Главная » Статьи » КРАЕВЕДЫ » ВАСИЩЕВ Юрий Александрович

ПАЛОМНИЧЕСТВО В СЕРАПИОНОВУ ПУСТЫНЬ

ПАЛОМНИЧЕСКОЕ ПОСЕЩЕНИЕ СЕРАПИОНОВОЙ ПУСТЫНИ

Часть 5

Из книги Ю. Васищева Страницы горького века.

 Вязниковские мученики.

 Серапионова пустынь. Пустынька, как ласково называли ее жители прилегающих деревень. О ней писали очень много: протоиерей Василий Орлов, Н.А. Голышев, краеведы - профессор Ю.Н. Ерофеев, Н.А. Померанцев, Л.И. Аносов. Лейтмотив всех повествований-история возникновения пустыни, когда и кем были построены ее храмы, о возникновении в ней сначала женской богадельни, впоследствии ставшей Серапионово-Алексеевской женской общиной.

 Но совсем или почти совсем ничего не писалось и не рассказывалось о священно-церковно служителях, окормлявших духовно верующих приходских деревень, насельниц обители, ставшей впоследствии женским монастырем. Упоминались иногда имена старца Серапиона, монахини Серафимы, но по скудости сведений о них, дело на этом и заканчивалось.

 Восполняя этот пробел, мне хотелось бы назвать их имена, рассказать об их жизни, деятельности и дальнейшей судьбе, используя документальные сведения, воспоминания живых участников того времени. Этому предшествовал долгий поиск, охватывающий период с конца 19 века и кончая сороковыми годами 20 века.

         

 

Духовник Серапионовой пустыни

протоиерей Алексей Зверев

 

        Вихрь октября 17-го года пролетел над Россией, разрушая духовные и жизненные устои россиян, сея после себя насилие, разрушения и смерть. Серапионова пустынь не стала исключением. Коснулись ее и изъятие церковных ценностей, и гонения на прихожан, монашествующих и священнослужителей. Была стерта с лица земли сама обитель и разрушен до основания ее главный храм во имя Преображения Гомподня. В более поздние годы мародерами был разграблен храм Живоначальной Троицы, исчезли и неизвестно где находятся чтимые иконы пустыни-Корсунской Божией Матери, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Феодороской Божией Матери и уже никогда не подадут голоса восемь колоколов звонницы обители.

        За время своего существования Пустынь имела три храма (не считая деревянного): Свято Троицкий, построенный в 1829г.тщанием прихожан и усердствующих посторонних лиц. Здание храма каменное с такою же трехъярусной колокольней в одной связи с храмом-построена в 1900году на церковные суммы стараниями прихожан. В храме два престола: во имя Живоначальной Троицы и Корсунской Божией Матери. По штату положено: священник и псаломщик.

        По возникновении в Пустыни в 1892г.богадельни у ее насельниц возникла необходимость в собственном храме. И в 1906 году стараниями купца А.Ф. Малинина 26 сентября был освящен, сооруженный в ознаменование рождения цесаревича Алексея Николаевича домовой храм во имя Святителя и Чудотворца Алексия митрополита Московского. В этом же месяце к храму был определен викарный священник. Храм был приписан к Троицкой церкви. Храм не отличался обширностью и в большие праздники не вмещал всех приходящих молиться. В домовой церкви имелись иконы Корсунской Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи, особо чтимая Феодоровской Божией Матери.

        В 1912 году А.Ф. Малинин вносит вклад в семь с половиной тысяч рублей с условием, что проценты с этого капитала шли на содержание священника при общине.

        В 1914 году женская богадельня преобразовывается в Серапионово-Алексеевскую женскую обитель, возглавляемую монахиней Серафимой (Шипулиной) В июне 1915 года в торжественной обстановке закладывается главный храм Пустыни в честь Преображения Господня.Вязниковский благочинный-настоятель Казанского собора Василий Орлов, описывая торжество закладки храма, называет священника общины старца Николая Смирнова, который в этот день был награжден набедренником.

