Веники для бамовцев
Рассказывает ныне известный вязниковский предприниматель Е.Максимов - один из первых строителей БАМа. Записал В.Цыплев. Воспоминания опубликованы в газете "Гудок" 24 июня 2014 года.
Я встречал людей, которые рассказывали разные истории о том, как оказались на стройке века и сколько намыкались, прежде чем попасть туда. Но наша история – редкий случай. Говорят, повезло…
Какая баня без веника
Тогда все заболели БАМом, даже те, кто не поехал, мысленно были там. Никто не думал о деньгах, это была романтика в чистом виде. Я как услышал передачу радиостанции «Юность» о стройке, так сразу решил: еду! И дома об этом сказал…
К тому времени я окончил Ковровский механический техникум транспортного строительства с красным дипломом. Но, к сожалению, первый отряд на БАМ уже уехал, пока мы дипломы защищали. И тут встречаю Виктора Нефедова – мы жили неподалёку, – тот тоже загорелся БАМом, но он учитель по специальности, а кому в глухой тайге нужен учитель? Решили, что разнорабочим должны взять.
Собрал я рюкзак, тёплые вещи, положил фотоаппарат, и поехали мы с Витей, так сказать, дикарями. Добрались до Усть-Кута. Мать моя родная! На вокзале таких, как мы, желающих попасть на великую стройку уйма! Даже на полу на ночь лечь негде… Посоветовали нам пойти в речной порт. Усть-Кут – это две улицы длиной 20 км. Пришли в порт, а там народу – столпотворение: сотни людей, и у всех одна надежда – устроиться на работу кем угодно. Люди все воодушевлены, радость бьёт ключом, и всем кажется, что завтра точно примут и они станут бамовцами. Одно печалит: берут выборочно и только специалистов, разнорабочие вообще не требуются.
И вот тут начинается самое интересное…
Идём по Усть-Куту грустные, уже почти во всех организациях побывали. Вдруг видим вывеску «Районо». Виктор говорит:
– Давай зайдём!
– Зайди, – отвечаю, – а я на лавочке посижу.
Буквально минут через пятнадцать Нефедов выскакивает и кричит радостно:
– Летим в Звёздный! Там только что открыли школу, математика нет, а тебя могут взять учителем труда!
Радости нашей не было предела.
Прилетаем вертолётом в Звёздный, а там в МК-135 нужен был механик, меня и взяли. Это та самая мехколонна, которую возглавит ставший потом знаменитым Михаил Буйнов. Она будет отсыпать земляное полотно БАМа. В общем, попал я в самую цель.
Но первое дело – строительство своего посёлка на берегу красивейшей речки Ния. Там коса была метров 300, вот на этой косе поставили 10 палаток, и мы начинали строить посёлок из щитовых сборных домиков, детали которых прибывали по железной дороге в Усть-Кут.
А пока были у нас трактор, который ходил за продуктами да за сухостоем на топку в тайгу, палатки, котлопункт, тротуары дощатые соорудили…
Первым капитальным зданием в нашем посёлке стала баня. К тому времени началась зима 1974/75 года, морозы ударили крепкие, но жить можно, а с баней так и говорить нечего – одно удовольствие. Работали все на совесть: надо – значит надо! Построили мы баню, разогрели первый раз, попарились и обнаружили, что веники-то негде взять зимой в тайге. А что за баня без веника?
И вот тут я бы поставил в пример работу почты в СССР. Послал я телеграмму домой отцу – заядлому любителю попариться, у которого всегда были заготовлены на зиму веники. И что вы думаете? Через восемь дней в почти нехоженую тайгу – разве что охотники тут раньше бывали – из Владимирской области прибыла посылка с вениками! Радость наша была безмерна! Вот так мы и начинали…
Евгений Максимов,
механик 135-й мехколонны треста «ЗапБАМстроймеханизация»
(1974–1979 годы)
Владимирская обл.
Фото 1975 года из личного архива Максимова Евгения Николаевича. |