Главная » Статьи » История Вязниковского края

К ИСТОРИИ ГИБЕЛИ ГОРОДА ЯРОПОЛЧ ЗАЛЕССКИЙ


ЧАСТЬ ВТОРАЯ (окончание)

Город Ярополч-Залесский.

Истина где-то рядом?

Ростовский князь Василько

ВАСИЛЬКО Константинович князь ростовский, сын Константина Всеволодовича, великого князя владимирского, получил от отца в удел город Ростов в 1218 г. Во всё время своего княжения Василько подчинялся указаниям своего дяди Юрия Всеволодовича. В 1220 году он, по приказанию последнего, когда волжские булгары в 1219 году разорили его город Устюг, отправил против них один полк из Ростова, а другой из Устюга в военную экспедицию в верховьяКамы под началом другого его дяди Святослава Всеволодовича. Вскоре после того Василько сам пошёл с Юрием на булгар, но последние встретили князей вГородце и умилостивили их дарами.

История древней Руси - в булгарских летописях Бахши Имана «Джагфар Тарихы» выглядит совсем иначе.Для краткости выделю только несколько моментов:

-В 1216 г. Азан по приказу царя разгромил суздальского князя Юрия в Липицкой битве и утвердил на суздальском престоле его брата - ставленника Чельбира Константина.

-Ставленники царя при поддержке марданского отряда в 1216 г. перебили почти всех рязанских князей,

-По пути курсыбай взял Гороховец и еще ряд суздальских крепостей, гарнизоны которых разбежались по лесам при одном приближении алпаров. Юрий также бежал в северные леса и оттуда умолял Чельбира пощадить его

-1220 - 1221 гг. Чельбир велел Газану вообще ликвидировать Суздальское княжество.

-велит Юрию заключить договор на следующих условиях: Суздаль отдает Булгару все суздальское Заволжье и Нижнеоковье с 14 городами (Устюг, Гороховец, Кострома, Ярополч, Унжа, Радилов и др.), сносит все укрепления и крепости на суздальско-булгарской и суздальско-рязанской границах и на пути от Булгара до Владимира. обеспечивает сбор булгарской дани с Новгорода, -разделяет Суздаль на две части - Владимирскую - Юрия и Ростовскую - Василька (сын Константина, верный вассал Булгара).

Читая эти строки, мне так и хочется сказать:-«вот, дает бахши Иман». Излагаемая версия не лезет ни в какие ворота. Единственное, что может быть интересным - упоминание Ярополча во временных рамках1220-1221г.г. Не более.

Появление в 1993 г. в печати свода Джагфара в русском переводе было встречено неоднозначно. Сразу же возник вопрос о его подлинности. Часть исследователей в силу того, что не сохранился подлинник свода на булгарском, воспринимает его русский перевод как подделку.

 Вот некоторые отзывы академических исследователей:

-«Эти материалы, претендующие на роль подлинных исторических источников IX-XVII/XVIII веков, рассматриваются в роли первостепенного, скрытого от общественности исторического наследия булгарского народа, который сегодня, по мнению некоторых, получил ошибочные названия «казанских татар», «волжских татар» или просто «татар».

-«Источники, сфабрикованные сторонниками территориальных наций, настолько вплетаются в национальные мифы страны, что становится трудно установить реальный ход истории».

-«Таинственное» исчезновение «древних» исторических работ идет рука об руку с подделкой исторических источников. Продолжается долгий спор о том, было ли написано «Слово о полку Игореве» (уникальная рукопись которого пропала во время пожара в Москве в 1812 году) вскоре после событий 1185 года, описанных в произведении, позднее в средневековый период или даже в XIX веке в качестве научной фальсификации».

-«После краткого анализа основных проблем представленного текста, вне всякого сомнения, можно сказать, что данная работа является вымышленным документом XX века, «изобретением традиции». Полное опровержение его потребует комментария, равного по размеру оригиналу. Нельзя даже представить себе, что кто-либо из историков или тюркологов потратит на это свое время».