        Вопреки устоявшемуся мнению местных маститых краеведов, утверждавших, что в связи с первой мировой войной и грянувшей вслед революцией, храм не был построен, храм Преображения Господня был построен, что подтверждается документально и показаниями очевидцев. Местные жители называли его красным по цвету кирпича, и стоял он на возвышенности напротив Троицкого храма, и их разделяла лощина. Точно дату постройки храма назвать трудно. Скорее всего, это 1917 год. К этому времени в обители была построена новая сторожка и новый дом для священника в 1916году. Годы гибели храма дочь псаломщика Степана Изволенского Ольга называет 1936-37г.г., другие относят это к 1952-56г.г.

        Вернемся же к священнослужителям Пустыни. Листая страницы клировых ведомостей, метрических книг Троицкого храма упраздненной Серапионовой пустыни конца 19-го первой четверти 20-го веков, можно увидеть, что до 1891 года священником в нем был протоиерей Алексей Михайлович Остроумов, исполнял должность псаломщика Михаил Иванович Грузинский.

        С первого сентября 1891 года священником этой церкви становится Алексей Николаевич Зверев, будущий духовник Серапионовой пустыни. Он родился 16 марта 1867года в городе Покрове. Получил образование во Владимирской Духовной семинарии, окончив полный курс обучения по второму разряду в 1889году. После чего проходил должность учителя и преподавателя Закона Божия в Золотниковском народном училище Судогодского уезда. Высокопреосвященнейшим архиепископом Феогностом 6 августа 1891 года рукоположен во священника Троицкой церкви Серапионовой пустыни, в которой прослужит более сорока лет.

        С 4 октября 1891 г. проходит должность законоучителя в Порзамской школе.

        27февраля 1904 года утвержден в должности духовника Серапионовой пустыни.

        Духовник-священник, имеющий власть решить и вязать грехи кающихся в силу слов Христовых (Иоанн 20, 23)Иначе называется отец духовный.

        В 1910 году в Круглицах открывается народная школа. Отец Алексий утвержден в должности законоучителя этой школы.

        В 1890 году Алексей. Зверев, вступает в брак с Иларией Павловой 1871 года рождения.

        7 ноября 1892 года у них родилась дочь Екатерина. В 1892 году он завершает строительство собственного дома и перебирается в него всей семьей. У них будут еще три дочери: Мария 1897г. р., Серафима 1903г.р. и Ольга 1905г.р. Дочь Мария впоследствии станет учительницей, и будет преподавать в Круглицкой школе.

        Круг деятельности отца Алексея широк. Занимается он и строительством. Деревянная колокольня, стоящая отдельно от Троицкого храма, построенная в 1849 года обветшала, были собраны средства на строительство каменной колокольни и в 1900 году она была построена в одной связи с храмом, что значительно изменило общий вид храма... Старания о. Алексея отмечены, 12 июля 1901 года ему преподано благословение Священного Синода. В 1904 году он награждается набедренником, в 1909 скуфьей, в 1915 году награжден камилавкой. В память царствования императора Александра 111 награжден медалью с соответствующей лентой. Документальные сведения о службе, о. Алексея в Пустыни прослеживаются до 29 октября 1928г. В этот день в книге обысков брачных Троицкой церкви сделана запись о браке Стефана Ефимьевича Данилова 21 года и девицы Екатерины Васильевны Фроловой.

        В 1935 году в Серапионовой пустыни служит священник Сергей Иванович Гусев. В 1938 году он священник Сретенской церкви г. Владимира, благочинный.10августа 1938 года арестован, 27 февраля 1940 года приговорен к 10 годам ИТЛ.3 января 1941 года умрет в заключении, реабилитирован ВТ МВО 9 февраля 1959г.

