Главная » Статьи » КРАЕВЕДЫ » МАШТАФАРОВ Виктор Николаевич

ТРАКТ МОСКВА ВЯЗНИКИ НИЖНИЙ НОВГОРОД

«РОЖОК ПОЧТОВОГО ДИЛИЖАНСА»

Значительно изменило городскую жизнь открытие движения в 1837 году по шоссированной дороге Москва — Нижний Новгород (современный город Горький) через Вязники. Торговля и промышленность нуждались в усовершенствованных путях, объединивших центры государства по кратчайшему расстоянию. Стремление сократить длину пути новой дороги повело к тому, что, начиная от Владимира, линия ее миновала все крупные населенные пункты. Единственным исключением явились Вязники, где шоссе проложили прямо через торговую площадь, Гористые высокие берега Клязьмы, окружающие город, потребовали устройства пологих земляных спусков. При этом в западной части города пострадал обширный вишневый сад, принадлежавший купцу Стрижеву, а позднейшая застройка этой местности долго была известна, как Стрижевка. В восточной части города земляные работы затронули территорию Ярополча. При этом пришлось снести сохранившиеся от XVII века белокаменные башни: Спасскую — проезжую с городскими воротами, шестигранную угловую и соседнюю четырехгранную — глухую, смотревшие с глинистых круч на зеленые просторы речной долины. В дальнейшем это послужило началом постепенного уничтожения всех белокаменных башен Ярополча, уцелевших от грандиозного пожара 1703 года. Разбирать старинную каменную кладку было не так-то легко, хотя нужда в камне была большая и на строительство и на замощение улиц.

Проезжавший летом 1853 года через Вязники академик Карл Бэр еще мог видеть своими глазами многие уцелевшие каменные башни, о чем он с немецкой аккуратностью отмечает в своем дорожном дневнике.

На территории города шоссе послужило, началом улицы. Ее так и назвали — Новая улица. После она переименована в Шоссейную, а в советское время получила почетное наименование Советской улицы. Новая дорога, как и старая — грунтовая, именовалась в народе Владимиркой. Теперь, как более удобная для перевозок во всякое время года, она приняла на себя все более увеличивающийся поток грузов и пассажиров. Постепенно теряли свое значение дороги: от Владимира на Муром до Нижнего и так  называемая «Балахонка» от Шуи на Балахну до Нижнего. Новая улица в Вязниках стала застраиваться добротными домами, из которых многие сохранились до наших дней. Для обслуживания проезжающих построил двухэтажный каменный дом Ермолаев и открыл здесь первоклассный трактир. Так   назывались в то время гостиницы. Приезжие могли здесь не только отдохнуть от утомительной дороги в колясках и тарантасах, но и переночевать. Владелец трактира имел большой доход вплоть до начала 60-х годов, до открытия движения по железной дороге Москва — Нижний. Железная дорога, «Нижегородка» или «Чугунка», как ее прозвали в народе, в короткое время подорвала экономику и движение по Владимирке и Ермолаев поспешил прикрыть свой трактир. Дом свой он продал, не торгуясь, вязниковскому купцу Ивану Яковлевичу Куликову, а сам переехал в Нижний Новгород и здесь открыл свое заведение, сделавшееся весьма популярным в 80-х годах. После учреждения земства, Куликов пожертвовал приобретенный им дом новому ведомству. В нем была размещена Вязниковская земская управа, просуществовавшая здесь до революции. В наши дни в этом доме размешены судебные учреждения.

Из интересных в историческом смысле строений на Советской улице можно отметить дом угольный, рядом с зданиями городских электростанций. Дом этот бывший до революции одноэтажный, построен в 40-х годах прошлого века и принадлежал Сизякову. Памятная доска, укрепленная на стене этого дома, свидетельствует нам, что останавливался у Сизяковых Николай Алексеевич Некрасов, при проезде через Вязники в Алешунино. Владелец дома явился инициатором появления электрического освещения в Вязниках в начале XX века. Первая электрическая станция уст-роена была Сизяковым в соседнем одноэтажном маленьком здании, в котором ранее располагался кабак. В последующие годы рядом было выстроено специальное здание для более мощных машин. Эта электростанция обслуживала город вплоть до начала 30-х годов.

