Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

Вятские Поляны. Школа искусств им. А. Калягина
[ · Скачать удаленно () ] 10.02.2013, 11:56
Материал Владимира Цыплева из города Вятские Поляны. Публикация газеты "Гудок" 2004 года.

Что в имени тебе моем?

08.06.2004     
В Вятских Полянах успешно пестуют театральную поросль

Подобного прецедента в нашей современной творческой жизни, похоже, еще не было: муниципальную школу театрального искусства в отдаленном Вятскополянском районе Кировской области официально назвали «Школа-театр им. Александра Калягина» – именем человека, слава богу, еще здравствующего и исправно работающего.

Школе на берегу красивейшей реки Вятки шесть лет. Тем не менее слух о ней прошел уже по всей Руси великой. Многие выпускники уже играют на профессиональной сцене, учатся в столичных вузах, а Алена Фалалеева – студентка второго курса Театрального училища имени Щукина приглашена Василием Лановым участвовать в его бенефисном спектакле. С Театром имени Вахтангова она поедет на гастроли в Париж.

Городские власти передали школе одно из лучших зданий – бывший кинотеатр, помогли приобрести необходимую аппаратуру. Теперь здесь есть профессиональная библиотека, появились своя костюмерная и реквизиторская. Сегодня обучаются двести детей. Создано тридцать пять постановок, сыграно более двухсот спектаклей – в том числе и на гастролях... Пятнадцать дипломов, десять всевозможных почетных грамот. Недавно коллективу присвоено звание «Образцовый учебный театр», а преподаватель и главный режиссер театра Сергей Суворов, победив в областном конкурсе, назван лучшим учителем региона. Но самое главное достижение – это двести тысяч зрителей на представлениях театральной школы за пять с небольшим лет. Так что школа и театр в городке с поэтическим именем Вятские Поляны поистине уникальны.

Идея создания такой школы возникла спонтанно. Она принадлежит бывшей актрисе Московского камерного музыкального театра Наталье Суворовой, которая, решив организовать на своей малой родине театр, задумалась и о его перспективе. Мысль ее шла по такому пути. В каждой профессии есть своего рода ступени постижения мастерства. Скажем, будущий инженер может начать с профтехобразования, а у актеров эта стадия обучения находится на уровне самодеятельности и не имеет соответствующего статуса. Никаких претензий к самодеятельности при этом, конечно, нет, это – замечательная форма досуга. Но почему бы не попробовать создать школу, которая будет низовой ступенью актерского образования?

Наталья Суворова обратилась к Александру Калягину и объявила ему о решении назвать школу и театр его именем. Видавший многое на своем веку театральный деятель буквально утратил дар речи:
– Да вы что, я же, как-никак, жив еще! Что это еще за «имени Калягина»?!

Директор школы ожидала такой реакции и терпеливо выслушала лекцию о культе личности в истории, о традициях увековечения памяти и этике.

Суворова привела свои доводы, которые обдумала накануне. Актер надолго замолчал и даже попросил дать ему время поразмыслить. Наутро Александр Александрович решился. Самым весомым, может быть, из всех доводов оказалась «историческая ссылка» на его военное детство, которое прошло на вятской земле. Наталья Суворова даже акушерку разыскала, которая принимала роды у матери будущего актера. Дело в том, что семья Калягиных была эвакуирована вместе с институтом отца из Москвы в местечко Малмыж неподалеку от Вятских Полян, где Александр Калягин благополучно не без помощи помянутой повитухи и появился на свет.

Спрашиваю Наталью Суворову:
– А почему вы предложили вариант «Школа-театр имени Калягина», а не «Школа-театр Калягина» без слова «имени»? Это, может быть, упростило бы принятие вашей идеи?
– Нет, это подразумевало бы в какой-то мере непосредственное участие человека в делах такой школы и даже ответственность за результаты ее работы. А если бы у нас не все получилось? Мы же не могли «подставлять» народного артиста. К тому же «школа Калягина» предусматривала отчасти бы и какое-то финансирование, обеспечение... Разве в 1998 году могли мы на это пойти?!

Профессиональные искусствоведы отмечают, что в конце минувшего века появились театральные школы, подчиненные ведомствам культуры. О том, насколько их мало, можно судить уже по тому факту, что в Москве такая школа одна. Одной из самых интересных является подобная школа в городе Вятские Поляны Кировской области... Интересно, что исследователи не делают акцента на имени школы, а значит, пришло истинное признание, игра, как говорится, стоила свеч. Конечно, было бы странно думать, что одна из самых интересных школ страны – Школа-театр имени Александра Калягина в Вятских Полянах – привлекает к себе внимание одним лишь уникальным фактом прижизненного присвоения известного имени. Успех коллектива в том, что это – не театральный кружок, к которому не может быть по определению никаких претензий, ведь это некое хобби, комфортное времяпрепровождение. Театральная школа в Вятских Полянах изначально задумывалась как муниципальное образовательное заведение, которое легло бы ячейкой в стройную систему профессиональной подготовки актера. Так и получилось.

Александр Калягин приглашал в Москву учащихся и преподавателей школы, сам же в Вятских Полянах пока не был. Его понять можно – объясняется это не только плотным графиком работы. По нынешним временам все ждут в школах от такого почтенного гостя какого-нибудь шоу и чуть ли не целого компьютерного класса в подарок. В глубине души, видимо, и актер к этому готовится, не приедешь ведь с пустыми руками в школу имени самого себя?!

А в Вятских Полянах ждут его просто так – как любимого актера, которого считают своим земляком. Приезд все откладывается, а пока председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин учредил стипендию для лучших учащихся «своей» школы.

Владимир ЦЫПЛЕВ.
Вятские Поляны,
Кировская обл.
Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: РЖД, Вятские Поляны, Архив Цыплева, газета, гудок
Просмотров: 1394 | Загрузок: 330