        В сентябре 1937 года Вязниковским РО НКВД раскрыт тайный монастырь в Серапионовой пустыни, арестованы священник Купресов Михаил Гаврилович, бывшая игуменья Пустыни монахиня Евдокия(Баринова Дарья .Васильевна.) и другие. К этому времени Алексей Зверев, проживал в селе Пировы Городищи. Карающая рука НКВД дотянулась и до него. Восьмого октября 1937 года семидесяти летний священник был арестован, а 26 октября тройкой УНКВД по Ивановской промышленной области приговорен к 10 годам ИТЛ. Дальнейшая его судьба неизвестна. Скорее всего, он погиб в заключении. Священник М.Г.Купресов и монахиня Дарья приговорены к расстрелу.

        19 апреля 1989года отец Алексей будет реабилитирован.

        В Троицкой церкви Серапионовой пустыни до 1903 года исполнял должность псаломщика Александр Иванович Изволенский. в дальнейшем эту должность будет исполнять его сын Стефан Александрович. Родился он в 1882году, получил образование во Владимирской духовной семинарии, где окончил три класса. 25 сентября 1903года определен на должность псаломщика.

        6 сентября 1909 года он вступил в брак с Елизаветой Михайловой 1890г.р. В Пустыни он в 1909 году построит дом и будет жить нем со своей женой и детьми дочерями Марией 1910 г.р., Анной 1911г.р., сыном Александром 1914 г.р. и дочерью Ольгой 19016г.р. По словам Ольги Степановны после 1924 года ее отец не служил в церкви, Возможно, это спасло его от репрессий. Сын его Александр, опасаясь преследования, сменил фамилию.

        Единственное что осталось от Серапионовой пустыни это храм Живоначальной Троицы, долгие годы он стоял в запустении. Ветры и дожди, да и сами люди приложили руки к его разрушению. Но времена меняются, Пустынь возрождается, восстанавливается Троицкий храм и не далеки те времена, когда он станет главным храмом мужского монастыря возрожденной Серапионово-Алексеевской пустыни. И вновь зазвучат голоса ее колоколов над Троицким озером.

Вязниковские мученицы.

Опять кого-то увели

Опять завыл мотор!

А где-то сладкий зов земли,

А где-то влажный бор.

Павел Булыгин.

 

 

      В феврале Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Российских, прославляя имена целого сонма архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, засвидетельствовавших своей мученической кончиной преданность Христу и Его Церкви. Среди них священномученик архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), святитель епископ Афанасий (Сахаров), священноисповедник протоиерей Петр Чельцов, священномученик епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев).

Памятуя заповедь Спасителя: «Претерпевший до конца-спасется», безропотно перенесли страдания, молились о прощении своих мучителей и отдали свою жизнь за веру Христову насельницы Серапионово-Алексеевской женской общины…

 

 

        Обитель.

         

        В 1914 году в Серапионовой Пустыни была открыта Серапионово-Алексеевская женская община, небесным покровителем своего храма насельницы избрали Святителя и Чудотворца Алексия и положили в основу своего жития устав Саровской обители. Началось строительство нового каменного храма, и Господу было угодно, что, первое святительское служение в этом храме и основание его было совершено архиепископом Владимирским и Суздальским Алексием. Знаменательно было и то, что первая настоятельница общины носила имя великого подвижника преподобного Серафима Саровского.21 июня 1915 года архиепископ Алексий заложил первый камень в основание Святого Престола, а во главу его была положена медная доска с надписью: «При Державе Государя Императора Николая Александровича, заложен храм сей в честь Преображения Господня при Серапионово-Алексеевской общине». Заканчивая чин освящения, архиепископ Алексий провозгласил: «Пусть же Святитель и Чудотворец Алексий, и преподобный Серафим Саровский охраняют юную обитель, да образуется на этом месте новый монастырь, преобразованный промыслом Божиим, с главным храмом в честь Преображения Господня». Община просуществовала семь лет, закрыта она была, по всей видимости, в 1922 году, последняя ее игуменья носила имя Антония. В 1923 году в общинном помешении располагался инвалидный дом № 2(а первый дом был в бывших кельях Благовещенского женского монастыря). Часть насельниц осталась жить в нем, часть расселилась в окружающих Пустынь деревнях: Порзамке, Козлове, Деревеньках, Станках.

