Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

Статьи Натальи Цыплевой
[ · Скачать удаленно () ] 27.05.2013, 08:13

Выпуск № 27 26.05.2013

6 полоса | Профессия

Полвека у станка

Договор с РЖД дал коллективу работу и уверенность в будущем

Уже более полувека каждое утро столяр 5-го разряда Николай Гаркушин входит в двери Московского локомотиворемонтного завода. Все беды и успехи предприятия он переживает как свои личные, ведь в нём вся его долгая трудовая жизнь. За неё он и получил знак «Почётный железнодорожник» и медаль «Ветеран труда».
От проходной до ремонтно-комплектовочного цеха далеко, нужно пройти почти всю территорию завода. Николай Петрович не спешит, приходит всегда заранее. Такой дисциплине приучился смолоду и не представляет, как можно настроиться на рабочий лад, когда бежишь с одной мыслью – чтоб не наказали за опоздание. А ведь такие люди сегодня не редкость. Говоря об этом, Гаркушин хмурится и с досадой пожимает плечами.
– Надо сказать, меньше их становится, – и его лицо принимает обычное улыбчиво-приветливое выражение. – Всё-таки начинает народ по-другому относиться к делу. Нам опыт надо передать, дело-то нехитрое, но мастерство в деталях, которым в теории не научишься. А молодые придут, только начнёшь обучать, а они уже увольняются. Понятно – нашли более денежное место. Но сейчас есть ребята толковые, сами подходят, спрашивают, видно, что интерес есть – значит уходить не собираются. Я всё думаю, уж подождали бы – вот завод наберёт обороты, тогда и зарплата побольше будет.

Коллективу есть на что надеяться. Поставлена цель – выйти на новый уровень по качеству услуг и получить больший объём заказов. В начале этого года на заводе начались ощутимые преобразования. С ОАО «РЖД» заключён долгосрочный договор и составлен пятилетний план по ремонту электропоездов и линейного оборудования. Согласно этому соглашению, в нынешнем году завод должен будет капитально отремонтировать 279 секций. Чтобы это сделать, нужно вернуться к темпу ударных пятилеток прошлого – в день сдавать по два вагона.

Удивительно, но полвека работы за станком не согнули спину Николая Петровича. Наоборот, возле него он выглядит ещё более статным, когда деловито проверяет, всё ли исправно, ставит новую фрезу и удовлетворённо похлопывает по станине.

Его «уголок» находится у стены большого шумного цеха, сразу и не заметишь. Здесь, практически не меняя места, Гаркушин и проработал все эти годы. Вокруг движение – несут и везут длинные доски, что-то замеряют, грузят на тележки... А ветеран рассказывает о временах, когда людей тут было в три раза больше.
– А вон там, видите, кладовка у нас, – показывает он. – Там в войну рабочие спали прямо на стеллажах. Домой не уходили, на заводе круглосуточно готовили на фронт санитарные поезда. Мой старший брат здесь работал тогда, делал автосцепки. Немцы завод бомбили, на седьмом пути однажды снаряд упал и не разорвался. И всё равно работу не прерывали.

Сегодня трудно представить ту удивительную самоотверженность и тот тяжёлый труд.
– Николай Петрович часто нам рассказывает, каким был завод раньше, – присоединяется к разговору его коллега Михаил Ветров. – С ним вообще интересно, он человек мыслящий, рассуждающий. И профессионал. Если нужен совет, у нас все знают, к кому идти.

Пока ещё на заводе есть опытные работники, которые могут быть наставниками у новичков. Из 1100 человек штата пенсионеров 180 , большинство из них отработали здесь не одно десятилетие. Они помнят лучшие годы родного предприятия.
– Темпы были знаете какие! – вспоминает Николай Петрович. – Утром я брался за секцию, это значит – два вагона. А она стоит пустая – одни железки. А в три часа надо сдать её на испытания. Примерно по четыре часа на вагон выходило. Всё, что есть в вагоне электрички из дерева, моя работа. Облицовочные панели на стенах, люки смотровые, двери, оконные рамы, штапики. А лавки чего стоили! Раньше они все из реек были. Каждую реечку надо выпилить, отшлифовать, чтоб точно до миллиметра. Делали их только из твёрдых пород дерева, в основном из бука. А сейчас всё из сосны. Зато теперь нам доски уже строганые привозят, с ними дело быстрее идёт.

Вагоноремонтные заводы, не входящие в холдинг «РДЖ», выполняют для компании около трети необходимого объёма ремонтных работ на подвижном составе. И чтобы составить конкуренцию коллегам, тоже претендующим на заказ, надо не только модернизировать техническое оборудование на предприятии, внедрить новые технологии, но и воспитать настоящих мастеров своего дела.
– Хороший работник – это не только тот, кто всё правильно делает, – рассуждает Николай Петрович. – Практически все люди на заводе всё-таки профессионалы, вопрос лишь в том, насколько они отдаются работе. Раньше, я имею в виду 60–70-е годы, все боролись за честь цеха, личные показатели. Надо возвращать эти моральные стимулы. Сейчас, естественно, время другое, и без рубля никто за идею работать не будет. И не потому что человек корыстен по своей натуре, а потому что он без достойной зарплаты просто не проживёт. Не надо говорить, что молодые сейчас за деньгами гонятся от безыдейности. Да если б жильё, медицина, образование были бесплатными, они бы не гнались. У меня внук в прошлом году в институт поступал. Там было всего пять бюджетных мест. Он поступил на одно из них, бесплатно учится. А остальные студенты платят десятки тысяч рублей за год учёбы в вузе. Так за какую идею их родителям ходить на работу?

На заводе сейчас выбран, считает мой собеседник, правильный курс – повышение качества работы, чтобы заказов стало больше, а значит, и доходов. Одновременно с этим надо восстановить коллективные традиции, поднять престиж рабочих профессий. Ещё пять – десять лет назад никто не хотел быть слесарем, сварщиком, столяром... А сейчас уже поняли, что на одних юристах и компьютерщиках страна не проживёт.

В свои 74 года Николай Петрович не собирается сидеть дома. Хотя семья для него – самое дорогое. О жене и детях рассказывает с теплотой, о внуке – с гордостью. Жена его Екатерина Васильевна, кстати, тоже работала на этом заводе. Выпускница художественной школы, она рисовала на вагонах герб страны, название железной дороги, номер вагона, направление... Тогда всё это делалось вручную.

Сегодня, как и полвека назад, Николай Гаркушин уверенно открывает дверь заводской проходной. Но в последнее время делает это всё с большей радостью, ведь каждый день он яснее видит, как оживает завод.

Наталья Цыплева
Фото Аркадий Шаповалов

Ссылка на материал: | http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=912417

© ОАО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/
Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: Наталья Цыплева, Газета Гудок, ОАО РЖД
Просмотров: 291 | Загрузок: 104