Главная » Статьи » Мои статьи

ДО СУЗДАЛЯ НА ПАРОВОЗЕ
Уже 135 лет пытаются провести к городу-музею железную дорогу
                                                                           
Суздаль давно озабочен отсутствием удобного сообщения с Владимиром. Неужели город, которым так много интересуются туристы, в котором такой величавый собор, город, где могила избавителя России князя Дмитрия Михайловича Пожарского, неужели такой город не стоит внимания правительства? И вообще, как «сумели» три ближайшие железные дороги –Московская, Северная и Нижегородская – обойти этот славный исторический город стороной?

Наверное, нет ни одного города, где вопросы строительства железной дороги не обсуждались бы столь долго, столь бурно и столь безрезультатно, как это случилось со знаменитым городом-музеем Суздалем. Исполняется ровно 135 лет с того момента, как суздальский купец и городской голова Белов написал экономическое обоснование, обсудил идею в городской Думе и отправил прошение в управление Нижегородской железной дороги о сооружении ветки от Владимира до Суздаля. С тех пор документально известно восемь «прошений»: в 1871, 1885, 1895, 1902, 1906, 1909, 1911 и в 1913 годах. И на все обоснования суздальских властей была наложена одна и та же резолюция: «Отклонить». В чем же дело? Почему так неудачны были все эти попытки? Так ли определяюща тут «экономическая нецелесообразность», на которую обычно ссылались?

Вспомним, что в царские времена суздальские монастыри служили своеобразной тюрьмой, местом заточения инакомыслящих, а потому лишняя связь с внешним миром тамошних узников не слишком приветствовалась.

Когда в начале 70-х годов Суздалю вручали от ЮНЕСКО «Золотое яблоко» – Международную награду ассоциации журналистов, пишущих на темы туризма (ФИЖЕТ), было заявлено буквально следующее: город не стал промышленно развитым центром, он «как бы невольно сумел законсервировать патриархальный облик» «благодаря» тому, что когда-то сюда не подвели большое шоссе или железную дорогу. Город не был привлекателен для притока промышленного капитала, строительства фабрик и заводов и оттого сохранился в том виде, каким предстает сегодня перед туристами.

Да, обделен Суздаль железной дорогой. А ведь к этому городу магистрали подходят с трех сторон, и остается всего ничего – каких-то 30 километров, но преодолеть их до сих пор не удается. В разное время назывались три официальные причины отказа строительства: экономическая нецелесообразность из-за полного отсутствия промышленных предприятий, «полуофициальная» попытка оставить патриархальный уклад жизни с целью сохранности монастырских тайн и третья причина –" слишком велика цена отвода земли под железную дорогу: от Владимира до Суздаля тянется редчайший для средних широт небольшой черноземный клин, где, как на юге, земледельцы собирают в иные годы по 50 – 60 центнеров с гектара зерновых. Специалистам скоро придется, видимо, пристальнее посмотреть на эти причины, по которым Северная и Нижегородская магистрали  в свое время стороной обошли Суздаль, а Московская «не дотянула» до него. Потому, что на Московской магистрали муссируется совершенно необычный вариант решения этой давней проблемы. 

Предполагаемых железнодорожных проекта два. Первый вариант – прокладка от Юрьев-Польского до Суздаля монорельсовой дороги наподобие той, которая сооружена в Москве. Ее преимущества очевидны, она почти не затрагивает черноземные поля, а небольшие потери компенсируются перенесением плодородного слоя. 

Второй вариант более экзотичен и гораздо менее затратен, у него быстрая окупаемость, и, что немаловажно, этот вариант уникален и для России, и для Европы, а потому может заинтересовать крупных мировых инвесторов, готовых работать в российской глубинке. Это прокладка прямой, чисто туристической ретроузкоколейки Москва – Юрьев-Польский.

Суздаль для паровой на 20 – 30 или дизельной на 50 – 60 километров в час тяге со всеми подобающими древней дороге дополнениями: станционными постройками, смотрителями, дорогими купе-отелями высшего разряда... В черте Москвы этот паровоз будет идти по специально построенной эстакаде. В конце концов проект такого ретромаршрута может ограничиться отрезком в 40 километров – от Юрьев-Польского до Суздаля.

Надо сказать, что ничего экстраординарного в этой инициативе нет. В транспортной газете «Гудок» недавно рассказывалось о том, как еще 70 лет назад в Нижегородской области построили почти 50 километров монорельсовой трассы на деревянных сваях через болота. Правда, не для туристов, а для вывоза древесины из леса, но тем не менее такой опыт есть. Так что 40 километров да посуху – не проблема. Конечно, воплощение такой идеи самому Суздалю не по силам. Однако поиск заинтересованного инвестора – наряду, конечно, с компанией РЖД – может увенчаться успехом.

Речь в предполагаемых проектах может идти о том, чтобы связать Суздаль не со своим областным центром –" он хорошо с ним связан автомобильной трассой, а через Юрьев-Польский с Москвой или с туристическими центрами Александров и Сергиев Посад. Интересно, что в начале прошлого века такое предложение уже рассматривалось, а еще раньше, в 1895 году, предпринималась третья попытка провести к Суздалю железную дорогу, и тогда, кроме дороги на Владимир, в качестве резервного варианта готовилась и рассматривалась полная смета строительства «чугунки» к Юрьев-Польскому.
Конечно, новый проект железной дороги к городу-музею может стать очередным, по счету уже девятым, рассмотрением этой идеи и вновь войти в историю с пометкой «Отклонить», а может статься, что какая-то крупная туристическая компания увидит в этом проекте залог будущего своего расцвета…

Владимир ЦЫПЛЕВ

Категория: Мои статьи | Добавил: Рэмович (28.01.2012)
Просмотров: 830 | Теги: Судаль, ОАО РЖД, газетный архив цыплева