        « И будут гнать вас за имя Мое».

        По плану Союза воинствующих безбожников, после проведения « безбожной пятилетки « предполагалось, что к 1 мая 1937 года « имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР». Но к удивлению властей, перепись 1937 года показала, что люди не потеряли веру в Бога, более половины опрошенных признала себя верующими. Колоссальная работа, начавшаяся с первых дней советской власти, не дала ожидаемых результатов. После этого председателем Центрального совета СВБ.Е. Ярославским было официально заявлено, что религиозные организации-единственные легальные реакционные вражеские организации, тем самым Церковь объявлялась объектом прямого преследования. К 1938 году единственной государственной структурой, занимающейся церковью, стал специальный отдел НКВД. Всем проходящим по церковным делам предъявлялось обвинение по ст. 58 УК РСФСР, в основном п.10-11-антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность. Поводом для обвинения служили в основном - сохранение церкви, насаждение тайного монашества, помощь ссыльным. Очень часто следователь, не замечая всей абсурдности ситуации, записывал в обвинительном заключении: «клеветал, что церковь закрывают, священники арестовываются».

        Следуя поставленной задаче, Вязниковское РО НКВД в августе 1937 года « раскрыл и обезвредил контрреволюционную группу монахинь и церковников из 18 человек, среди них 16 женщин». В ходе следствия было установлено, что в 1936 году в Вязниках, под руководством вернувшихся из ссылки архимандрита Мельхисидека (Бирева Михаила Ивановича), бывшей игуменьи Муромского женского монастыря Бариновой Д. В. , при активном участии священника Купресова М.Г. организовалась контрреволюционная группа монахинь-церковников, создавшая в Серапионовой Пустыни нелегальный монастырь. Как установлено в ходе следствия, группа имела задачи: создание нелегального монастыря с целью насаждения среди верующих религиозного фанатизма и создание антисоветских кадров монашества, - антисоветская агитация и пропаганда и распространение слухов против советской власти, устройство антисоветских сборищ, материальная помощь ссыльному духовенству,- установление широкой связи со странствующим монашеством. С этой целью в мае 1937 года по району был распущен слух, что в Серапионовой Пустыни скрываются спасшиеся от преследования две бывшие княгини дома Романовых. Одной из них, якобы Ксении, устроили похороны с паломничеством монахинь из Муромского монастыря со всеми почестями высшего церковного чина. В похоронах принимали участие монахини и церковники Вязников, ряда селений Вязниковского района и других районов Ивановской области. Путем использования монахинь, посылавшихся по разным местам района, а так же в соседние Фоминский, Муромский районы, собирались средства для помощи ссыльному духовенству, распространялись провокационные слухи против советской власти. В сентябре в Станках на квартире Бирева состоялось сборище, в котором приняли участие две монахини, прибывшие из Горьковской области, на сборище присутствовала Панова Е. , Забелина Д., Гусева А. и другие…

        Преступная контрреволюционная деятельность группы монахинь-церковников пресечена, ее участники 19.08. 37г. арестованы:

Мельхиседек (Бирев Михаил Иванович), 1864 г.р., уроженец д. Холуй. Из семьи иконописца, архимандрит, судим в 1930 году по ст. 58-10 на 5 лет концлагерей, до ареста проживал в с. Станки, настоятель Станковской церкви;

Купресов Михаил Гаврилович,1883 г.р., уроженец с. Шиморское Меленковского района, из семьи псаломщика, окончил духовную семинарию, священник церкви Серапионовой Пустыни;

Баринова Дарья Васильевна, 1870 г.р., уроженка с. Наместово, из крестьян середняков, бывшая игуменья, до ареста проживала в Серапионовой Пустыни;

