Главная » 2012 » Февраль » 10 » КАЗАНСКИЙ СОБОР В ГОРОДЕ ВЯЗНИКАХ
21:43
КАЗАНСКИЙ СОБОР В ГОРОДЕ ВЯЗНИКАХ



Владимирские Епархиальные ведомости /1894,№19/

КАЗАНСКИЙ СОБОР в гор. Вязниках

/по поводу освящения его/

Дни 14-17-го июля были для гор. Вязников непрерывным торжеством и надолго останутся в памяти горожан и многочисленных богомольцев. В эти дни Высокопреосвященнейший Сергий осчастливил Вязники своим пребыванием в них и освятил. в течение двух лет возобновлявшийся и украшавшийся, собор Казанский, святыню к украшение города. Вязниковский Казанский собор принадлежит к числу замечательных памятников-храмов как по своей сравнительной древности и богатству внутреннего украшения, так в особенности по находящейся в нем святыне /Каз. соб. №б - приписка/.

Время построения Казанского собора. определяется следующим документом. В писцовых книгах Назария Засецкого да подьячего Тимофея Степанова написано: "В Вязниковской слободе начата соборная церковь в 178/1670/году июля во 25 день, а совершена во 182 году /1674/ в августе месяце. На построение пошло Великого Государя /Алексея Михайловича/ дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковныя казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала опричь железа за 1672 руб. З алт. и  4 денги, да от написания деисусов и праздников /иконостаса/ отдано приходских 100 руб."/1/

/Сноска 1.Владимирские губернские ведомости, 1880г. №2/

Из приведенных документов видно. что Казанский соборный храм построен более 2-х столетий тому назад и, главным образом, на средства дворцовой казны./2/

/Сноска 2.-До 1670 года, вероятно, существовал еще более древний, но уже обветшавший храм. В пользу этого предположения говорит:

а/. Приведенный выше документ, упоминающий о церкви и приходе, откуда взято было на построение соборной церкви, но какая же это церковь?

б/. В соборе хранятся серебро-позлащенный крест напрестольный с мощами с надписью: «Повелением Вел. Гос. Царя и вел. кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца и его благоверной царицы и вел. княгини Евдокии Лукиановны... сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския Лета 7150 /1642/;

в/. Хранится серебряное кадило, теми же Высочайшими особами приложенное;

г/. В ХУП веке /около 1622 г./ старцем Николо-Шартомской обители, что близь гор. Шуи, преп.о. Иоакимом написана Казанская икона Божией Матери для Вязниковского храма. В 1624 г. октября 11 дня, по указу царя Михаила Феодоровича и благословения патр. Филарета Никитича, эта икона была освидетельствована особой комиссией. При освидетельствовании совершилось, по указанию описи, от иконы множество чудес к в том числе - исцелен был причетник той церкви, где находилась эта икона. Ясно, что церковь существовала, хотя о ней и не сохранилось прямых известий. Это будет особенно понятно, если обратить внимание на то, что время основания сначала слободы, а потом гор. Вязников, нужно отнести к концу Х1У или началу ХУ в./ Гор. Вязники. История его древ. и стат. свящ. Веселовского. 1871 г., г. Владимир/.

 д/. Копии от документов хранятся в соборе, № 242./

Построенный на дворцовую казну, Казанский собор и впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением. Так в 1682 г.Феодор Алексеевич приложил небольшой золотой, с маленьким, в верхнем конце, алмазом, крест к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, когда путешествовал через Вязники во Флорищеву пустынь. /Сняв с себя/. Ныне крест этот вделан в золотом венце Казанской иконы Божией Матери. Далее, в 1691 г. приложено Евангелие, по указу вел. госуд. царей и велик. кн. Иоанна к Петра Алексеевичей. В 1700 г. в силу челобитной протопопа Льва с братиею, поданной царю Петру Алексеевичу, был послан каменных дел подмастерий для составления сметы на переделку каменных глав и связей./З/.

/Сноска З. Копия с указа хранится в Каз. соборе./ Кроме сего, в соборной ризнице хранятся столбцы старинных актов, по которым жертвовались царями причту Казанского храма земля. Такое отношение царей к Казанскому собору продолжалось до конца сороковых годов ХУШ века. В настоящее время Казанский собор представляется в следующем виде.

