Главная » 2012 » Июль » 19 » ВЯЗНИКИ. МУЗЕЙ. СОБОР. ИСТОРИЯ
13:53
ВЯЗНИКИ. МУЗЕЙ. СОБОР. ИСТОРИЯ

СОБОР ЗНАЧИТ СОБИРАТЬ

Одной из интереснейших частей собрания Вязниковского историко-художественного музея можно по праву считать комплекс поступлений из Казанского собораглавного храма города ХVII – начала ХХ веков, «одного из богатейших храмов не одной только Владимирской епархии».

Автор статьи Галина Васильевна Штарева. Фото В.Р. Цыплева. 2010 год.

Первое упоминание об уже построенном Казанском соборе  встречается в писцовых книгах Семёна Извольского 1653 года, где говорится о владении  соборной Казанской церковью по государевой грамоте 1639 года. Следовательно, деревянная Казанская церковь была построена в 1630-х годах, а может быть и раньше. В это время Вязниковской слободой владели вдова Фёдора Ивановича Мстиславского  Ирина Михайловна и его сестра Ирина Ивановна, которые в 1622 году и вложили в Никольскую церковь Вязниковской слободы икону Казанской Божией Матери, написанную иноком Николо-Шартомского монастыря (около Шуи) Иоакимом. Об этом событии практически сразу узнал Великий Государь Михаил Федорович (1613–1645), по указу которого от 11 октября 1624 года икона была обследована Архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием, игуменом Спасозлатовратовского монастыря Варсонофием, соборным протопопом со священниками и дьяконами, и признана чудотворной. Богоматерь Казанская являлась верховной покровительницей дома Романовых. Теперь она покровительствовала и Вязниковской слободе.

В 1640 году Михаил Фёдорович приезжает  в Вязники, чтобы лично принять участие в богослужении перед Вязниковской Казанской иконой. В 1670-1674 годах строится каменная соборная церковь на деньги Великого Государя Алексея Михайловича, дворцовой казны, церковной казны и мирского подаяния. В 1700 году по челобитной протопопа Льва царь Пётр Первый прислал каменных дел подмастерий для составления сметы на переделку каменных глав и связей.  Полностью комплекс Казанского собора был закончен к 1885 году и включал в себя собор, теплую зимнюю церковь Николая чудотворца, колокольню и часовню святителя Николая. Просуществовал он до 1929 года.

Первые вложения

Историко-художественные реликвии поступали в Казанский собор как вклады царей, великих князей, служилых и торговых людей. Известно, что в 1642 году Государь и Великий князь Михаил Федорович и его Благоверная царица, Великая княгиня Евдокия Лукьяновна вложили сребро-позлащенные напрестольный  крест и кадило. В 1682 году царь Фёдор Алексеевич приложил небольшой золотой с алмазом наперсный крест, проезжая через город Вязники во Флорищеву пустынь (снял с себя). Позже крест был вделан  в золотой венец чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1690 году (а по другим источникам 1688 или 1691 году) было приложено Евангелие по указу Великих государей  и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей. Наиболее ценные предметы церковной утвари были вложены Вязниковским купцом 1-й гильдии Никитиным Николаем Львовичем, несколько трёхлетий состоявшим старостой Казанского собора. Так, им был пожертвован серебряный вызолоченный ковчег (дарохранительница) в виде пятиглавого храма, в стеклянном с бронзовой рамой футляре, а также переделаны украшения на храмовом чудотворном образе Казанской Божией Матери. 

На две древние иконы в Казанском соборе купцы Михаил Понитков и  Е.Ф.Коряковцева соорудили серебряные ризы и поставили киоты.  Наиболее состоятельные горожане жертвовали иконы: А.А.Богашёва - св. Великого Пантелеймона, Е.Ф.Коряковцева - преп. Сергия Радонежского, Матрёнинская  - св. Великой Варвары, священник И.Орфанов – Воскресения Христова. Из 13  колоколов, размещенных на колокольне Казанского собора, один был отлит в 1788 году благодаря стараниям городского головы Фёдора Ивановича Крапивникова и церковного старосты Наума Егорова, а второй - на средства вязниковского купца Василия Максимовича Кривцова в 1842 году.

Особое внимание жертвователи уделяли церковной утвари и облачениям священнослужителей. Купцом Иосифом Михайловичем Сеньковым были вложены три ризы золотой кованой парчи с  епитрахилями, набедренниками, поясами и поручами (15 предметов). В 1846 году  купцом Иосифом Иосифовичем Сеньковым были приложены сребро-позлащенные потир, звездица, два блюдца, лжица и ковшичек. В 1874 году наследницы строителя Николаевского храма (новый каменный Николаевский храм бал построен на средства И.И.Сенькова в 1866-1874 гг.) вложили печатное Евангелие 1868 года, сребро-позлащенные крест – «Распятие», потир, дарохранительницу в виде пятиглавого собора и три ризы серебряно-золотой парчи.

