Главная » Статьи » КРАЕВЕДЫ » ВАСИЩЕВ Юрий Александрович |
Паломническое посещение Серапионовой пустыни Часть 1 24 августа я совершил поездку в Серапионову пустынь. Многолетняя мечта моя побывать там наконец-то осуществилась. Помог мне в этом о. Севастиан. Сам он сопровождать меня не смог, так как находился в Москве, но распоряжение своим подопечным дал. В 10 часов утра от Введенского храма в сторону Порзамки отбыла небольшая машина, которую вел Алексей, один из помощников о. Севастиана. Дорога в разговорах прошла незаметно и вот она Порзамка. А в ней всего три дома. Все, что осталось от когда-то большой деревни. В Порзамке меня ожидал другой экипаж. Из пустыни за мной прибыл брат Иоанн на лошадке. И дальнейший путь мне предстояло преодолеть на телеге, которой управлял трудник Владимир, ведущим был конь Буран. Он относился к породе полутяжеловозов. Ход его был нетороплив и как ни старался Володя с помощью кнута увеличить его скорость, все оставалось всуе. Буранчик шел неторопливо, и разделяющие Порзамку и пустынь три с половиной километра мы преодолели за полчаса. Дорога пролегала частично через заброшенные, вернее сказать запущенные поля, два моста и лес. Лес мне очень понравился, он напоминал мне леса моей родины. Преобладали в основном береза, сосна, дуб. День стоял солнечный, теплый, небо без единого облачка, пронзительно голубое. А тишина вокруг неописуема. В городе такой не услышишь. Но вот повозка остановилась и мы спешились. Впереди гать из бревен длинною в несколько десятков метров. Ее мы преодолели пешком и больше не стали утомлять Буранчика. Еще несколько десятков шагов и передо мной открылась Серапионова пустынь. О пустыни написано много и многими, особенно в
последнее время. Есть даже сайт в интернете. Материалы интересные, но не всегда
точные. Постараюсь изложить хронологию пустыни, ее храмов,
священно-церковнослужителей и монашествующих, опираясь в основном на
документальные сведения, воспоминания очевидцев. Хроника Серапионовой пустыни в документах,фотографиях, воспоминаниях очевидцев Когда и кем основана эта пустынь, сведений о том не сохранилось.
Строитель ее Серапион, коему мирское имя было Сергий. Место это назывлось
семибратской пустынею и был мужской монастырь. Имеется только описание этой
пустыии от 1702 г. «В
Ярополческом стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во
имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею
деревянною». Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. Вокруг тое
пустыни по ограде 150 сажен, а каменной и деревянной ограды и башен и пороху и
свинцу и воинскаго снаряду и у врат монастырских караульных воротников нет,
потому, что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и
приставить в караульные воротники некого ». ( Из подлинного описания в делах
монастырского приказа - №18 1702г.) «Бродяги
неоднократно разбойнически нападали на нее и грабили. Около 1749года пустынь
окончательно разорили и церковь деревянную во имя Корсунской Божией Матери и
Иоанна Крестителя выжгли». Внимательный читатель сразу заметит, что церкви
называются по разному: в 1702году - Живоначальной Троицы, в 1749 году название
церкви во имя Корсунской Божией Матери и Иоанна Крестителя. В 1764 г.
пустынь эта была упразднена и церковь обращена в приходскую. В 1829
году вместо деревянной церкви построен был существующий здесь в настоящее время
каменный храм. Здание церкви построено в виде четырехугольного креста.
Холодная часть храма от западной стены до иконостаса имеет вид квадратной
палаты без столпов, завершаясь полукруглым сводом с фонарем. Длина храма внутри
13 аршин, ширина 12 аршин. Внутренняя площадь алтаря 9 на 8 аршин.
Освещается церковь десятью окнами в два света. С обеих сторон по пять
окон: три – сверху, два - снизу. В самом куполе - фонарь. Алтарь имеет три
окна. Пол в церкви и амвон - каменные. В алтаре престол и жертвенник –
деревянные. Колокольня при нем деревянная, построена в 1847
году, на которой звонили в пять колоколов. Большой с вылитым
изображением Святой Троицы с надписью: «…Божиею милостию лит сей колокол в
городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84
пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На
другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни
церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов. В церкви прибавился еще один придел с
престолом во имя Корсунской иконы Божией Матери». «В 1900
году трапезная часть храма была удлинена и в одной связи с ней была построена
каменная трехъярусная колокольня.(клировая ведомость Троицкой церкви за 1918г.