-«Публикация свода Джагфара только в переводе без подлинника вызывает вполне понятные сомнения русских тюркологов.

Оригиналы летописей и их списки, выполненные в XIX веке, отсутствуют. Также неизвестно местонахождение оригинального перевода и изложения списков на русский язык, сделанных в 20-30-е годы XX века. В настоящее время практически все академические исследователи (Ю. Шамильоглу, О. Прицак, С. Цвиклински, В. Шнирельман, Д. Исхаков, И. Измайлов) признают данное сочинение подделкой 2-й половины XX века».

Надо сказать, что и сам составитель Свода булгарских летописей  не уверен твердо в истинности изложенных событий. Это видно из его вступительного слова к нему: «Милостью Всевышнего, по воле сеида Джагфара, я, его бахши Иман, нанизал на единую нить этого повествования жемчужины наших булгарских исторических сказаний – «Гази-Барадж тарихы», написанный со слов царя и эмира Гази-Бараджа его тебиром Гази-Баба Худжей, , а также сеида Джагфара, дабы сохранить память о деяниях нашего великого народа булгар...

 Не буду судьей описываемого, ибо не видел этого сам, а только Всевышнему ведомо, так ли было, или нет. Написал Гази-Баба. Рассказал Гази-Барадж.

Сенсации для исторической науки от публикации Бахши Иман. Джагфар Тарихы..( Свод булгарских летописей 1680 г.),как видим не произошло. Для вязниковцев ее можно рассматривать как одну из версий о причинах исчезновения Ярополча Залесского. При том весьма сомнительную.

В результате раскопок, проводимых экспедицией АН СССР совместно сВладимиро-Суздальским музеем-заповедником и Вязниковским краеведческим музеем, а также на основе летописных данных установлено Яропо́лч-Зале́сский — древний русский город, существовавший в 1130-х — 1238 годах, был разрушентатаро-монгольскими завоевателями. Располагался на правом берегу рекиКлязьма, в 5 км к востоку от нынешних Вязников и в 1 км к северо-западу от селаПировы-Городищи . Возможно, незначительная часть жителей спаслась от нашествия, вернулась в Ярополч, но поселилась не в детинце, а за пределами валов. Город как таковой перестал существовать. Такова существующая на сегодня официальная  версия.

Читателям предлагается еще одна версия о причине гибели Ярополча Залесского

Проклятие волхва

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий языик

И с волей небесною дружен».

Волхвы на Руси.Что известно нам об этом? Верующие сразу вспомнят церковное предание о трех волхвах, пришедших с востока в Вифлеем на поклонение пред новорожденным Иисусом и подаривших ему подарки. Некоторые  назовут даже их имена: Бальтазар (Вальтасар), Мельхиор и Каспар (Гаспар). Наше же поколение, изучавшее в школе А.С Пушкина. сразу же вспомнит о его стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Сюжет для него Александр Сергеевич взял из летописи 912 года, где упоминается предсказание волхвов смерти киевскому князю Олегу.

«Волхвы-служители религиозного культа в Древней Руси. Им приписывалось влияние на силы природы, умение предсказывать будущее

Прямых сведений о волхвах и их роли в общественной жизни молодого государства Руси в IX - X вв. у нас мало. Лишь к XI столетию относятся записи о действиях волхвов в медвежьих углах северо-восточной окраины - в Суздале и в Пошехонье. Но даже отрывочные сведения о волхвах XI в, действовавших на самом краю подвластных Руси земель, рисуют их нам как могущественных деятелей, поднимавших руку и на местную знать. С распространением христианства на Руси волхвы подвергались преследованию со стороны государства, что и явилось причиной  их участия в мятежах. ». Следует принять во внимание, что волхвы появлялись у нас в 11 веке, во время общественных бедствий, Волхвы возглавляли восстания крестьян и горожан в 11 в. в Суздале, Киеве, Белоозере. Вот как повествует об этом Лаврентьевская летопись.(1024). «В тот же год восстали волхвы в Суздале, избивали они старую чадь по дьявольскому наущению и бесованью,был голод по всей стране и мятежъ велик" во всем. Ярослав же, услышав о волхвах, пришел к Суздалю; захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил». Уже в Церковном уставе Владимира Святого положено наказание волхвам и чародеям — сожжение.  Никоновская  летопись под 1227 годом сохранила известие о сожжении четырех волхвов: «привели волхвов на двор мужей Ярослава, и сложили великий огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели».