РАЗОРЕНИЕ

В конце 1920-х годов во Владимирском крае шло массовое закрытие церковных приходов. В местной прессе публиковались резолюции собраний трудовых коллективов о закрытии храмов, сносе церквей или приспособлении их под жильё, столовые, клубы. За лето 1928 года в бывшей Владимирской губернии было закрыто 20 церквей. Не избежал этой участи и Вязниковский Казанско-Никольский комплекс, который был закрыт по решению Губернского исполкома в феврале 1929 года.

Начало поступлений в музей предметов из главного городского храмового комплекса относится к 1929 году и сопровождается надписями в главной инвентарной книге: «изъято при закрытии Казанского собора в Вязниках», «изъято при ликвидации Казанского собора в Вязниках», а в 1932 году - «изъят при ликвидации имущества закрытого Казанского собора». Полное разрушение и разборка Казанского собора была закончена в апреле 1936 года.

Весь комплекс поступлений в музей насчитывает 116 предметов и дополнен 7 фотонегативами на стекле, выполненными в 1928 – 1931 годах сотрудником, бывшим директором музея К.М.Большаковым.  Из Казанского собора поступили рукописи и старопечатные книги, памятники христианской иконографии, церковная утварь, священные облачения, древние документы. Уже в 1931 году в музее был открыт «Антирелигиозный отдел», где многовековая художественная традиция была представлена как образ «тёмного прошлого» - демонстрировались иконы, предметы церковной утвари, образцы чеканки и литья, рукописи и переплеты старопечатных книг.  В течение последующих десятилетий главной задачей музея было физическое сохранение коллекции.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Наибольший интерес из всего собрания представляют кадило и дарохранительница. До последнего времени считалось, что ни один из царских вкладов не сохранился. Но два года назад Владимиро-Суздальский музей-заповедник вернул Вязниковскому музею с временного хранения серебряное кадило – царский вклад 1642 года, которое было представлено в экспозиции Владимирского исторического музея в течение нескольких десятилетий.

Выполненное во второй четверти 17 века, вероятнее всего, серебряных дел мастером Московского Кремля,  кадило демонстрирует, как чередование блестящей гладкой и матовой конфаренной поверхности создает впечатление большого богатства. Этот памятник культуры является наглядным примером значимости Вязниковской слободы в 17 веке.

Дарохранительница в виде книги, серебряная, позолоченная, с изображением на верхней доске образа Казанской Божией Матери, на нижней – лобного места, сопровождена  вкладной надписью: «Сей образ Пресвятой Богородицы Казанские построил по обещанию окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. В Володимерском уезде в Вязники соборную церковь к образу Пресвятой Богородицы Казанские приложил».

Изготовлена дарохранительница была в период с 1657 по 1667 год. Это подлинное произведение искусства золотых и серебряных дел мастера второй половины ХVII века, вложенное Хитрово Богданом Матвеевичем, одним из 12 окольничих при Алексее Михайловиче, одним из 8 известных по спискам оружейничих.

В музее также хранится относительно небольшая по количеству (всего 10 предметов), но уникальная по своей историко-художественной значимости коллекция древнерусской скульптуры. Вся она  поступила из Казанского собора.

В каменном храме, построенном во второй половине ХVII века, был поставлен распространенный в то время новый   тип ярусного иконостаса, обильно украшенный резьбой и скульптурой: «Иконостас в 3 става  резной, из дерева, коринфского ордена, в стиле рококо, с массивными колоннами, которые поставлены по обе стороны каждой иконы во всех трёх ставах. Колонны витые с капителями и на тумбах. Весь иконостас разукрашен роскошной изящной и разнообразной работы резьбой. Резьба изображает ветви, листья, гирлянды и цветы, резьба на золотом фоне, вся и с иконами вызолочена. Св. иконы древнего греческого письма. Царские врата резные из дерева, также с витыми колоннами. На них - резные изображения 12 апостолов со знаками на главах их сошествия Св. Духа. Посреди их - Богоматерь, вверху - Дух Святый в виде голубя».

К сожалению, данные скульптуры не были переданы в музей при закрытии. Но сохранившиеся экспонаты дают представление о высоком мастерстве резчиков.

Широкое распространение в скульптуре получил образ Николая Чудотворца. Его изображали с моделью крепости в одной руке и с мечом - в другой. В собрании музея находятся четыре скульптуры, представляющих «Николу Можайского», и каждую из них отличает индивидуальная  характеристика образа.  Все четыре скульптуры по своему образу и иконографии представляют распространенный на Руси тип киотной статуи с обобщенной и схематичной трактовкой объёма, застылой позой и скованным жестом, сохраняющей в полной мере свой иконный характер. Подобные резные образы создавались в ХIХ веке в подражание старым произведениям - детальная реалистическая проработка лика и складок одежд, использование цельного массива древесины (липы). Роспись скульптуры выполнена темперными красками по толстому слою левкаса. В декоративной отделке фелони, палицы и крестов на омофоре использована техника цветных лаков по серебрению, что характерно для второй половины ХVII века. 