Ю.В.).Престолов в церкви два: главный во имя Живоначальной Троицы и в пределе
теплом во имя Корсунской Божией Матери. Причта в приход по штату положено — священник и
псаломщик. Домов на церковной земле: деревянные, построенные
тщанием священника в 1892 году и псаломщика в 1910г. Деревянная сторожка на
каменном фундаменте построена в 1901 году. Другая деревянная сторожка, крыша
железная построена в 1916г. Приход состоит из деревень: Круглиц (5
верстъ отъ церкви), Порзомки (3 вер.) и Кобякова
(6 вер.), в коихъ по клировым ведомостям числится
344 души мужескаго пола и 375 женскаго. Земли при церкви:
под пастбищем, сенокосной и усадебной
5 десятин 1,228 саж., вКалачьем рукаве сенокосной 2
десят. 1,866 саж., на Порзамском истоке сенокоса1,500 саж.,
на истоке Юг пахатной и сенокосной, частию поросшей лесом и
кустарником, 25 десят. 804 саж.В 1918году всего 34 десятины 592 сажени. В дер. Порзомке имеется земская
народная школа, учрежденная в 1849 годуучащихся в 1897 г.
было 30.В 1918году 16 мальчиков и 10 девочек. Учительницей
окончившая курс Владимирского епархиального училища Елизавета Павловна
Вифлиемская. Круглицкая школа основанная в 1910 году. В 1918г. в
ней обучалось 22 мальчика и 16 девочек. Учительницей, окончившая
курс Владимирского епархиального училища Мария Алексеевна Зверева». Священники и псаломщики Троицкой церкви 1886г.
Священник Алексей Михайлович Остроумов. Псаломщик - Михаил Иванович Грузинский. С 1сентября 1891 года - священник Алексей Николаевич
Зверев 1900г. до 18.06.1904г. священник А.Н. Зверев. Псаломщик Александр Иванович Изволенский. 21 июня 1904г. в метрической книге запись о смерти
Александра Изволенского. Подписана А.Зверевым и псаломщиком Кинешемского
погоста Михаилом Грузинским. (Похоронен на кладбище пустыни недалеко от
Троицкого храма. Сохранилось надгробие с его могилы. См. фото) Со 2 июля 1904г. священник А. Зверев Исполняет обязанности псаломщика Стефан
Александрович Изволенский, который исполнял обязанности псаломщика до 1919г. Последнее упоминание о священнике А. Звереве и С.
Изволенском из обыска брачного 1929г. Купрессов Михаил Гаврилович священник. Год окончания
служения до 1 сентября1937 Гусев Сергей Алексеевич священник. Год начала 1935. Год
окончания 1938 «В 1844 году в пустыни поселились девять монахинь:
три Анны, Наталия, две Александры, Мария, Феодосия и Параскева. Девицы жили в
трех маленьких кельях, выстроенных на самом берегу озера Калачное, саженях в
100 от церкви. Около 1860-х годов в пустыньку из нижегородского
женского монастыря перешла девица Агафья, которая горячо принялась за
устройство женской обители. В 1865 году, Агафья обратилась к преосвященному
Феофану, епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением, чтобы Владыка
благословил монахиням жить при Троицкой церкви Серапионовой пустыни, построить
дом, так как кельи уже обветшали. 19 января 1865 года епископ Феофан разрешил
устроить при пустыни общежительный монастырь. Началось строительство общинного
дома. Дом, состоящий из двух этажей, был построен 22 сентября 1868 года
величиной в квадрате 24 аршина. В 1892 году был утвержден Святейшим Синодом новый
устав Серапионовой богадельни, попечителем которой был избран московский купец
Алексей Федорович Малинин, который и постарался возродить бывшую обитель. В
1904г. он получил на содержание богадельни 5000 рублей от почетного
потомственного гражданина Андрея Ленивого и пожертвовано в пользу пустыни 13
десятин 1560 кв. сажен земли под названием урочище «Ялтовский бор»,
принадлежащий ему. Октября шестого дня 1904 года Малинин обратился к Архиепископу
Сергию с просьбой: «Не соблаговолите ли Ваше Высокопреосвященство, разрешить
мне устройство домовой церкви. Богадельня и приходский Троицкий храм
расположены в луговой стороне реки Клязьмы, вследствии чего сообщение с
приходским храмом весной и осенью весьма затруднительно, так как между
приходской церковью и богадельнею находится овраг, через который переезд осуществляется
только на ботниках. Все расходы принимаю на себя». 24 сентября 1906 года новый храм во
имя молитвенника земли Русской Святителя и чудотворца Алексия,
митрополита Московского был освящен. Со дня освящения храма, в честь
нарожденного цесаревича Алексея Николаевича (30 июля 1904г.), пустынь
стала называться Серапионово – Алексеевской, и упоминалась в числе монастырей В сентябре того же года определен священник Н.
