18:30 С.И. СЕНЬКОВ - МЕЦЕНАТ ИЗ ВЯЗНИКОВ | |
Заявление С.И. Сенькова в Главмузей. Материал А.Д. Тельчарова. Альфред Александрович Гирв "Натюрморт". Собрание С.И. Сенькова. Вязниковский музей. Не позднее 27 октября 1918 г. В отдел по охране памятников искусства и художественных собраний старины при Комиссариате народного просвещения гражданина Сергея Ивановича Сенькова, живущего в городе Вязниках Владимирской губернии в собственном доме по Малой Благовещенской улице Заявление Прошу выдать охранную грамоту на мое собрание картин, перечисленных в прилагаемом списке. Коллекция помещается в гор. Вязниках Владимирской губернии в собственном доме по Малой Благовещенской улице. Нижний этаж дома занят Вязниковской Чрезвычайной комиссией. Собрание мое известно живущим в Москве: 1. Доктору Ивану Ивановичу Красовекому (Барашевский пер., дом 12). 2. Хранителю музея Строгановского училища Даниилу Тимофеевичу Яновичу. 3. Академику — художнику Константину Алексеевичу Коровину. Просьба моя вызвана необходимостью охранять в порядке от порчи и гибели мое собрание, чтобы оно было первым камнем вязниковского музея. Гражданин Сергей Иванович Сеньков Приложение Список картин, принадлежавших С.И. Сенькову 1. Айвазовский. Море. 2. Боголюбов. Финский залив. 3. Бенуа. Капри. 4. Бенуа. Симплон. 5. Овсянников. Эльбрус в горах Кавказа. 6. Дубовский. Два вида собора Марка. 7. Шишкин. Ели. 8. Досекин. В мечтах. 9. Никольский. Приехали. 10. Серегин. Первый снег. 11. Мешков. Дорожка. 12. Егорнов. Дети на берегу моря. 13. Пимоненко. Закат. 14. Куликов. Портрет. 15. Киселев. Киселевская скала. 16. Киселев. Морской вид. 17. Гермашев. На Волге. 18. Моравов. На террасе. 19. Сычков. В маках. 20, Сычков. Катанье с гор. 21. Киплик. Головка. 22. Дубовский. Бодрящее море 23. Боленицкий. Этюд. 24. Репин. Святой Николай, останавливающий казнь (копия). 25. Куликов. Уголок базара. 26. Коровин. Вид на Нерли. 27. Лебедев. Иван Грозный и Малюта. 28. Лебедев. Гражданская палата. 29. Милорадов. Исповедь. 30.Горохов. Букет сирени. 31. Гирв. Цветы и фрукты. 32. Гирв. Дичь и виноград. 33. Гирв. Натюрморт. 34. NN Портрет. 35. Харламов. Портрет. Гражданин Сергей Иванович Сеньков ОР РГБ. Ф. 670. Оп. 1. Д. 39. Л. 1-2. Подлинник. Датируется по входящему номеру. Меценат из Вязников История создания российских художественных музеев тесно связана с именами тех, кто пожертвовал свои собрания для их открытия. Классическим примером является деятельность П.М. Третьякова, заложившего основы всемирно известной Третьяковской галереи. Аналогично возникали провинциальные музеи. В основе картинной галереи Владимиро-Суздальского музея-заповедника лежит собрание Воронцовых, один из которых, Роман Илларионович, в конце XVIII в. был первым владимирским губернатором; картинной галереи Муромского музея — собрание графов Уваровых. Менее известно собрание картин Вязниковского музея. В нем около ста полотен художников-передвижников и других живописцев конца прошлого — начала нынешнего века. В его основе лежит собрание картин Сергея Ивановича Сенькова (1848-1934). С.И. Сеньков был выходцем из старинного вязниковского купеческого рода, промышлявшего изготовлением и продажей льняных полотен. Получив домашнее образование, он завершил курс наук в Ярославском Демидовском лицее. С ранних лет С.И. Сеньков вел дела своей вязниковской текстильной фабрики. Его имя было хорошо известно в городе. Ни одно общественное дело не обходилось без его участия. При его помощи и финансовой поддержке в Вязниках открылись мужская и женская гимназии, низшее техническое училище, фабричная школа при его фабрике. Живя в основном в российских столицах и за границей, С.И. Сеньков составил лучшую в Вязниках домашнюю библиотеку. В нее входили издания на русском, английском, французском, немецком языках. Другим увлечением С.И. Сенькова была живопись. Благодаря знакомству и дружбе с такими художниками, как И.С. Куликов и К.А. Коровин, он был вхож в художественный мир Москвы и Петербурга, являлся членом Русского художественного общества. Посещая художественные выставки, С.И. Сеньков сумел составить себе неплохую коллекцию картин. До 1917 г. она размещалась в Вязниках в его родовом доме. Революционные события 1917 г. затронули и Вязники. Сразу же после Февральской революции С.И. Сеньков стал председателем уездного временно-исполнительного комитета. В апреле 1918 г. в городе и уезде установилась советская власть. С.И. Сеньков, лишившись фабрики, оказался не у дел. Более того, он был выселен из родового дома и помещен в одном здании с вязниковской ЧК. Вместе с ним находились его картины. В октябре 1918 г. С.И. Сеньков подал в Главмузей при Наркомпросе заявление с просьбой выдать ему охранную грамоту на его собрание. (Это заявление ныне находится в отделе рукописей РГБ.) Судя по резолюциям на нем, охранная грамота была выдана. Однако найти ее в архивах Москвы и Владимира не удалось. Остается только предполагать, что, получив грамоту, С.И. Сеньков оставил городу свою коллекцию и уехал в Москву, а затем в Италию. Он обосновался в Рапалло, где впоследствии и скончался. Собрание же картин С.И. Сенькова легло в основу открытого в Вязниках в 1919 г. краеведческого музея. А.Д. Тельчаров, кандидат исторических наук. Опубликовано в журнале «Отечественные архивы» в №6 за 1995 год. Для сайта «БЫЛОЕ» материал оцифрован и размещен В.Р. Цыплевым в 2012 году из краеведческой папки Л.И. Аносова. Статья – подписанный подарок А.Д. Тельчарова Л.И. Аносову. В «Заявлении» С.И. Сенькова ошибочно указаны фамилии художников – следует читать Бялыницкий, а не Боленицкий, полное имя – Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, Дубовской Николай Никанорович, а не Дубовский и не Милорадов, а Милорадович. Можно предположить, что имена в «Заявлении» писались в Москве, срочно, по памяти. (В.Ц.) | |
Категория: Уникальная информация | Просмотров: 2256 | | |