Главная » 2013 » Апрель » 4 » Мстёра. Лаковая миниатюра. Истоки артели "Пролетарское искусство". Выставка.
13:05
Мстёра. Лаковая миниатюра. Истоки артели "Пролетарское искусство". Выставка.

Брось тоску, брось печаль и смотри смело вдаль.
И будешь ты, друг милый мой
моею маленькой женой...

ОТ ИКОНОПИСИ -  К ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЕ

Во Мстёрском художественном музее открылась выставка «Истоки артели древнерусской живописи. Роспись по дереву». В ее открытии приняли участие Заслуженный художник РСФСР В.Ф. Некосов, представители Центра традиционной мстерской миниатюры и МО ВШНИ г. С-Петербурга, художники Мстеры. Эта выставка открывает цикл мероприятий, посвященных 90-летию артели древнерусской живописи.
КАК СОЗДАВАЛАСЬ АРТЕЛЬ
Создание артели во Мстере началось с письма, которое в январе 1923 года пришло на имя местного художника А.Н. Куликова из Владимирского артсоюза. В нём была просьба организовать группу художников  из бывших иконописцев для росписи деревянных изделий на  Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Успешное выполнение этого заказа привело к тому, что художники А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, А.Н. Куликов, А.С. Сеньков, М.И. Кротов, И.А. Фомичев, А.М. Меркурьев - решили организовать артель древнерусской народной живописи. Её председателем был избран А.Н. Куликов.  30 июня 1923 года устав артели был зарегистрирован во Владимирском Губсовнархозе. Артель официально начала существовать и развиваться. Работа мастеров заключалась в росписи деревянных изделий. 
ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ – НА ВЫСТАВКУ

Деревянные изделия, украшенные росписью, составляют значительную часть фондовой коллекции Мстёрского художественного музея. Она охватывает период с 1920-х по 1930-е годы. На выставке представлены игрушки, солонки, поставцы, бочонки, кадочки, шкатулки, ларцы, ковши-черпаки, бокалы.  Интересна шкатулка А.Н. Куликова «Сирин», где птица Сирин изображена с нежным девичьим лицом, с широко раскрытыми крыльями. Распустившиеся цветы на ветках символизируют сказочный рай. На корпусе - не менее интересные птицы гамаюн, расположенные попарно в профиль, с переплетающимися длинными хвостами. Коричнево-охристый колорит придает работе сказочность. Ларец М.И. Кротова  подкупает геометрической орнаментальной вязью. Его до бесконечности можно поворачивать в руках, все пропорции верно соблюдены, ромбы, прямоугольники, завитки листьев безупречны  по колориту. Бурачок с крышкой Федора Антоновского продолжает серию древнерусских орнаментов. Основной нежно-травяной тон изделия включает сочетания темной зелени, оттенков охры, коричневый. Игрушки-матрешки напоминают женщин крестьянок - в сарафанах, фартучках, платочках, расписанных цветочным либо геометрическим орнаментом. На выставке можно полюбоваться фаянсовой декоративной тарелкой «Охота» (1925 г.) старейшего мастера Николая Прокофьевича Клыкова. Эта работа является большой редкостью для мстерской живописи. Плановость построения композиции, разномасштабные фигуры, сама художественная манера исполнения идут от древнерусского искусства. Чтобы шагать в ногу со временем, правление артели решило попробовать писать на деревянных коробочках портреты вождей революции. Их также можно увидеть в экспозиции выставки. Первые портреты были исполнены на шкатулках художниками А.И. и Н.И. Брягиными.  
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
К началу 1925 года артель уже состояла из 32 человек. Портреты вождей революции писали и на полотне. Эти работы в большом количестве писал Алексей Васильевич Овчинников. Потом решили выпустить ещё один вид товара – картины из картона и полотна, называли эти картины «коврами». Пробную роспись клеевыми красками исполнил И.С. Голубцов – «Лиса с уткой» и «Олени и поезд». В коллекции музея хранится пять настенных ковриков. В конце 1925 года артсоюз отказал мстерским мастерам в работе по дереву и шкатулкам, мотивируя отказ плохим сбытом. В 1926 году изделия отвезли в Москву в Главкустпром, но их забраковали, приняли со скидкой. После этого ряды артели поредели, осталось всего семь человек. Тогда попробовали в Загорске закупить заготовки игрушек. Игрушки пошли хорошо, коврики тоже пользовались спросом. Тогда старые члены артели стали возвращаться. Работа по росписи игрушки укрепила артель, и в  1927 году стали поступать заказы из Донбасса, Украины, Минска. Артель медленно, но устойчиво росла. В начале 1928 года сельсовет предложил правлению приобрести дом фабриканта С.А. Фатьянова на Базарной площади для размещения производства. Председателем артели стал Д.П. Чернышов. Провели большой ремонт первого этажа и надворных строений. В верхнем этаже открыли мастерские по росписи ковриков. В январе 1931 года правление командировало И.А. Серебрякова и Е.В. Юрина в Москву в НИИХП для освоения приемов живописи на папье-маше, а А.Н. Куликов был направлен в Федоскино для изучения отделки коробочек. Вскоре председателем артели был избран А.А. Козлов, - новое правление выделило группу художников для росписи изделий на экспорт. В этом же году было принято решение и о разделении артели. В самостоятельную артель был выделен столярный цех. А живописный цех стал артелью «Пролетарское искусство». Таким образом, 1920-1930-е годы являются переходным этапом от иконописи к  мстёрской лаковой миниатюре.     

Т.КОТКОВА, искусствовед, член ВТОО СХ России зав. экспозиционно-выставочным отделом МХМ.

О братьях Кириковых - всемирноизвестном копиисте из Мстёры Василии Кирикове и директоре фабрики "Пролетарское искусство" Михаиле Кирикове:
http://tsiplev.ucoz.ru/publ/istorija_vjaznikovskogo_kraja/restavrator_vasilij_kirikov/3-1-0-182


Категория: Уникальная информация | Просмотров: 1672 | Добавил: Рэмович | Теги: Пролетарское искусство, Вязники, искусствовед, мстёра, Архив Цыплева, Т. Коткова, мстёрская