Смирнов. Храм сей был приписан к Троицкой Серапионовой пустыни церкви. Кроме
храма, им были выстроены два одноэтажных флигеля с четырьмя комнатами в каждом
и разные хозяйственные постройки. Благотворитель Василий Владимирович Бузин, 2-й
гильдии купец, выстроил в 1912 году новую тесовую ограду длиною в
250 саженей (более 500 метров) и вышиною в 4,5 аршина (около 3
метров), оградив монахинь от посторонних глаз. Кроме монашеского общинного дома и домов причта
Троицкой церкви на пустыни появилось семь крестьянских дворов. В апреле 1914 года указом Священного синода
Серапионова богадельня преобразована в женскую общину с наименованием
«Серапионовская Алексеевская женская Община». Слава о чудотворной Корсунской иконы Божией Матери,
а так же хора обители широко распространилась по окрестным селениям, и в
большие праздники в Серапионову пустынь съезжалось много богомольцев из разных
городов России. Среди них и особо чтимые, люди известные, как приехавшие издалека,
из Сибири, Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, так и местные. Среди них граф
Апраксин Николай Петрович, Акинфов Владимир Николаевич, супруги Алябьевы Иван
Васильевич и Наталья Павловна, Артлебен Николай Андреевич, Муромский купец
Зворыкин, Ушаков Сергей Михайлович, Шумилов Валентин Александрович и многие
другие. Небольшой общинный храм в эти дни не вмещал всех
присутствующих. Возникла необходимость в строительстве нового большого храма.
Второй благотворитель пустыни почетный член детских приютов
судогодский купец Василий Васильевич Бузин обращается к Архиепископу
Владимирскому с просьбой разрешить ему на собственные средства построить
для Серапионово-Алексеевской общины новый просторный
каменный храм». Сохранился документ Владимирской духовной
Консистории. «В Строительное Отделение Владимирского Губернского Правления. Консистория
Апреля 28 дня 1913г. № 8371 Губ.гор. Владимир Владимирская Духовная Консистория
препровождая при сем на разсмотрение Строительного отделения представленный
Судогодским купцом Василием Владимировичем Бузиным проэкт с копией на постройку
из его собственных средств храма Алексеевской Серапионовой общины Вязниковского
уезда, просит оное о последующем Консистории уведомлении». И второй документ: «Консистория. Мая14 дня 1915г. №
13519. Губ.гор. Владимир. Вследствие отношения от 14 мая сего года за № 674
Духовная Консистория, препровождая при сем на разсмотрение строительного
Отделения Губернского правления проэкт с копиею к нему на построение храма в в
Серапионовской Алексеевской женской Общине в Вязниковском приходе.
