16:50 1926 год. День в Вязниках. Очерк. | |
Очерк 1926 года иллюстрирован на сайте "БЫЛОЕ". Утром на вязниковской станции останавливается почтовый. На
платформе извозчики. - Трешницу,
гражданин, товарищ, коль один поедешь, а с двоих пятерку. Срядились. Сперва по глинистому проселку, затем по разбитому шоссе.
Скучно тащит кляч задрипанную извощичью повозку. Навстречу обозы. Везут товар с льняных фабрик. - Справны у треста
кони, - с завистью замечает извозчик, - а не то застрял бы товар- от на шаше.
(?) Дорога вишь какая! За деревней Свистюхино нас обогнал экипаж. На поскрипывающих подушках
кожаного сиденья покачивались две женщины. Простые белые косынки, черные
жакетки - типичный наряд вязниковских ткачих. Извозчик проворчал им вслед. - Рысак-от остался от
хозяина, Сергея Иваныча*, вот таперь на ем и возят пролетарию… С курортов знать
едут. * * * Город в яме. Давят небо гарные верхушки
фабричных труб. Прямо с горы – главная улица. По ней извозчики не возят. - За повозки боимся -
говорят они. Объезжают кругом по Введенской.
* * * Озорным
залихватским напевом крикнул свисток с «Парижской Коммуны», баском протрубел «Свободный
Пролетарий», протяжно откликнулась сирена из Ярцева. Прошли текстильщики на
работу. Пусто стало на сонных улицах. Жизнь видна здесь в промежутки между
сменами на фабриках, да в базарные дни, когда окрестные деревни хлынут в город. Оживление только у
каменного домика в два этажа. Это - вязниковский дворец труда. Об этом
свидетельствует вывеска почему-то несколько лет стоящая в углу лестницы. В
домике районное отделение союза текстилей. Перед каменным крылечком вереница
бричек, повозок. Это приехали предфабкомы, секретари культкомиссий, охрана
труда с дальних фабрик: из Лосева, Лукнова, с «Розы», из Ярцева. Второй дом справа - с 1919 года управление Ростекстиль. В пятом часу и
здесь никого не увидишь. Занятия в учреждениях кончились. * * * На Благовещенской, на углу, толпа мальчишек. Свистят, улюлюкают. В воздухе мелькают комья лошадиного помета. Ватага сопровождает трех огольцов, несущих огромные плакаты. Шествие тянется посредине улицы. Огольцы за контромарку на
«Галя-Буф» волокут всю эту штуку. * * * Выехать обратно на станцию посоветовали на автомобиле. - Ходит тут один,
кажись из милиции. Семь гривен с человека берет. В милиции про автомобиль никто ничего не знает. Дежурный
отнекивался, - не мое, мол, дело, а потом посоветовал сходить к горсовету. - Их это автомобиля,
- там она и стоит. Но и в горсовете пожали плечами. - Автомобиль? Нет, не
знаем. Чья-же это «автомобиля», - так и осталось загадкой. После долгих поисков нашлась «добрая душа», посоветовавшая
сходить в Попову улицу. Там за вторым фонтаном по левой руке, как портного
Коську пройдешь, живет Гудков - шоффер этот самый «автомобили». У него и
спроси. Шоффер Гудков сообщил, что верно, на станцию он возит, но
поедет-ли сегодня - неизвестно. Нет бензину. Аванс не дают. О том, что автомобиля без бензину стоит, извозчики раньше
всех узнали и запрашивают за поездку вдвое. Не хошь, не езди. «Автомобиля» не
везет. Аванс шофферу не дали. - За четыре рубли
повезу! - буркает извозчик и повозка потащила меня по Введенской на станцию. Л. Ровский.
Очерк напечатан в губернской газете «Призыв» 10 декабря 1926
года. Примечания. *- «от хозяина, Сергея Иваныча…» - видимо Сенькова. **- «оркестр под известным
управлением Иванова-Рсинова» - С. Русинова Композитор Сергей Николаевич Павлов-Русинов. Фото Козина. Оцифровка с оригинала -
Константин Целоватов. Дополнения сайта «БЫЛОЕ»: Свистюхино – точнее Свистихино. «Роза» - фабрика им. Розы Люксембург, бывшая Зюзина. Автомобиль на улице Поповой в архиве найти не удалось, как и «Коську
Гудкова». Вот что пишет об автомобилях в
Вязниках краевед 20-х годов Семен Иванович Змеев: «Постоянных автомобилей в прежнее
время в городе почти не было. Одно время недолго был автомобиль Ивана Евлампиевича
Протасьева, потом у Николая Васильевича Демидова, затем в 1922-1925 годах два грузовика
у второго льноправления. Грузовики здесь не привились, дорога до станции
плохая, всю ее изломали, мосты тоже,
перевозка обходилась не дешевле, чем на лошадях, потому их и продали. В
последние (написано в 1929 году – В.Ц.) 2-3
года комтрест пустил автобус для перевозки пассажиров на станцию жел/дороги и
обратно. Автор пишет, что по главной улице не ездили. Начиная от нынешней школы №2 по Главной – т.е. Советской и Благовещенской улицам было мощение диким камнем, на тротуарах частично было выложено ровным кирпичом для пешеходов. Извозчики поворачивали в середине горы налево при съезде в город из Толмачева на улицу, которая идет под Введенским монастырем, на ней до сих пор «грунтовое покрытие» (на фото) В хорошую погоду лучшая дорога без тряски и поломок рессор - грунтовая. Кроме того, лошади оступались на округлых камнях, ломали не только подковы, но и ноги на мощеных дорогах, возницы старались ездить по ним только в непогоду. Владимир Цыплев. | |
Категория: Уникальная информация | Просмотров: 613 | |