Главная » Статьи » История Вязниковского края

ВЯЗНИКИ В 17 ВЕКЕ

Вязники - вотчина Федора Мстиславского

Статья Л.И. Аносова. Вязниковская газета "Маяк", №142 от 3 сентября 1986 года. 
Оцифровка, сверка и подготовка текста - В.Р. Цыплев. Июнь 2012 года.

ИСТОРИЯ: ПОИСКИ И НАХОДКИ

За последнее время появилось несколько сборников древних актов и монографий, которые заставляют пересмотреть феодальную историю Вязников, в частности, XVII века, изложенную в известных публикациях местных краеведов. Надо признать, что они трактуют историю феодальных Вязников несколько упрощенно, сводя ее к возникновению на грани XV века некоей Вязниковской пограничной слободы Московского княжества и ее развитию в таком качестве вплоть до строительства во второй половине XVII века г. Ярополча. Так ли это?

Начало XVII века Московское государство встречает смутой. За 12 лет на московском престоле меняются три царя, два претендента борются за престол, переманивая на свою сторону города и села. В дополнение к ним три боярских правительства рассылают по стране свои грозные грамоты. В стране голод, разорение, запустение от бесконечных войн и грабежей. Особенно достается западным уездам. Восточные замосковные города менее страдают от отрядов польско-литовской шляхты, Лжедмитрия II и его сторонников, но и их отряды хозяйничают в ряде приволжских уездов, совершают набеги на Владимирскую землю.

У каждого царя или претендента на престол появляются новые бояре, окольничие и стольники, требующие себе земель для кормления. И раздают землю русскую в вотчину или поместье налево и направо. Черных, свободных земель и крестьян уже почти не осталось, в ход пошли владения царские Большого Дворца. Часто на одно владение находится сразу несколько претендентов. И крестьяне не знают, какому царю надо «целовать крест», да и надо ли...

 

С 1606 года на Москве «боярский царь» Василий Шуйский, только что свергнувший «законного», по представлению народа, царя Дмитрия. Народ не верит, что Дмитрий погиб, он спасся, и с помощью польско-литовских войск при поддержке казаков осаждает Москву, став лагерем под Тушино. Страна раскололась, Многие города и села замосковского междуречья, по Волге, Оке, Клязьме «целовали крест» Лжедмитрию: среди них и Владимир, и Гороховец, и Шуя, и Муром, и близлежащие к ним села. Оплотом осажденного в Москве царя Василия Шуйского оставались поволжские Нижний Новгород, Казань, да несколько десятков других городов, рассеянных по уездам. Его поддерживает и патриарх Московский, рассылая грамоты о поддержке царя Василия, организации ополчения против Лжедмитрия.

Особенно страдало торговое, посадское население поречных городов. Осенью 1608 г. ополчение новгородцев под командованием воеводы А. Алябьева стало освобождать от «тушинцев» близлежащие к Нижнему города и села. В Павлове, как говорится в одной из грамот, мужики «хотели переимать... и отвести в Нижний» павловских стрельцов, пришедших от Вора, и павловца посадского человека Василия Вязниковца, «стоявшего на    стороне царя Дмитрия...»

Это первое пока известное упоминание о Вязниках XVII века. 10 декабря Алябьев сжигает Ворсму за неповиновение царю Василию, 11 освобождает от «тушинцев» Павлово, грозят Мурому. И в том же декабре 1608 года «стародубовцы и гороховляне, и села Вязников и Сарыева, и Шуя город и уезд, и старосты и целовальники и все крестьяне государю челом вины свои принесли и крест ему, государю, целовали». В этой грамоте, как видно, твердо указывается, что Вязники еще 1608 г. были селом государевым. Что Василий родом из Вязников — это ясно, но не ясно, в каком смысле понимать «посадский человек»: ремесленник, купец? Скорее всего второе.

Тогда, чем занимались жители села Вязников в конце XVI — начале XVII веков? В «целовальной» грамоте речь идет о бортниках, о крестьянах разных волостей, в том числе и Ярополческой. Уже эти две грамоты ставят под сомнение утверждение, что Вязники были слободой, тем более «белой». Белые дворцовые слободы в Замосковье практически исчезли к концу XVI века. Почти все дворцовые земли стали тяглыми, и стал даже постепенно вводиться оброк на гоны, ловли, бортничество.