В церковной описи не обнаружена скульптура Георгия-Победоносца, поступившая в 1929 году из Казанского собора со значительными осыпями красочного слоя и утратами многих деталей.   Вероятно, она хранилась в подсобном помещении церкви как вышедшая из употребления. Но отреставрированная в Суздальском художественно-реставрационном училище она приобрела новую жизнь. В 2007 году на выставке «Биенале» в Москве отреставрированная скульптура Георгия Победоносца была признана лучшей в номинации «Спасённые шедевры ХVII века».

Еще один памятник деревянной древнерусской скульптуры - четырехконечный крест напрестольного Распятия,  изготовленный из сосны и покрытый тонким слоем масляной краски с имитацией фактуры дерева: «Деревянный, большого размера Животворящий крест с изображением на нём Распятого Спасителя в человеческий рост, по золоченому фону. Венец-цата, опоясание на нём серебряно-вызолоченное. Венец обнизан разноцветными камешками. При нём предстоящие, с одной стороны – Богоматерь, с другой – Иоанн Богослов, так же во весь рост. Венцы на них серебряно-золоченые, обложены голубыми и другими разноцветными камнями».

Распятие с предстоящими Марией и Иоанном Богословом относится к   концу ХVII – началу ХVIII веков. Располагалось он в  Казанском соборе и составляло часть целостной композиции, выполненной одним мастером. К сожалению, Распятие (Животворящий крест) в 1995 году было передано в Покровскую церковь г. Вязники, где находится и поныне. Тем самым, во-первых,  было нарушено композиционное единство уникального памятника, а во-вторых, сохранение в музейных условиях способствовало бы его дальнейшему исследованию как художественной и исторической ценности и реставрации специалистами высшей категории.

Коллекция художественных тканей, орнаментального шитья и вышивки ХVII –ХIХ столетий из Казанского собора представлена ризами с икон, пеленами  и предметами облачения духовенства.

В орнаментальном шитье использовались различные материалы, прекрасно дополнявшие друг друга, - шелковые, золотные и серебряные нити, жемчуг и драгоценные камни. Особого великолепия достигало жемчужное шитье на убранствах икон – ризах. В  коллекции Вязниковского музея представлено 11 окладов икон, шитых жемчугом, и 1 риза-оголовье, или убрус. Сохранившиеся образцы церковного жемчужного шитья являются большой редкостью в виду малого их количества в целом.

По этим ризам можно составить представление о материале, применявшемся в шитье окладов – это в основном парча, сатин и  шелк. Жемчужным шитьем даны контуры и линии одежд. На одеждах - растительный орнамент, состоящий из крупных цветов с листьями и стеблями, на некоторых оголовьях «выложен» геометрический орнамент в виде ромба – символа материнства.  В шитьё включены камни,  стразы, канитель.

Говоря о шитье жемчугом, употребляют термины «низанье» и «саженье». Это очень трудоемкий и длительный процесс. Сначала художник-знаменщик наносил контуры узора на ткань, затем мастерицы делали по узору настил из льняных или бумажных нитей. Жемчуг, предварительно разобранный по величине и форме, просверливали, а затем нанизывали на нить, волос или тонкую проволочку. Жемчужную нить накладывали на настил и закрепляли стежками после каждой жемчужины.

Нераздельно с шитьем жемчугом стояло золотошвейное искусство. Ризы,  стихарь и епитрахили выполнены с использованием золотных и серебряных нитей разного качества: пряденых, сканых, волоченных, канители. Присутствует и разнообразие технических приемов шитья. Основными элементами являются растительные мотивы. Но широкое распространение с ХVII века получает высокорельефное шитье «по карте», похожее на работу по металлу, что  мы и наблюдаем  на наших ризах.  На одной - по красному бархату оплечья представлен парчовый орнамент с изображением Казанской Божией Матери и двух ангелов; на другой - по кремовому фону букеты цветов, вышитые шелком, на спине  стихаря изображение Николая Чудотворца, слева - Иисуса Христа и справа - Божией Матери. Подобную технику называли «шитьем на чеканное дело».  Можно предположить, что изготовлены они были  в специальной мастерской при женском монастыре именно по заказу. Только на епитрахили мы обнаружили клеймо, в верхней строчке которого слова: «компании богородско-глуховской мануф.», то есть, выполнена она была уже в фабричных условиях. Вытканная шелковыми нитями, украшенная букетами цветов она выглядит особенно нарядно.

Коллекция поступлений из Казанского собора деревянной  скульптуры, церковных облачений, произведений серебряных дел мастеров - кадило, дарохранительница, цаты и венчики с икон, оклады  рукописных и старопечатных книг, списки чудес Вязниковской Казанской Божией матери, предметы церковной утвари требует особенного, внимательного и бережного отношения, так как, утратив сам Казанский собор, мы сохраняем богатое собрание уникальных памятников церковной древности и памятников культуры России.

Г.ШТАРЕВА, бывший главный хранитель Вязниковского историко-художественного музея.

Категория: Уникальная информация | Просмотров: 1178 | Добавил: Рэмович | Теги: Вязники, вязниковский, Архив Цыплева, Г.В. Штарева, музей, Казанский собор