили представители администрации Московской области и духовенства, после чего они проследовали к полевому алтарю, установленному  поблизости от храма Новомучеников и Исповедников Российских, по пути осеняя  крестным знамением склонивших головы.

В установившейся тишине раздался негромкий голос  Патриарха: «Начало, положим, о братие, молением теплым  к новым угодникам божиим…»Внезапно над алтарем пронеслась стайка ласточек и исчезла в безоблачном небе. «Души убиенных», - произносит тихо кто-то из стоящих рядом со мной. Служба длилась более двух часов, но никто не чувствовал усталости. И вот как апофеоз-к небу вознеслись звонкие голоса женского хора. Прозвучали « Со святыми упокой» и «Вечная память».

По окончании поминовения Алексий 2-й пригласил  всех присутствующих совершить крестный ход к месту закладки нового каменного храма, где заложил в его основание первый камень.

Все более и более посещаем  сейчас Бутовский полигон и родственниками репрессированных, и просто теми, кому дорога память о невинно пострадавших. В этом году в поминовении приняло участие около 400 священнослужителей и 3,5 тысячи человек. Впервые на Патриаршем богослужении присутствовал предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр.

Прославление такого множества  мучеников, пострадавших в Бутово, поставило полигон в исключительное положение. Нет в России другого места, где находились бы останки такого количества святых. Символом страдальчества российского - русской Голгофой  - назвал Патриарх Алексий11 полигон Бутово в своем заключительном слове.

«Во истину блаженна земля напитавшаяся кровью вашей,…молитеся святые о стране нашей и всех чтущих вас».


«Пошли нам Господи терпенье

В годину буйных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов».

В.К.О.Н.

 

13-16 августа 2000 года в Москве состоялся юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который своим определением прославил новомучеников и исповедников ХХ века. Терпя великие скорби, они стали светильниками веры для людей, соприкасавшихся с ними. Они во всем явили себя как служители Божии в бедствиях, нуждах, под ударами, в темницах, в изгнании.

 Главой сонма Российских новомучеников за веру Христову явился Святой Патриарх Тихон, в него вошли от Владимирской епархии епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), протоиерей Петр Чельцов от Московской епархии...

 

Архиепископ Владимирский и Суздальский

Николай


Фото Бутовского архива.

Добронравов Николай Павлович родился в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии 21 ноября 1861 года в семье священника. Учился в Московской духовной семинарии, которую закончил в 1881 году, в этом же году поступил в Московскую духовную академию, закончил ее в 1885 году со степенью кандидата богословия. Свою службу начинает в 1885 году в Вифанской духовной семинарии преподавателем богословия. Здесь он пишет диссертацию на тему «Книга пророка Иоиля», за которую удостоен степени магистра богословия. В 1889 году в сане иерея он служит в г. Перми в кафедральном соборе, через год его переводят в Москву, где он служит в Александровском военном училище в должности законоучителя. В 1891 году он рукоположен в протоиерея, место служения церковь во имя. Никиты на Кузнецкой улице. Николай Павлович к 1917 году - автор многих статей по богословию и церковным вопросам. В 1917 году он член Предсоборного Совета, с 15 августа 1917 года и по 1918 год - член Священного Собора РПЦ. Яростно выступал против восстановления патриаршества. Однако по избрании Святейшего Патриарха Тихона стал его искренним и горячим сторонником, был чрезвычайно ему предан. В 1918 году он -  настоятель Всехсвятской церкви на Варварской площади. В этом же году он овдовел.19 августа 1918 года Николая Петровича арестовывают в первый раз. Он приведен комиссаром ВЧК якобы для получения распоряжения в проведении обыска в церкви, но вместо этого был обыскан и арестован, обвинения ему предъявлено не было, заключен в Бутырскую тюрьму, мужской одиночный корпус, камера 78.Заключение продолжалось до 11 апреля 1919 года, в этот день он был освобожден.

31 июля 1921 года Николай Павлович хиротонисан в епископа, должность - епископ Звенигородский, викарий Московской епархии. В 1922 году второй арест и высылка на один год.

В 1923году хиротонисан в архиепископа, место служения - Владимирская епархия, сан-архиепископ, должность - архиепископ Владимирский и Суздальский.

Архиепископ Николай вел строго аскетический образ жизни, молился целыми ночами. В отношении с людьми был необычайно прост, внимателен и любвеобилен. Борясь с живоцерковниками и проводя важные церковные реформы твердо и непоколебимо стоял у кормила Церкви. Им проведена реформа реорганизации прихода, в которой указывалась необходимость введения в приходе благотворительности, даровых исполнений необходимых треб за счет прихода.