За верность и «Московское сидение» Василий Шуйский щедро наградил своих ближних бояр и воевод. В частности, Ф.И.Мстиславскому он дал вотчину в своей дворцовой Ярополческой волости.

Обычно путается, что боярин, князь Ф.И.Мстиславский, первый боярин Боярской думы и воевода, возглавлявший правительство Семибоярщины с 1610 по 1613 г, получил свои вотчины в Ярополче в 1613 г. от правительства царя Михаила Романова. Нет. В 1613 г. для нового правительства была составлена докладная выписка о поместных и вотчинных владениях московских бояр для утверждения и принятия к сведению. Там указано в разделе «Бояре»: «Князь Федор Иванович Мстиславский. Вотчин за ним старых во всех городах и с тем, что ему дано при царе Василье Ярополческая волость всего 32606 четьи с осминою».

«Московское сидение» происходило в 1608 — 1609 гг., и к этим годам следует отнести выделение вотчины Мстиславскому Ярополческой волости.

В некоторых работах историков и краеведов упоминается, что в вотчину Ф.И.Мстиславскому была дана вся Ярополческая волость. Неясность вносила и вышеприведенная запись, и неполный перевод челобитной крестьян Ф.И.Мстиславского 1618 — 19 г. Ярополческой волости о грабежах. Но об этом позже..

В июле 1610 г. царь Василий был низложен дворянами и боярами. Установилось правление Семибоярщины. Через месяц Москва, а за ней и другие города, присягнули польскому королевичу Владиславу. В Москву впущен польский гарнизон. К этому времени убит Лжедмитрий II, а в начале 1611 г. организуется первое народное ополчение, выступившее против призвания на Московский престол иноземца. Ополчение создает свое правительство — триумвират: П.Ляпунов, Д.Трубецкой, И.Заруцкий.

Дворяне и дети боярские ополчения из 25 городов во главе с П.Ляпуновым «приговорили» в июне 1611 г. «по совету всей земли», что каждый начальник должен взять себе вотчины и поместья одного из бояр, сидевших в Москве вместе с поляками: дворцовые села и черные волости.

И вот в эту пору из Калуги пришли в ополчение около 2000 служилых людей, изгнанных Сигизмундом из Смоленска, Вязьмы, Дорогобужа и лишенных своих поместий. Правительство ополчения «испомещает смолян» в дворцовых деревнях Нижегородского уезда, а остальных во Владимирском, из которых около 300 вязьмичей в дворцовой Ярополческой волости. Но события развиваются молниеносно. Через несколько дней казаки Заруцкого убивают Ляпунова, а через месяц их отряд изгоняет вяземцев из только что данных им в Ярополческой волости поместий. Первое ополчение распалось.

В октябре 1611 г. князь Д.М.Пожарский выступил из с. Мугреева, где он лечился «от ран», по призыву нижегородских людей в Нижний Новгород, чтобы возглавить второе ополчение. По дороге в Нижний Пожарский встретил дорогобужан и вязьмичей, шедших предложить нижегородцам свои услуги. Нуждавшиеся в военной силе организаторы ополчения с охотой приняли их.

Где н как шли изгнанные казаками Заруцкого вяземцы и дорогобужане (вместе их было около 600 чел.) на Нижний Новгород из Ярополческой волости? На Гороховец или Муром? Или через Холуй?

Известно и то, что еще в середине XVI в. существовала сухопутная дорога Шуя—Муром, проходившая мимо Холуя, существовал и речной путь от Нижнего Новгорода на Москву по Клязьме. «Волгою и Окою по Клязьме, а Клязьмою до Гороховца и до Стародуба Ряполовского и до Володимеря, а от Володимеря до Рогожи». Сухопутная дорога была и вдоль Клязьмы, даже две. В грамотах XV в, упоминается «пошлая» дорога от Ярополча через Городищи, на Бережец, которой запрещалось ездить, и новая, на Гороховец,

В разрядных книгах XVI в. упоминается путь войска Ивана Грозного на Казань (1547 г.}: «А шел царь н великий князь к Новугороду к Нижнему и на Гороховец». Не подобрал ли Д.М.Пожарский ратных вяземцев и дорогобужан по дороге из Холуя на Гороховец?

