Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

РЖД на Южном полюсе Земли
[ · Скачать удаленно () ] 22.03.2013, 06:03

Наш флаг над Антарктидой

22.03.2013      Из первых рук
Представители ОПЖТ принимают участие в развитии транспортной инфраструктуры на ледяном материке

В конце февраля завершилась инспекционная часть программы 58-й Российской антарктической экспедиции. В ней принимал участие Александр Разживин – руководитель группы экстремального экологического туризма НП «Объединение производителей железнодорожной техники».




– Как возник ваш интерес к Антарктиде?
– Интерес к полюсам нашей планеты, я думаю, есть у каждого. И мне тоже захотелось побывать если не на самом Южном полюсе, то хотя бы на материке, где находится этот самый полюс. Это желание появилось несколько лет назад, когда мне довелось познакомиться с участниками нескольких антарктических экспедиций. До этого я имел представление об Антарктиде только из школьного курса географии и книг о первооткрывателях и исследователях этого материка – Беллинсгаузене и Лазареве, Амундсене и Скотте... И когда появилась возможность отправиться туда в составе экспедиции, я, не раздумывая, ею воспользовался.

– Расскажите о задачах, которые выполняет 58-я антарктическая экспедиция?
– В ней принимают участие 110 зимовщиков и 120 человек сезонного состава. И, кроме этого, члены экипажей научно-экспедиционных судов «Академик Фёдоров» и «Академик Трёшников», а также самолётов и вертолётов, обеспечивающих работу экспедиции. В планах исследований – отбор проб «свежезамороженной» воды из подледникового озера, расположенного рядом со станцией «Восток», комплексный мониторинг природной среды, а также проведение натурных испытаний ледового плавания «Академика Трёшникова», задачами которого являются также организация сезонных исследований в северо-западной части моря Уэдделла и на станции «Беллинсгаузен», а также смена зимовочного персонала этой станции.
За полтора месяца я посетил две российские и одну норвежскую станцию, был гостем также на китайской, индийской и австралийской. Учитывая, что расположены они в разных частях материка, этот маршрут можно назвать уникальным. Там сейчас антарктическое лето, поэтому температура воздуха на прибрежных станциях днём держится на отметке выше нуля. И нет сильных ветров. Но стоит забраться вглубь материка, и всё меняется. Даже в летний сезон на внутриконтинентальной станции «Восток» средняя температура держится в районе –35°C.

– А какая роль в этой экспедиции была лично у вас?
– В программу 58-й экспедиции включена работа Государственной комиссии по приёмке и вводу в эксплуатацию нового зимовочного комплекса и снежно-ледовой взлётно-посадочной полосы на станции «Прогресс». Строительство комплекса продолжалось почти девять лет. Генеральный проектировщик – институт «Ленаэропроект» пригласил меня в качестве руководителя группы авторского надзора за сооружением зимовочного комплекса и взлётно-посадочной полосы. Моей задачей было до начала работы комиссии зафиксировать те недочёты и недоделки, которые должны быть устранены к моменту сдачи станции. Главное внимание было уделено вопросам безопасности. Проверяли также работоспособность систем отопления и водоснабжения, исправность аварийного источника электроэнергии. В условиях, когда жизнь человека зависит от работы автономных систем жизнеобеспечения, это очень важно. Особенности строительства, монтажа, пусконаладки и эксплуатации, когда отсутствует возможность «сбегать в магазин» за недостающей деталью, создают особое, ответственное отношение к работе.

– Как готовились к этому путешествию?
– Подготовка началась задолго до поездки. Строительство и эксплуатация в условиях антарктического климата сильно отличаются от того, с чем мы привыкли сталкиваться в обычных условиях, и надо было изучить все технические нюансы, о существовании которых даже не задумываешься. Те климатические нагрузки, которым подвергается исследователь на южном континенте, сложно представить, находясь на другом краю земного шара. И тот опыт, который я получил в экспедиции, трудно переоценить. Надеюсь, что и моя работа и отчёты, переданные в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, будут использованы для дальнейшего развития и модернизации российских станций.

– Вы подняли флаг НП «ОПЖТ» на Антарктиде. Расскажите, как возникла эта идея?
– Она появилась ещё до того, как стало известно, что я включён в состав 58-й экспедиции. Поднятие флага – это символическое действо, в данном случае он подчёркивает факт присутствия на этом материке представителей Объединения железнодорожного машиностроения России и нашей причастности к развитию там транспортной инфраструктуры.

– Добыча полезных ископаемых на южном континенте запрещена как минимум до 2041 года. Но многие страны всё же стараются уже сейчас, что называется, застолбить там зоны своего влияния. Не приведёт ли это к международным конфликтам в будущем?
– Сегодня у России в Антарктиде семь действующих станций. А всего там работают сорок пять станций 25 государств. Некоторые страны в зависимости от своих амбиций делят материк на определённые зоны влияния. Но пока территориальные претензии не зафиксированы документально, поскольку Антарктида не имеет внутренних границ. Я мог убедиться в этом – совершенно свободно мы бывали на территории станций других стран. Как будет развиваться ситуация дальше, прогнозировать сложно. Но из общения с учёными разных стран я понял: никто из представителей научного сообщества не заинтересован в разделении южного континента на зоны влияния. Свободный доступ в любую его точку способствует всестороннему изучению её уникальной природы, которую мы должны сохранить для будущих поколений.

– Вы являетесь руководителем совместной группы экстремального экологического туризма НП «ОПЖТ». Каковы её цели и планы?
– Идея создания группы экстремального экологического туризма возникла несколько лет назад у меня и активного члена НП «ОПЖТ» вице-президента, председателя правления НП «Содружество операторов аутсорсинга» Андрея Щепочкина. И она была сразу поддержана президентом НП «ОПЖТ» Валентином Гапановичем. Наша группа существует уже несколько лет. Все её участники имеют за плечами опыт туризма – водного, горного, велосипедного. В минувшем году мы организовали путешествие на Курильские острова в честь 175-летия российских железных дорог и 300-летия появления там русских первопроходцев. Флаг НП «ОПЖТ» был поднят там на острове-вулкане Алаид. А 28 декабря 2012 года – в Антарктиде. В ближайших планах группы в этом году восхождение на Эльбрус, велопутешествие на полуостров Рыбачий и, возможно, восхождение на один из горных пиков Китая. Акцию в Китае мы связываем с проектом создания современного железнодорожного коридора Китай – Россия – Европа.

Беседовала Наталья Цыплева

Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: Архив Цыплева, антарктида, Александр Разживин
Просмотров: 550 | Загрузок: 250