Подписку Епархиального Архитектора Шерера о наблюдении». Итак, разрешение получено. После чего последует
знаменательное событие. В дни 20-22 июня 1915 года Серапионово-Алексеевскую
общину посещает впервые за ее существование архиепископ Владимирский и
Суздальский Алексий. Цель его визита закладка в пустыне храма во имя
Преображения Господня. «В 8 часов утра 21июня 1915 года после торжественной
литургии на месте закладки начался «Чин, бываемый на основание храма». В основание Святаго Престола была положена медная
доска с надписью: «При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Государя
Императора Николая Александровича, при Высоко-преосвященнейшем Алексии,
Архиепископе Владимирском и Суздальском, заложен храм сей в честь Преображения
Господня при Серапионово-Алексеевской общине усердием почетнаго члена детских
приютов Василия Владимировича Бузина 21июня 1915 года ». Первый камень в
основание Святого Престола был положен Его Высокопреосвященством, а последующие, устроителем
храма и почетными гостями. Знаменательно было и то, что первая настоятельница
общины носит имя великого подвижника препод. Серафима Саровского».. О ходе строительства храма, времени его освящения
сведений не сохранилось, скорее всего, правильнее будет сказать - пока не
найдено. В апреле 1916 года указом Святейшего
Синода настоятельницу Серапионовой Общины Серафиму переводят в
Вязники во вновь созданный Благовещенский женский монастырь. В пустыне
настоятельницей становится игуменья Антония. 1917 год. В России грянул большевистский переворот.
По стране начинаются гонения на Русскую Православную Церковь. Закрывают храмы,
монастыри. Такая же участь постигает и Серапионову пустынь. Община
просуществовала семь лет, закрыта она была, по всей видимости, в 1922 году,
последняя ее игуменья носила имя Антония. В 1923 году в общинном помещении
располагался инвалидный дом № 2 (а первый дом был в бывших кельях
Благовещенского женского монастыря). Часть насельниц осталась жить в нем, часть
расселилась в окружающих Пустынь деревнях: Порзамке, Козлове, Деревеньках,
Станках. Длительное время, до 2005 года существовало мнение
местных краеведов о том, что храм в связи с первой мировой войной, а затем
грянувшим в 17 году большевистским переворотом не был построен. Но как
оказалось впоследствии, это не соответствовало действительности. Первым документальным подтверждением того, что храм
Преображения Господня был построен, стала найденная Опись Церковного имущества
Серапионо-Алексеевской общины Вязниковского уезда Владимирской епархии от
октября 14 дня 1920года Опись церкви. «Церковь деревянная на каменном фундаменте, вся
теплая». (Это церковь построенная Малининым. Примечание Ю.В.) Опись второй церкви. «Церковь новая каменная с такою же колокольнею». (А
это церковь Преображения Господня. Троицкая каменная церковь была построена в
1829 году и в 1920 году никак не могла быть названа новою. Ю.В.) И в описи «еще новый дом для священника». (Построен
он был в 1916 году, подтверждается Клировой ведомостью 1918г. Ю.В.). В описи содержатся сведения об иконостасах,
престолах, иконах и другом имуществе. Подписана опись игуменьей Антонией,
монахинями Августой, Софией, Анной Чиркиной, а также членами приходского
совета: С. Митрофановым, Афонасием Чикулаевым, В. Прониным и другими. Правильность Описи Серапионо -Алексеевской общины и
группы лиц подписавшихся к описи Рыловский волостной Исполком свидетельствует №381
27 апреля 1921г. Председатель - подпись. Секретарь - подпись. Печать
волисполкома. Вторым подтверждением этого факта стала беседа с
дочерью псаломщика Троицкой пустынской церкви Стефана Изволенского Ольгой
Степановной Изволенской, состоявшаяся в Станках 28 августа 2003года. Она рассказала мне некоторые моменты, касающиеся
пустыни: «В 1919году в пустыни был большой пожар. Мать посылала меня с узелком
(гостинцами) в пустынь. Пришла к воротам, у калитки позвонила в колокольчик.
Вышла монашенка, после чего вызвала игуменью. Высокая, стройная женщина, голова
покрыта черным платком. Территория общины была огорожена красивой изгородью.
За ней церковь деревянная и каменная из красного кирпича. Ее местные называли
красною. Троицкий же храм был белый. В красной церкви была несколько раз,
церковь была очень красивою. Внутри все сияло золотом. Приходская церковь по
своему убранству не шла не в какое сравнение с ней. Красная церковь стояла на бугре, как и Троицкая, и
их разделяла низина. Стояли они напротив друг друга». Взорвали церковь, по словам О.С. в 36-37году. Ее сын
Миронов Федор Евгеньевич называет другую дату 51-56 годы. « Часть кирпича
использовали на строительство свинарника в Станках. Останки красной церкви
заросли кустами, но найти можно» - добавил он. И вот я в пустыни, можно сказать, на самом ее
пороге. Сразу же справа видишь возвышение и на нем среди зарослей бурьяна и
молодых березок видны груды красного кирпича. Весьма печальное зрелище,
вызывающее щемящее чувство тоски. Взрыв развалил здание храма. По его углам
хорошо видны большие обломки стен, из некоторых торчат металлические стяжи,
которые закладывались при строительстве здания. В переднем левом углу лежат две
оконные решетки. По правой стороне хорошо видна каменная лестница, ведущая в
подвальную часть храма и арчатый свод двери. Здание находится на холме, перед
постройкой его еще подсыпали. Холм небольшой и если отойти от остатков храма к
озеру в западном направлении, то метров через 30 виден контур фундамента
двухэтажного дома, сам фундамент не сохранился, видны только единичные кирпичи.
