Главная » Статьи » История Вязниковского края |
Успение Богоматери
Смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.
Недолго прожила
Богоматерь после вознесения Иисуса Христа на небо. Архангел Гавриил известил
ее, что она скоро умрет. Богородица стала готовить себя к смерти, перед
смертью она пожелала увидеть всех апостолов, которые к тому времени с проповедью
о Христе разошлись по всему миру. Господь Бог исполнил ее желание и собрал
всех апостолов ко дню ее смерти. Собрались все, кроме Фомы. Апостолы были
свидетелями кончины Богородицы, видели, как явился Иисус Христос, окруженный
ангелами, и, взяв пречистую душу Марии, вознес ее на небо. Апостолы перенесли
тело Богоматери в Гефсиманию и там похоронили ее в пещере. На третий день после
ее погребения в Иерусалим пришел апостол Фома. По его просьбе была открыта
пещера, но тела Богородицы там не было. Апостолы стояли в недоумении. Тогда
Божия Мать явилась им в небесном сиянии, окруженная ангелами, и известила, что
Бог воскресил ее из мертвых. День смерти Богородицы мы называем днем ее
УСПЕНИЯ и отмечаем его ежегодно 28 августа
по новому стилю. В честь этого
события русская православная церковь строила многочисленные храмы. Главные
храмы во Владимире и Москве были посвящены Успению Богородицы. В Вязниковском
районе есть два храма, посвященные Успению Богородицы. Один из них был в
селе Станки, но главный Успенский храм находится на реке Суворощи, от которого
и все село получило название Успенского.
УСПЕНСКИЙ ПОГОСТ Провинция — та же неволя, где все друг у друга рабы. Не жизнь,.а ладонь без мозолей, И даже без линий судьбы. В. Петрашко. Жителям села Успенский Погост посвящается.
РОЖДЕНИЕ. «Погост
Успенский на реке Сувороще находится в 17 верстах от Вязников и в 105 от
Владимира». Так начинается летописное повествование об Успенском Погосте,
крупнейшем селе, расположенном на старинном тракте Кострома, Шуя, Вязники,
Муром. Точной датой начала этого селения мы не
располагаем. Известно, что первая запись о нем относится к 1628 году, 'когда
были написаны первые патриаршие окладные (налоговые) книги. В этой первой
налоговой книге есть такая запись: «Церковь Успения Пречистыя Богородицы в вотчине
боярина князя Федора Ивановича Мстиславского и княгини Ирины в Ярополчи на реке
Суворощи». В ранних записях мы встречаем и еще одно самостоятельное название
этого села — Пречистое. Уже позднее за селом окончательно закрепилось название
погоста, т.е. не просто церкви с кладбищем, а и большого села с многочисленными
строениями. Село быстро
разрасталось. Так, по переписи 1859 года в нем уже 66 домов и 370 жителей
обоего пола, что делает его значительно крупнее таких сел, как Пировы Городищи,
Пантелеево, Рыло. Росту Успенского Погоста способствовали не только две
церкви, но и удобное положение на одном из главных трактов средней России, две
ежегодных ярмарки, которые собирали сюда многочисленных купцов, офеней и других
торговых людей. Археологические
находки вокруг Успенского Погоста говорят о том, что еще в глубокой древности
здесь жили люди, вели хозяйство и торговали с соседними племенами. Правда, это
первоначальная оценка этим явлениям: Успенский Погост еще ждет своих
исследователей. В Успенском Погосте и находится центр Ждановской волости. По
писцовым книгам 1653 года при церкви Успенского Погоста было 7 священников,
дьякон, пономарь и просвирня. Приход охватывал 776 дворов. В приход входило
36 населенных пунктов с общим количеством людей 6700 человек. При Успенском
Погосте были две школы: земская с 58-ю учащимися и церковноприходская с 65-ю
учащимися. Все это являло собой внушительную картину. Пассажирская
дорога, которая со дня основания села давала ему жизнь, была одним росчерком
пера ликвидирована. Пассажиры перестали ездить через село Успенское. Для них
был выбран другой путь: через Фоминки. Это повлияло и на проведение ярмарок.
Так, если в тридцатые годы ярмарки в Успенском Погосте продолжают проходить
еще * по традиции, то к середине 19 века эти ярмарки постепенно затухают, и
весь центр торговли переходит на село Фоминки, которое растет очень быстро. В
Фоминках появляется вторая церковь, второй базар, красильня. Успенскому Погосту
нанесен первый удар, после которого его значение резко упало. ВТОРОЙ
УДАР. Во второй
половине 19 века в Вязниковском уезде появляются многочисленные фабрики,
образовавшиеся из светелок или на новом, более выгодном месте. Такое выгодное
место на реке Суворощи и нашел будущий строитель и владелец новой фабрики
Пашенин. Если деревня Паустово к середине 19 века насчитывала только 30 домов,
то со строительством фабрики количество домов стало быстро* возрастать. К
началу 20 века оно возросло вдвое, количество же домов в Успенском Погосте
вдвое сократилось. Открытие новой фабрики в Холуе завершило второй этап крушения
Успенского. Часть рабочих, правда, осталась проживать в Успенском, но удобнее
было жить «при фабрике». Исчезли из Успенского и школы. Школы были перенесены
в Паустово и Холуй. Успенский Погост остался без учеников! ТРЕТИЙ
УДАР произошел уже в двадцатые годы 20-го
века, когда стали закрывать православные храмы. Осуждены и служители церкви.
Поплатились протоиерей Константин Светозаров, священник Владимир Цветков,
диакон Н.Морозов, псаломщик Цветков. Теперь все они реабилитированы, а
тогда... это были главные «враги народа». После третьего удара село не выдержало.
Вместе с заброшенными храмами (а одному из них уже более 300 лет! ) были заброшены
и дома. Село опустело. Храмы еще стараются сохранить величественный вид.
Посмотрите на прилагаемую фотографию. Еще чувствуется в их облике былое
величие и слава! Правда, нет в них уже чудотворной Смоленской иконы Божией
Матери... Дважды пропадала она. В двадцатые годы исчезла, видимо, навсегда... А
эта икона вместе с контуром Успенской церкви могла бы служить и местным гербом.
Может быть, совершится чудо и вновь возродится село Успенский Погост? Дай Бог! Места здесь изумительно красивые!
Истинно русские пейзажи. Но нет, не видно обновления. Даже лагерь для
школьников заброшен. И дорога спрямлена и не проходит теперь селом. Читатель! Если тебе придется вдруг
проезжать этими местами, то вскоре после Паустова перед твоим взором
предстанет наша история. Не спеши проезжать мимо. Остановись и поклонись ей.
Ну а если ты спешишь и нет времени пройти по этому древнему селу, то прошепчи про себя - «Успенский!» - и считай,
что и ты отдал дань уважения нашей истории. История застыла здесь навечно! Д.ОБИДИН. Газета «Маяк» 27 августа 1992
года.
| |
Категория: История Вязниковского края | Добавил: Рэмович (05.04.2012) | |
Просмотров: 3016 | |