30 ноября 1925 года третий арест, архиепископа Николая арестовывает некий Горбулов по адресу Старо-Толмачевский переулок, дом 12/14, это церковный дом, где архиепископ временно проживал по церковным делам. Вместе с ним арестованы епископы Амвросий (Полянский), Гурий (Степанов), Иосаф (Удалов), Пахомий ( Кедров), Дамаскин ( Цедрик). К этому времени в тюрьмах и ссылках находилось более 66 архиереев - почти половина российского епископата. Арестованные содержались во внутренней тюрьме на Лубянке. Архиепископ Николай осужден на три года ссылки в Туруханский край, начало ссылки - июнь 1926 года, окончание-апрель 1929года, после чего высылка на поселение в бывшую Вологодскую губернию.

Вот как вспоминает Н.А.Белина об архиепископе Николае: в 1928-29 году во Владимире был проездом Высокопреосвященный Николай (Добронравов), я помню его служение в Боголюбском храме третьего декабря. Он с таким благоговением совершал Божественную Литургию, что у всех было приподнятое настроение. В своей проповеди он выразил радость по поводу сегодняшнего служения, где он поклонялся древнейшей русской святыне - образу Боголюбивой Божией Матери(1158г.). Он говорил, как во время скорбей его невольного странничества ему помогала Царица Небесная, посылая ему добрых людей, а однажды исцелила его от болезни глаз. Он выразил радость и благодарность собравшемуся народу и сказал со смирением: «А молитва одного меня недостойного еще ничего не значит». После этого он был во Владимире, посетил скорбящую Матрону Андреевну Сахарову и старался ободрить ее такими словами: «Мы еще с Владыкой послужим».

В четвертый раз архиепископа Николая арестовали 27 октября 1937 года, в это время он проживал в Москве по адресу:2-й Зачатьевский переулок, дом 15, кв.2.7 декабря 1937 года тройкой НКВД по Московской области он осужден по обвинению в контрреволюционной агитации, участии в нелегальной контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ. Приговор-высшая мера наказания - растрел.10 декабря 1937 года в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» семидесятичетырехлетний архиепископ Николай был расстрелян в Бутово, захоронен в одном изо рвов Бутовского полигона. Реабилитирован архиепископ Николай 30 июня 1989года по репрессии 1937 года.

Определением юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 13-16 августа 2000года архиепископ Николай включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века для общецерковного почитания в лике святых. День памяти его 27 ноября.

Будем помнить обо всех пострадавших в годину гонений за веру Христову. Вечная им память.

Священномученик ИОАНН (Бороздин)

из Мстерской Слободы


Мстерская слобода издавна славилась своими художниками - иконописцами. В1844 году мстерские земли перешли во владение графа Панина. К этому времени мстерских иконописцев привлекают к реставрации древних икон, храмов и монастырей. А в начале 18 столетия они занимались реставрацией соборов Московского кремля и московских монастырей.

Во Мстере иконописные мастерские по традиции были семейные -  Клыковых, Кутягиных, Брагиных, Бороздиных. Последнюю создал Петр Кузьмич Бороздин. У него была большая семья, семь сыновей и пять дочерей. Иконы мастерской Петра Бороздина были широко известны, особенно они ценились у старообрядцев за искусное письмо.

20 февраля 1878 года в семье Петра Бороздина и его супруги Мари Егоровны родился мальчик, которого назвали Иваном. Основой религиозного воспитания детей в семье с самого раннего детства был благодатный и здравый труд. К шести годам, когда мальчик поступил в церковно-приходскую школу, он уже освоил основы иконописного дела, мог сам готовить краски, грунтовать доски, делать прописи. Одиннадцати лет Иван поступает в Мстерскую школу иконописи и в 1894 году успешно ее заканчивает, получив звание мастер-иконописец.

Семья Бороздиных, как и большинство жителей Мстерской слободы, была единоверческой. Возможно, в дальнейшем Иван стал бы известным иконописцем, но судьбе было угодно распорядиться по -  иному. Способного и грамотного юношу мстерское единоверческое братство направляет учиться в Московское духовное училище, которое существовало при Всехсвятском единоверческом монастыре. Иван заканчивает его с отличием, его оставляют псаломщиком при монастыре. В 1905 году Иван женится на дочери известного священника-мессионера и проповедника Михаила Ивановича Отарина из села Вармалеи Арзамасского уезда Нижегородской губернии Ирине Михайловне Отариной. Вскоре Иван Петрович рукоположен во диакона к храму Всехсвятского единоверческого монастыря, где прослужил до его закрытия в 1921 году.

Распоряжением Святейшего Патриарха Тихона в 1923 году диакон Иоанн направлен служить в храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, что в Гончарной слободе г. Москвы. Знаменит храм был своими настоятелями, до 1919 года настоятелем храма был профессор Московской Духовной академии протоиерей Востоков, известный проповедник. В 1919 году настоятелем храма стал Сергей Закатов. Будучи семинаристом, он участвовал в археологических раскопках князя Щербатова, создателя исторического музея в Москве. Он предложил ему поступать учиться в археологический институт. Послушавшись совета, Сергей Закатов заканчивает семинарию и поступает в археологический институт. Был рукоположен в сан священника, но совмещает пастырские обязанности с преподаванием в институте.