Богомолова Анастасия Прокофьевна, 1881 г.р., уроженка д. Глубоково, из крестьян, до ареста проживала в г. Вязники, Петринский поселок, д.5, активная церковница;

Белухина Екатерина Семеновна, 1870 г.р., уроженка с. Яндовы, из крестьян, до ареста проживала в с. Станки, работала в колхозе, активная церковница;

Гусева Акулина Андреевна, 75 лет, монахиня;

Горчакова, 50 лет, монахиня;

Дмитроусова, Ксения Ефимовна, 1884 г.р., уроженка с. Станки, из крестьян-середняков, в 1932 году судимая за отказ от работы на лесозаготовках, до ареста являлась церковной старостой в Станках;

Еремеева Ирина Алексеевна, 1879 г.р., уроженка с. Рыло Южского района, из крестьян, до ареста монахиня, проживала в Серапионовой пустыни;

Забелина Дарья Вуколовна,1888 г. Р., уроженка д. Ступины Деревеньки, из семьи крестьян, до ареста монахиня, проживала в Серапионовой Пустыни;

Матвеева Серафима Алексеевна,78 лет, монахиня;

Панова Екатерина Августовна (Игодовна) ,1872 г. Р., уроженка с. Акиньшино, из крестьян, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой Пустыни;

Пронина Евдокия Ивановна, 1864 г. Р., уроженка д. Порзамка, из семьи кулака, до ареста монахиня, проживала в Серапионовой Пустыни;

Платонова Анна Ивановна,1895 г. Р., уроженка д. Кобяково, из крестьян, судимая в 1932 г. по ст. 58-10 на 3 года концлагерей, до ареста монахиня. Проживала в Серапионовой Пустыни;

Смирнова Мария Яковлевна (Ксенофонтовна), 1882 г.р., уроженка и жительница Серапионовой Пустыни (по другим данным1884 г.р., уроженка д. Губино), в 1932 г. судимая за антисоветскую деятельность на 3 года концлагерей, до ареста монахиня, проживала в Серапионовой Пустыни;

Смирнова Мария Алексеевна, уроженка д. Дорониха ( по другим данным-д.Николы), до ареста проживала в д. Шивариха, колхозница, активная церковница;

Сорокина Александра Федоровна, 1889 г.р., ( 1892), уроженка с. Станки, из крестьян, в 1932 г. арестована за антисоветскую агитацию, проживала в с. Станки, активная церковница;

Сергеева Аграфена Андреевна, 76 лет, монахиня.

 

        2 октября следователь делает заключение: «Изобличающими материалами, свидетельскими показаниями обвиняемые за исключением Смирновой М.Я., Богомоловой А.П. признали себя виновными, поэтому на основании материалов следствия полагал бы:

        следственное дело по обвинению Бирева М.И., Бариновой Д.В., Купресова М.Г., Сорокиной А.Ф., Дмитроусовой К.Е., Пановой Е.И., (Е.А.?), Платоновой А.М., Забелиной Д.В., Смирновой М.Я., Еремеевой И.А., Богомоловой А.П., направить на рассмотрение тройки УНКВД по Ивановской области».

        Все обвиняемые были отправлены в областной город Иваново. А уже 3 сентября 1937 года тройкой УНКВД по Ивановской промобласти за контрреволюционную агитацию, участие в контрреволюционной группе церковников Бирев М.И., Купресов М.Г., Баринова Д.В., Сорокина А.Ф., Платонова А.И., Панова Е.И., Дмитроусова К.Е., Забелина Д.В., Смирнова М.Я., Белухина Е.С. были приговорены к высшей мере наказаний - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1937 года, в отношении Бирева М.И.-13 октября 1937 года.