Расположенный на ровной обширной площади, в центре города, при небольшой речке – Волшнике Казанский собор находится в средине между /зимним/ Никольским собором с левой стороны и колокольней, с правой; имеет величественный вид и по архитектуре представляет собой памятник ХУП в. древне-византийского стиля. Построенный в форме квадрата с примыкающими к восточной стороне тремя полукружиями для алтаря, он увенчан пятью большими главами с золочеными крестами; своды его и находящиеся над ними 5 глав поддерживаются 4-мя внутренними столбами. Фасады собора разделены вертикально пилястрами на отделы, завершенные полукружиями, над которыми сделан прямой карниз под четырехскатной крышей; горизонтально фасады разделены поясом на два этажа и в обоих этажах, в отделах между пилястр находятся окна с перемычками из двойных арочек с висячими сережками; над окнами сделаны тройные дуговые кокошники, а по бокам окон находятся колонки, весьма красиво составленные из шаблонных кирпичных штук. /См. Артлебен. ВГВ,1880г. №2, н/ч./ Под спуском общей крыши на всех 4-х сторонах - картийные клейма по 3 на восточной и западной стороне и по 4 на северной и южной с изображением двунадесятых и других великих праздников. В 1885г. с западной стороны пристроена обширная каменная паперть. Дверей в собор три.

Близь Казанского собора возвышается современная ему осьмигранная с высоким шатровым верхом и часами колокольня, на которой находится колокол, прилаженный царем Феодором Алексеевичем в Московский Данилов монастырь в 1682 г.и привезенный в Вязники около 1701 г.

Кругом храмов Казанского и Николаевского и колокольни устроена прекрасная ограда с железной решеткой между столбами, часовней на месте древнего Никольского храма и с башнями по углам. С западной стороны ее устроены Св.ворота в древне русском стиле ХУП века. Весь внешний вид собора приятно поражает уже издали, когда приближаетесь к нему, особенно с южной стороны города.

Внутреннее благолепие храма отличается художественностью отделки и богатством утвари: это один из богатейших храмов не одной только Владимирской епархии. Самые размеры храма внутри и отношение отдельных его частей приятно пропорциональны. Внутри свет, изящная живопись, блестящая орнаментовка в стиле рококо и прямо привлекающий все внимание массивный деревянный золоченный иконостас. Иконостас своей массивностью, архитектурным искусством и поставленными в нем иконами представляет большое сходство с иконостасом Владимирского Успенского кафедрального собора. Устроен из дерева в пол. ХУП века в три высокие яруса с карнизами, украшен крупной золоченой резьбой и массивными витыми колоннами. Резьба изображает ветви, листья, гроздья, гирлянды цветов. На концах иконостаса - резные ангелы, и на высоте его, восходящей до самого верха всех трех трибунов, утверждены резные массивные прекрасные изображения Преображения Господня, распятия и воскресения /особенно величественно на западной стороне изображение распятия/ с множеством резных херувимов. Иконы в иконостасе все художественно работы; есть иконы очень древние, как-то: Успения Божией Матери, Николая Чудотворца  /300 лет/, Воздвижения, Преображения Господня /250 лет/ и др. Все иконы нижнего яруса в дорогих сребро-позлащенных ризах, а среднего в серебренных с вызолоченными венцами.

Царские врата резные, с лепным изображением Сошествия Св.Духа на апостолов. массивны и как нельзя более подходят к архитектуре иконостаса. То же нужно сказать и о престоле, обложенном металлическими позлащенными досками, с изображением на западной стороне Тайной вечери. на южной - положение во гроб Христа Спасителя, на северной - Воскресения и восточной - Моления о чаше. Над престолом великолепная сень.

Стены и столпы собора расписаны в царствование императора Николая Павловича в 1843 г., и в настоящее время,1893-94 гг., подновлены иконописцем села Палеха Сафоновым. одно имя которого говорит за правильность и изящество работы. В самом верху находятся лицевые изображения символа веры /в среднем трибуне/,заповедей блаженства /в южном/ и молитвы Господней /в северном/. По стенам – лицевые изображения событий из евангельской истории и Святых. На столпах соборных - вверху лицевые изображения. в больших размерах, апостольского собора и семи вселенских, - внизу устроены массивные вызолоченные киоты с витыми колонками и множеством ангелов; в киотах находятся иконы художественной работы в богатых серебряных и сребро-позлащенных ризах. С уверенностью можно сказать, что в соборе все служит к внутреннему благолепию, начиная от горнего места и до западных дверей, и производя впечатление света, гармоник к красоты, вливает отраду в сердце и располагает душу к молитве.