Историки расходятся во мнениях, о месте встречи Минина с Пожарским, называют и Ландех, и Пурех, и Мугреево. В хронографе Столярова и писцовых кннгах за 1630 год есть упоминание только: «обрали столника князя Д. М. Пожарского, а ккязь Дмитрий в те поры был в отчине своей в Суздальском уезде». Но встреча Пожарского с Мининым на том же основании могла быть и в Холуе, данном ему в вотчину царем Василием Шуйским.

В октябре 1612 г, второе ополчение Пожарского вместе с казаками первого ополчения Д. Трубецкого освободили Москву от поляков и образовали временное правительство для наведения порядка в стране. Почти повсеместно за годы Смуты распространяется самоуправление городов, население не стало исполнять государственные повинности. Началось самоуправство, разбой: опираясь на грамоты разных "государей" и "правительств", служилые люди стали отнимать друг у друга поместья.

Чтобы навести порядок, временное правительство Пожарского и Трубецкого ставят с отрядами своих воевод, пересматривают ранее данные грамоты на владения поместьями, создают Приказы. В декабре 1612 г. испоместили смолян, принимавших участие в ополчении Пожарского, в Белозерье, а "дорогобужан и вязьмичей в Ярополчи".

Подтверждением этому испомещению служит следующая челобитная, датируемая мартом 1613 г. (Уже правительство Михаила Романова): "Царю... бьет челом холоп твой вязьметин Осипка Ондреев сын Каковинский. Помесья, государь, за мной холопом твоим в Вязьме, 450 чети. взято, и тем моим помесьем владеет литва. И по приговору твоих государевых бояр и воевод велено испоместить вязьмич родом в Ерополческой волости, кои были в Нижнем и в Ерославле с твоим государевым стольником и воеводою со князем Дмитрием Пожарским. А мне, государь, холопу твоему в Ерополческой волости помесья не дано, потому что я холоп твой без съезду под Москвою в полку был с твоим государевым бояриным и воеводою со князем Д.Т. Трубецким".

Следовательно, в 1613 г. правительство Михаила Федоровича подтверждает одновременно владения и боярина Ф.И.Мстиславского, и служилых людей в Ярополческой волости. Кроме того, надо учитывать, что еще до избрания Михаила Федоровича царем правительство Пожарского н Трубецкого начало перепись всех дворцовых сел для создания дворцового хозяйства, разоренного Смутой.

 

К этому же времени относится доезжая памятка владимирского пристава (21 мая 1614г.) Ивашки Черкашенина об отказе крестьян давать сошных лошадей (Памятники деловой письменности XVII в, Владимирский край № 229). Пристав ездил «по государеву цареву и великого князя «указу» и «по наказу и по росписи государевых воевод Семена Гавриловича Коробина да Микины Васильевича Лопухина», ездил «володимерской пристав Ивашко Черкашенин в Володимерской уезд в Ерополческую волость в вотчину боярина князя Федора Ивановича Мстиславского в слободку Вязниковскую з де-ревнями, да в Прокофьево поместье Измаилова в село на Минину гору з деревнями, да дьяка Ондрея Иванова в поместье в село Станки з деревнями». Памятная запись (доезжая) ясно говорит, что в Ярополческой волости были не только владения князя Ф.И.Мстиславского, и даже не только по всей волости, но и там, где в настоящее время находятся Вязники.

Упоминается: «слободка» с деревнями, «поместье» с деревнями (или село). В XVII в. (да и ранее) деревни. приписывались с угодьями, лесом; пашнями обычно к селу, вместе они составляли приход церковный и единый административный центр. Имелась съезжая изба, торг, выбирался староста, целовальники. При селах крупные вотчинники имели свои избы для управителей, приказчиков, которые, как правило, селились отдельными слободами и имели свой приход.