Купец Стрижев, о вишневом саде которого упомянуто выше, купил значительный участок земли, принадлежавший ранее Крапивниковым, на месте, где в наши дни расположен райисполком. Учитывая новую обстановку, Стрижев построил на своем участке дом и открыл здесь постоялый двор. Когда доходность постоялого двора пала, в 1888 году Стрижев продал свои владения городским властям. После соответствующего переоборудования и ремонта здесь была открыта городская управа и городской банк.

Четверть века процветающего положения шоссированной Владимирки создали благоприятные условия для деятельности вязниковских ямщиков, владельцев кузниц, постоялых дворов, питейных заведений, магазинов и лавок. Быт вязниковских ямщиков того времени весьма красочно описан Николаем Алексеевичем Некрасовым и известным академиком Владимиром Павловичем Безобразовым. В 80-х годах бывшие владельцы лихих троек, уже будучи стариками, вспоминали об этом периоде расцвета, как о золотом времени.

Теперь, пожалуй, пора рассказать и о почтовых дилижансах и романтике звуков почтового рожка. Появление шоссированных дорог, вполне естественно, повело и к улучшению почтовой связи. Для этого послужили дилижансы. Эти вместительные экипажи служили для перевозки не только почты, ценных грузов, но и пассажиров. Впервые вязниковскую Новую улицу огласил звук почтового рожка, грохот колес и стук подков четверки коней, запряжённых в дилижанс, только в 1847 году, звуки рожка, сопровождавшие новое средство передвижения, служили сигналом для всего встречного транспорта. Все заблаговременно должны были сворачивать вправо, освобождая путь для дилижанса. Весь путь дилижанс производил рысью, а на почтовых станциях производилась только сдача почты, быстрая смена лошадей и посадка пассажиров. Весь путь от Москвы до Нижнего Новгорода преодолевался за сутки.

Но почтовому рожку дилижанса на Владимирке не повезло. В начале 1860-х годов движение их прекратилось. Почтовый поезд «Нижегородки» выполнял эти функции и быстрее и лучше, но и более прозаично, без романтики.

В. МАШТАФАРОВ

Статья В.Н. Маштафарова была опубликована в Вязниковской газете «Маяк» 14 марта 1972 года.

Комментарии к этой статье Виктора Николаевича Маштафарова, в связи с новыми открытыми документами:

На самом деле Вязниковский кремль – город Ярополч не имел белокаменных башен. Все башни и стены были деревянными, о чем есть на сайте «БЫЛОЕ» документ-описание. Так что же видел тогда немец Бэр?

Действительно, при прокладке шоссе Москва – Нижний Новгород обрубали склон Яропольской горы, и одну башню пришлось разобрать. Это была башня со стороны деревни Толмачева, – на том месте сегодня стоит Народная больница, а срубленный и выровненный склон – это нынешняя улица Красное шоссе. В связи с плохим насыпным грунтом именно та восточная башня имела высокий каменный фундамент, - почти треть башни по высоте. Вот этот камень разобранного фундамента и лежал вдоль новой построенной дороги в кучах. Это и дало проезжавшему Карлу Бэру повод записать в дневнике о каменных башнях. Да еще он мог увидеть и принять за башню великолепную колокольню, которая по сию пору стоит рядом с тем местом, где была одна из западных яропольских башен.

Фото Владимира Цыплева

Эта путаница с якобы белокаменными башнями идет еще со времен повеления царя ставить в Ярополче каменные башни. Повеление действительно было, но в реальности строили стены и башни деревянными.

Вот подробнейшее описание стен и всех без исключения башен (этот документ не был еще введен в краеведческий оборот в 1972 году, когда писал статью В.Н. Маштафаров, его ввел Л.И. Аносов только в 1985 году, а в электронном виде он размещен впервые):

http://tsiplev.ucoz.ru/publ/materialy_l_a_anosova/jaropolch_opis_bashen_i_sten_goroda_1701_goda/2-1-0-83

А это - рисунок Льва Ивановича Аносова, на котором изображена та самая, позже разобранная башня.


Категория: МАШТАФАРОВ Виктор Николаевич | Добавил: Рэмович (12.01.2013)
Просмотров: 1105 | Теги: Л.И. Аносов, Карл Бэр, Архив Цыплева, В.Н. Маштафаров