14:58 Нашлось изображение часовни | |
Удалось найти изображение часовенки, которая стояла у Вязниковского святого родника на Швивой горке. Это самый известный вязниковский родник. Находится он на
узенькой улочке, идущей крутым зигзагом с Муромской улицы к Ярополью, но до
самого Ярополья не доходит, становится тупиком. Называлась эта улочка Швивая
горка – чисто вязниковское имя, больше нигде не удалось найти подобного
топонима. Корень этого названия идет от слова "свив", "свивать" - извиваться, изгибаться... Слово очень древнее, сохранило и форму и дух 15-16 века - времени появления изб на этих склонах Вязниковского Муромского оврага. На Швивой горке стояла деревянная часовня с иконой «Живоносный источник». По словам С.И. Змеева, когда старая часовня пришла в ветхость, Гомзина на собранные пожертвования построила новую часовню, в которой устроила трубку с водой, которая текла в чашу, и из последней в чан, который стоял вблизи часовни. Змеев отмечал, что «вода очень жесткая, годная лишь на солку огурцов». Легенда говорит, что именно в ветвях этих деревьев в 1622 году была явлена Чудотворная Вязниковская-Казанская икона и вода источника имеет целебные свойства. Скорее всего, здесь спутались два разных эпизода истории, как это часто бывает. С самого начала было известно, что Вязниковская Чудотворная икона не явленная, а авторская, которую заказали монаху-иконописцу Шартомского монастыря Иоакиму вдова и сестра главы Российской Думы князя Федора Ивановича Мстиславского. Они поселились в Вязниках и основали здесь Введенский женский монастырь. Через некоторое время было замечена чудотворность иконы: «Лета от мироздания 7132, а от Р.X. 1624 г., 11 октября, по указу Великого Государя Михаила Феодоровича и по благословению Святейшего Патриарха Филарета Московскаго и всея России, архимандрит Владимирскаго Рождественскаго монастыря Порфирий и с ним Спасо-Златовратского монастыря игумен Варсонофий, да соборный протопоп со священниками и диаконами присланы были в Вязниковскую слободу для свидетельства чудес от иконы Казанской Богоматери». 13 октября во время литургии был исцелен дьячок, который многие годы «болезновал», исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семенова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Было зафиксировано более двухсот исцелений. С 1624 года икона официально признана чудотворной. В этой ли связи забил источник в Вязниковской слободе или по иной какой причине, - сказать сегодня трудно. Вот и Змеев, который писал о часовенке в 1929 году, старательно обошел этот вопрос стороной. Факт остается фактом: по сию пору люди идут сюда, прикрепили бумажную иконку к дереву тому, поставили лавочку и берут воду. Берут её не только на солку огурцов, но и для исцеления, ка говорят знающие люди… Такой была часовенка у Святого Вязниковского источника. Сегодня картина другая: часовенки давно не стало, могучее дерево за десятилетия полностью вобрало в себя трубу… Теперь кажется, что родник бьет не из земли, а из самой этой ивы. Современные два снимка - Владимира Цыплева (зима и лето 2010 года), фото с изображением часовенки из архива Л.И. Аносова – подарок Д.А. Обидина.
| |
Категория: Уникальная информация | Просмотров: 614 | | |