Но драгоценнейшем украшением Казанского собора и предметом благоговейного поклонения служит местная чудотворная икона Божией Матери Казанская. Написана она была для Вязниковского храма старцем Николо-Шартомской обители, что близ города Шуи, преп. о. Иоакимом около 1622 г. и вскоре после этого прославилась чудесами./4/.

/Сноска 4. -"Сказания о чюдеси Пречистые Богородицы

чюдотворные иконы Казанские, Михайлова моления Обросимова" в рукописном сборнике ХУП в., хранящемся в библиотеке Москов. Дух. Акад. 201,л.365 и 365 об. От находящейся в Вязниках Казанской иконы Божией Матери было, по свидетельству описи, более двухсот чудес. Магистра иеромонаха Иоасафа, "0 святых иконах, особо чтимых, находящ. во Владимирской епархии",В. 1859/

Слух о них дошел до святейшего всероссийского патр. Филарета и царя Михаила Федоровича. И вот в 1624 г. октября 11 дня, по указу царя к благословению патриарха из Владимира прибыла особая комиссия для свидетельствования./ См.ранее сноску и работу о. Иоасафа/... Так икона признана была чудотворной. Она не отличается большими размерами: в вышину 12 вершков, в ширину 10 вершков. Лик Богоматери изображен превосходно, сохранился в первобытном виде и поражает свежестью и отчетливостью письма. /№1З/. Оклад иконы и венец сребро-вызолоченные, с множеством драгоценных камней; в венце вделан золотой драгоценный крест - дар царя Феодора Алексеевича, сверху креста - алмаз; одежда вынизана сплошным жемчугом; звезды на убрусе и правом раме у Богоматери, а также запонка у Нея и Предвечного Младенца составлены из бриллиантов. Икона вставлена в сребро-позлащенную ризу с зеркальным стеклом; рама же вставлена в осмелистную доску, покрытую сребро-позлащенным окладом, на котором сделано 11черневых священных изображений. Выше иконы на окладе корона из ценных камней с двумя ангелами. В верху сего образа в клейме изображено Рождество Богородицы, а внизу в клейме же - разные исцеления, бывшие от чудотворной сей иконы. Икона стояла неподвижно, и только лет 10 тому назад, с особого разрешения духовной власти, стала переноситься на зимнее время в теплый Никольский собор и три года -обноситься вокруг города в последнее воскресенье пред днем храмового праздника в честь ее /8 июля/. До 1885 года /года построения папертей/ в любой вечер в году на открытых папертях Казанского собора можно было встретить молящихся до полуночи и далее. И в настоящее время от Казанской иконы Божией Матери с верою приходящим подается помощь, и посему местное городское население и окрестное чтит ее глубоко: жители считают за непременную обязанность ежегодно и по нескольку раз молебновать пред этой святыней.

С того времени, как началось возобновление собора, казанская икона Божией Матери перенесена была в Николаевский собор и здесь находилась в течение двух лет. В настоящее время, с обновлением и освящением Казанского собора, чудотворная икона Богоматери находится в этом последнем,- по левую сторону царских врат.

Священник А.Вознесенский.

Об авторе:

Вознесенский Александр Ильич - протоиерей



03.11.1870 г. р., погост Спас-Железино Судогодского уезда
1891 - окончил ВДС со званием студента по 1-му разряду
1891 - учитель и законоучитель церковно-приходской школы г. Покрова
1893 - учитель церковно-приходской школы с. Орехово Покровского уезда
04.03.1894 - рукоположен во диакона
05.03.1894 - рукоположен во священника к Казанскому храму г. Вязники
Законоучитель городских школ, женской гимназии
03.02.1914 - награжден орденом Святой Анны 3-й степени
23.02.1919 - настоятель Казанского собора с возведением в сан протоиерея
14.12.1928 - арестован
17.05.1929 - приговорен к высылке в Сибирь на 3 года
30.05.1931 - по отбытии срока лишен права проживания в 12 пунктах
1989 - реабилитация

Фото автора статьи и даты его жизни взяты отсюда:

Текст статьи - по рукописной книге Л.И. Аносова "Документы Вязниковского края". Рисунки собора Льва Аносова. Фото Вязниковской-Казанской Чудотворной иконы Владимира Цыплева. Снимок сделан в 1994 году во время первого выноса иконы их храма во время Крестного хода с Чудотворной к месту, где был Казанский собор.
Категория: Смежная информация | Просмотров: 2135 | Добавил: Рэмович | Теги: Вязники, Вознесенский, чудотворная, Архив Цыплева, Казанский собор