После прихода к власти большевиков о. Сергия неоднократно вызывали на Лубянку, предлагая оставить служение, но он остался непреклонен. В 1928 году власти объявили, что храм будет разрушен. О.Сергий выступает против этого, желая доказать культурную и историческую древность и ценность постройки 18 века, которая хорошо просматривалась в чердачной части храма, о. Сергий падает с балки, после чего  тяжело заболевает и в 1928 году умирает.

К этому времени назначенный к храму о. Иоан рукоположен в сан священника. С верой и убежденностью он продолжает сопротивление разрушению храма, но все напрасно. В 1930 году храм Космы и Дамиана закрывают, и через год он был разрушен. Тяжело это переживая о. Иоанн заболел. К этому времени его назначают настоятелем в единоверческий храм Святителя Николая, что на Рогожском кладбище и возводят в сан протоиерея.

К этому времени Русская Православная Церковь была лишена, каких бы то ни было прав. Храм Святителя Николая был расположен в глухом месте, на кладбище. Чтобы уберечь его от грабителей о. Иоанн поселяется в небольшой холодной комнате на колокольне, неприспособленной для жилья. Чтобы обогреваться зимой, он поставил в ней железную печку. Заботясь о нем, его сыновья Василий и Петр постоянно его навещали и по очереди оставались с ним ночевать.

Неподалеку от храма жил пономарь Федор с супругой Варварой - преданные церкви и вере люди. Однажды в декабре 1931 года после всенощной о. Иоанн вместе с Федором обошли храм, затем он поднялся на колокольню, где его ожидал сын Василий, приготовивший скудный ужин. Попив чаю и подбросив в печку дров, они улеглись спать. После полуночи псаломщик Федор еще раз обошел храм и, не обнаружив ничего подозрительного, вернулся домой и лег спать. И вот во сне он видит, что к нему подошел о. Иоанн Кронштадтский и говорит: «Чадо Федор, пойди, помоги своему священнику, ему плохо». Через какое-то время его разбудила жена и говорит « Федя, мне было виденье, пришел батюшка Кронштадтский и наказывал мне, - « разбуди Федора, идите, помогите вашему священнику». Прибежав к колокольне, они обнаружили закрытые двери и стали стучать. Этот стук придал силы Василию, он добрался до двери и с трудом открыл ее. Упав, он успел прошептать: « Мы угорели, идите скорее к отцу, я его вытащил на площадку ».

Протоиерей Иоанн прослужил настоятелем Никольского храма семь лет. В каждой своей службе он проповедовал и объяснял смысл церковных молитв, убеждал молиться прилежней, сам служил этому примером.

Осенью в ночь с 5 на 6 сентября 1937 года отца Иоанна арестовали прямо в комнате на колокольне. Утром, когда сыновья пришли к нему, они обнаружили, что в комнате все перевернуто, постель и подушка в крови. Отца Иоанна заключили в Бутырскую тюрьму. Вопросы на допросах и обвинение были стандартными. Допросы шли день за днем. Его упрямо склоняли к тому, чтобы он признал свою вину. Возможно, его и пытали. Последний допрос состоялся 14 сентября, вот отрывки из него:

-Следствие располагает данными, что вы в среде окружающих…выражали недовольство советской властью.

-Я действительно выражал недовольство, я отрицательно отношусь к действиям советской власти относительно церковных вопросов, считаю, что храмы закрывают без согласия верующих, ссылаются священнослужители, которые обрекаются на вымирание.

-В результате чего сложились ваши антисоветские убеждения?

-Мои убеждения относительно советской власти сложились в первые годы революции, так как советская власть ухудшила условия жизни духовенства, я сам, начиная с 1928 года, вынужден жить в отрыве от семьи, и в этом, я считаю, виновата советская власть..

В этот же день было составлено обвинительное заключение. Отцу Иоанну было поставлено в вину, что он « распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию». 26 сентября тройка НКВД приговорила протоиерея Иоанна к расстрелу, который был приведен в исполнение27 сентября 1937 года.

Протоиерей Иоанн Бороздин расстрелян и погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Память Священномученику Иоанну совершается в день его смерти - 14 ( 27 ) сентября, а так же в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, в случае несовпадения с воскресным днем, в ближайшее воскресенье после 25 января (7февраля).

В 1989 году дело по обвинению протоиерея Иоанна Бороздина было пересмотрено, и он был реабилитирован.

Категория: ВАСИЩЕВ Юрий Александрович | Добавил: Рэмович (07.12.2012)
Просмотров: 2038 | Теги: Бутово, Ю.А. Васищев, Вязники, Архив Цыплева, ОГПУ, КГБ