В лето  6735 (1227 от рождества Христова) в Ярополче сожгли на костре волхва, доставленного по реке из под Нижнего Новгорода (из Мордвы).Его привязали к столбу, обложили дровами и подожгли. Когда костер разгорелся и сквозь дым и языки огня волхв был уже не виден, присутствующие услышали голос волхва: - «Как мне, гореть этому городу трижды».Лето в этот год стояло сухое, из за отсутствия дождей трава вся высохла. В один из таких дней с севера налетела черная туча. Из- за реки никогда не бывало дождя. Молнии прорезали небо из края в край, ударяли в землю.. Люди в ужасе попрятались по домам. Внезапно молния ударила в дом наместника и он вспыхнул как свечка. Затем загорелись дома еще в нескольких местах, поднявшийся ветер раздувал пламя, и вскоре Ярополч пылал единым костром. Люди в ужасе бросились прочь из города поближе к реке. От нестерпимого жара загорелись стены Ярополча. К вечеру все было кончено. Еще несколько дней из -за жара невозможно было пройти на пепелище. В пожаре погибло много жителей, уцелевшие ушли и поблизости стали обустраиваться, рыть землянки. Так возникло селение, которое впоследствии было названо Пировы городищи. (Городище — остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления). Так исчез с лица земли Ярополч-Залесский. В конце 1238 — начале 1239 года монголы во главе с Субэдэем, подавив восстание в Волжской Булгарии и Мордовской земле, снова вторглись на Русь, разорили окрестности Нижнего Новгорода, Гороховец, Городец, Муром, вторично — Рязань. Ярополча Залесского к этому времени уже не существовало. . Поэтому он и не перечисляется в списке разоренных татарами городов.

В 1676 по указу царя Алексея Михайловича, на Мининой горе, рядом с Вязниковской слободой был построен город Ярополч с дубовыми стенами и каменными башнями по углам. ( одноимённым  древней крепости).

Пожар 1703 уничтожил Ярополч дотла.  (А за несколько лет до этого здесь был сожжен  старообрядец Вавила). Экономическим центром округи в начале XVIII в. становится Вязниковская слобода. Страшный пожар случился в Вязниках летом 1873года. Могут сказать, что были и в другие годы пожары. Не спорю, был в 1787году.  Но таких, все уничтожающих, больше не было.

Сбылось проклятие волхва? История знает подобное.11 марта 1314года в Париже на костре был сожжен Жак де Моле, последний великий магистр тамплиеров. Из костра донесся его голос: - «Кдимент, и ты, Филипп . Я вызываю вас на Суд Божий! Тебя Климент, - через сорок дней, а тебя Филипп, в течение года. Так и произошло. Папа римский Климент умер через двадцать восемь дней, король Филипп через восемь месяцев.

А может, и не было волхва. Летом стояла небывалая жара (вспомните лето 2010г.), налетела гроза, и случился пожар от молнии. Хоть и рядом Клязьма, а тушить было нечем.

 Скажу, что изложенное - всего лишь еще одна версия исчезновения Ярополча, но и она имеет право на жизнь, пока не будет доказано обратное.

 

Ю. Васищев. Вязники , декабрь 2011года.

Категория: История Вязниковского края | Добавил: Рэмович (08.03.2012)
Просмотров: 1901 | Теги: Вязники, Ярополч Залесский, Архив Цыплева, Васищев