Если посмотреть на космический снимок пустыни, то можно увидеть очертания двух
фундаментов сестринских келий. Около одного из них стоит старый куст сирени,
сохранился от былых времен. Осмотрев и сфотографировав руины, я направился к
Троицкому храму, он находился напротив. Сначала над верхушками деревьев были
видны только его главки, но спустившись в низину, я увидел его полностью.
Раньше мне приходилось видеть его только на фотографиях. Время и люди сделали
многое для его разрушения, но уничтожить полностью не смогли. Настало время, и
он стал возрождаться. Сдвиги в этом большие, но еще многое нужно сделать
для его полного восстановления. А самое главное, это сделать крышу над
трапезной частью, чтобы предотвратить разрушающее воздействие дождей, ветров и
снега. Нашлись неравнодушные люди, которые безвозмездно помогают
восстанавливать храм, оказывают помощь пустынникам, и за это им большое
спасибо. К сожалению Бузиных и Малининых в наше время не находится. А жаль.
Оскудела Россия на таких людей. Невдалеке от Троицкого храма находится небольшой
погост. Могилки просматриваются, сохранилось несколько надгробий того времени,
но есть и недавнее захоронение 1953г. из Порзамки. Несколько лет
назад в пустыни побывали школьники из Станковской школы. Руководила ими директор
школы Инна Ивановна Елизарова. Осматривая пустынь, Троицкую церковь и кладбище,
они нашли могилу и надгробие псаломщика церкви Стефана Изволенского. Надо отметить, что Станковская школа многое сделала,
чтобы привить ребятам любовь к краеведению, к родным местам. В ней создан очень
хороший музей. Школьники неоднократно участвовали в краеведческих конференциях
и занимали призовые места. Но в целом заброшенный погост произвел на меня
удручающее впечатление. Мне неоднократно приходилось бывать в местах, где
раньше были поселения, жили люди, и везде я видел такую же картину -
заброшенные , неухоженные могилы, разбросанные, разбитые надгробия. И у меня
возникал вопрос: - «А русские ли мы? Где наша любовь к родительским крестам»? Ходил по пустыни и пытался представить, как текла
жизнь в ней в былые времена. Это было так давно. С момента перестройки Троицкой
церкви и возведения каменной колокольни прошло сто одиннадцать лет, а через
четыре года исполнится 100 лет со дня закладки Преображенского храма. И людей, которые населяли ее, давно нет. Но след
свой в российской истории они оставили. В основном это жертвы гонений на
Русскую Православную Церковь. Большевистская власть старалась сделать все, чтоб
уничтожить Русскую Православную веру, ее влияние на население страны. Планировалось
к 1937 году чтобы в стране не осталось ни одного верующего. Но как показала
перепись населения, верующими показало себя более 50% населения страны. И если на второй волне преследования верующих
1927-28 гг. священно церковнослужителей ссылали, сажали в тюрьмы, то начавшаяся
после переписи третья волна преследования несла за собой только расстрел. В меру возможности я проследил судьбы вязниковских
священно-церковнослужителей, монашествующих в эти грозные годы. Заинтересованный читатель может узнать об этом из
книги «Страницы горького века», а также «Вязниковские мученики краткий
биографический справочник-гонения на РПЦ 1917 – 1951г.г.» Во второй части моего
повествования приводятся сведения по Серапионовой пустыни. Юрий Васищев | |
Категория: ВАСИЩЕВ Юрий Александрович | Добавил: Рэмович (23.03.2012) | |
Просмотров: 1364 | |