О том, что на нынешней территории Вязников еще в начале XVII века было несколько поселений говорит и то, что по переписи до 1628 г. здесь насчитывалось по крайней мере 3 церкви: Никольская, Троицкая (или Михаила Архистратига) и Покровская. Последняя, судя по челобитной ее попа, непосредственно относилась к Вязниковской слободке. Вот часть этой челобитной: «Царю Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии и Великому Господину Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии бьет челом и являет Богомолец ваш Государевой Володимирского уезду, Ярополческие волости, Вязниковские слободки Покровский поп Лукоянище Ондреев тое ж слободки на товарища иа Покровского попа Федора, Яковлева сына»... Грамота датирована 12 октября 1626 г. (Эта грамота полностью размещена на сайте. В.Ц.)

Таким образом можно с достаточным основанием говорить, что на территории Вязников в непосредственной близости находились в начале XVII века, предположительно, у подножия Мининой горы дворцовое село с возможным торговым посадом {приход Никольской церкви), село Прокофьево на Мининой горе (приход Троицкой церкви), Вязниковская слободка (приход Покровской церкви) — по другую сторону р. Волшника.

Тем более следует учесть наличие вышеуказанных дорог. Мы знаем, что русло р. Клязьмы подходило ближе к подножию холмов, более полноводной. была и Клязьма, и Волшник, и Выдерка. Русла двух последних речек тоже были несколько изменены. Дорога могла проходить на Станки по подножью холмов, по нынешней Муромской улице и далее оврагом.

В эту же пору стал складываться на территории Ярополческой волости и Ярополческий стан, в который вошли все частновладельческие земли. Поэтому и понятна поездка владимирского пристава за «сошными» лошадьми в Ярополческую волость,

Любопытна одна деталь. К станам относилась не только земля светских феодалов, но и духовных. На территории Ярополческой волости в эту пору был известен Пировский приход с центром в селе Пировы Городищи, которое с XVI века до 1764 г. принадлежало Троицко-Сергиеву монастырю. Следовательно, к стану относились земли и селения на всей территории Ярополческой волости, а не только на западе, юго-западе и юго-востоке, как предполагал В. Маштафаров.

Относительно челобитной 1618—19 гг. крестьян князя Ф.Мстиславского царю (тексты челобитных 1618-1619 гг. размещены на сайте. В.Ц.) о разорении их Ярополческой волости казаками и крестьянами разных поместий надо заметить то, что она в «Истории России» С. Соловьева (т, 5) приведена в вольном изложении. В Сборнике старинных актов Шуи и в книге Ю. Готье «Замосковный край в XVII веке» она читается по-другому: грабежу подверглась казаками и крестьянами только часть Ярополческой волости, принадлежавшая князю. Ф. Мстиславскому, вместе с его Вязниковской слободкой. В1622—23 гг. производилась перепись владений в Ярополческой волости умершего князя Ф. Мстиславского, которые были переданы в ведение Большого Дворца.

В 1629—30 гг. происходила перепись всех дворцовых владений в Ярополческой волости, в результате которой часть владений, бывших ранее за князем Ф.Мстиславским, была отдана его вдове княгине Ирине Мстиславской, часть новым владельцам (ясельничему Глебову) в поместье. После смерти Ирины Мстиславской в 30-х годах вотчины Мстиславских были окончательно возвращены Приказу Большого Дворца. Под Ярополческой волостью — владением князя Ф.И.Мстиславского (иногда упоминаемой в документах) надо понимать только его владения, относившиеся к Ярополческому стану.

Таким образом, в первой половине XVII в. на территории бывшего Ярополча, когда-то вотчины Великих князей Владимирских, расположенной между княжествами Стародубским и Нижегородским, образовались: Ярополческий стан, с входившей в него Ярополческой частновладельческой волостью Ф.Мстиславского, и Ярополческая дворцовая волость.

Л. АНОСОВ.

Категория: История Вязниковского края | Добавил: Рэмович (13.06.2012)
Просмотров: 2487 | Теги: Л.И. Аносов, Вязники, Архив Цыплева, 17 век, Мстиславский