        Вот как описывает сцену расстрела политзаключенных В.Зарубин в повести «Щепка»:

        « На дворе затопали тяжелые ноги грузовиков. По всему каменному дому дрожь. В подвале священник поднял над головой нагрудный крест: «братия и сестры, помолимся в последний час». Поднимались от пола бледные лица. Мертвые, тухнувшие глаза лезли из орбит, слезились. Отчетливо видели крест немногие, некоторые только узкую серебряную пластинку. Остальные - пустоту черную. У священника язык лип к небу: «во имя Отца и Сына»… Листьями опавшими шелестели слова молитв, метались люди. Были они в холодном поту, как и стены, стены неподвижны, в них твердость камня. Лязг двери, в камеру зашел комендант, замахал бумагой. Голос у него сырой, гнетущий - земля. Назвал пять фамилий - задавил, засыпал. Пятерых повели…

        Подвал изогнут печатной буквой "Г”. В коротком крючке каменной буквы – мрак. В длинном хвосте - день. Лампочки через каждые пять шагов. На полу - все бугорки, все ямки видно. Нигде не спрятаться. Стены кирпичные скалами сошлись вплотную. Сверху навалилась глыба потолка. Не убежать. Конвоиры - сзади, спереди, с боков. Винтовки, шашки, револьверы, красные звезды, железа, оружия больше, чем людей.

        «Стенка» белела на границе светлого хвоста - неосвещенного изгиба. Пять дверей, сорванных с петель, были приставлены к кирпичной стене. Около-пятеро. В руках большие револьверы. Курки-черные знаки вопроса - взведены.

        Комендант остановил приговоренных приказал раздеться. Приказание как удар. Оно подтверждало безвыходность положения приговоренных. Им казалось, что высшая мера насилия не в самом расстреле, а в этом раздевании. Из белья на голую землю. Раздетому среди одетых. Унижение беспредельное. Гнет ожидания смерти усиливался будничностью обстановки. Грязный пол, пыльные стены, подвал. Разделись уже все. От холода терли руки, переступали босыми ногами. Белье и одежда пестрой кучей. Комендант жестом руки пригласил: - становитесь, затем приказал, повернитесь. Приговоренные не поняли. Пояснил: - лицом к стене, а к нам спиной». Он знал, что как только они станут поворачиваться, пятеро с револьверами одновременно вскинут их и в упор каждому выстрелят в затылок.

        Больно стукнуло в уши. Белые, голые тела рухнули на землю. Пятеро с дымящимися револьверами быстро отбежали назад, щелкнули курками. Двое в серых шинелях ловко надевали трупам петли на ноги, отволакивали их в темный загиб подвала. Двое таких же лопатами копали землю, забрасывая дымящиеся ручейки крови. Расстреливали пятеро, никто из них не обращал внимания, что среди приговоренных были женщины. Все видели только приговоренных. Стреляли как автоматы. И глаза у них были пустые, с мертвым стеклянным блеском. Все, что они делали в подвале, делали почти непроизвольно. Ждали, когда приговоренные разденутся, встанут, механически поднимали револьверы, стреляли, отбегали назад, заменяли расстрелянные обоймы заряженными. Ждали, когда уберут трупы и приведут новых. Так пятерка за пятеркой.

        Кровью парной, потом человеческим, испражнениями пышет подвал. И туман, туман, дым. Лампочки с усилием таращат с потолка слепнущие огненные глаза. Холодной испариной мокнут стены. В лихорадке бьется земляной пол. Воздух отяжелел от свинца. Трудно дышать. Завод.

        После последней пятерки комендант заметил на левой руке одного из исполнителей связку крестиков, образков, ладанок. Спросил почти машинально: « зачем тебе их?» Тот светло улыбнулся: - « ребятишкам играть, товарищ комендант, Игрушек нонче не купишь. Нету-ка их»...

       Юрий ВАСИЩЕВ

Категория: ВАСИЩЕВ Юрий Александрович | Добавил: Рэмович (23.03.2012)
Просмотров: 1147 | Теги: Вязники, Ю.А. Васищев, Архив Цыплева, Серапионова пустынь