Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

РЯЗАНЬ НЕФТЬ - КАПИТАЛИЗМ В ДЕЙСТВИИ
[ · Скачать удаленно () ] 10.02.2013, 12:11
Статья Владимира Цыплева с нефтеналивной станции Стенькино. Публикация газета "Гудок" 3 июля 2004 года.

Бизнес-тайна за семью печатями

03.07.2004     
Рязанский нефтеперерабатывающий завод относится к группе предприятий Тюменской нефтяной компании, более половины акций которой в свою очередь с недавних пор принадлежит известной корпорации «Бритиш Петролеум» (BP). С этим новым партнером приходится работать сейчас наливной станции Стенькино-2.

Aббревиатура от слияния двух гигантов получилась достаточно странной: ТНК-ВР. Последние буквы читаются как БиПи, а не ВэЭР.

И ладно, если бы это название стало внутренним делом самой корпорации. Но за англоязычной половиной аббревиатуры, похоже, стоит нечто большее, чем лингвистический ребус. Настоящей загадкой нефтяного конгломерата стали его планы. И в первую очередь перспективы работы с давним партнером – железной дорогой.

Известная компания, похоже, возвратилась к излюбленным методам еще британской колониальной политики, когда снимаются сливки сырьевых прибылей и параллельно целиком поглощаются мелкие предприятия. Опыт здесь у БиПи огромный. Классический пример концерн преподнес миру еще во времена создания на равных с фирмой «Дистиллерс» совместного предприятия. Тогда БиПи попросту поглотила своего партнера с наиболее доходными потрохами. Не так давно это же случилось с американской Atlantic Rich Field Company. В 1999-м нечто похожее произошло и с ангольской компанией Amoco...

Методов ведения такой политики достаточно много, и одним из них является «связывание рук» бывшим самостоятельным предприятиям, а заодно получается, что и их смежникам. Очень похоже, именно это сейчас и происходит с Рязанским нефтеперерабатывающим заводом и нефтеналивной станцией.

По словам Петра Панина, начальника крупнейшей на Московской дороге нефтеналивной станции Стенькино-2, по сути, главного смежника и партнера Рязанского нефтеперерабатывающего, «с приходом БиПи стало абсолютно невозможным какое-либо планирование. Нет не только стратегических, но и текущих реальных планов, что очень негативно сказывается на работе станции».

...На обсуждении Стратегической программы развития Российских железных дорог президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев как будто прямо на этот счет подчеркнул: «необходимо сохранять и укреплять позиции на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов», и еще: «необходимо сделать долгосрочный прогноз перевозок нефти».

О каком долгосрочном прогнозе может идти речь в отношении работы станции Стенькино-2, когда даже в повседневных текущих заявках на подачу вагонов в последнее время цифры колеблются от 350 до 550 в день безо всяких гарантий? Более того, Рязанский завод стал своеобразным колониальным придатком состоятельного зарубежного хозяина, посредником, который сам ничего не может ни решить, ни сказать, ни сделать без новых владельцев.

– А мы от этой полной анархии и несамостоятельности нашего давнего партнера в результате несем убытки, – говорит Петр Панин. – Если нам людей отправить в отпуск, отставить, скажем, сегодня тепловоз, тогда, согласно заявке, не выполним заказ. Ждем у моря погоды, не сокращаем, а в итоге в эти дни заявка оказывается сильно завышенной, у нас выходят лишние люди и техника... Но дело даже не в прямых сиюминутных убытках. Дело в том, что нельзя работать без перспективы, без планов по развитию станции.

Станции в июле исполнится 40 лет. Часть основных фондов морально и физически устарела, надо проводить реконструкцию, а как, если масштабы работы зависят от основного смежника – Рязанского нефтеперерабатывающего? Станция-то, собственно, и создавалась в свое время с учетом заводских объемов, а теперь люди здесь находятся в полном неведении.

На станции, конечно, не сидят сложа руки в ожидании, когда новые собственники завода проснутся. В этом году здесь подтянули путевое хозяйство. На старогодных железобетонных материалах капитально отремонтировано пять километров путей, уложено пять стрелочных переводов, заменено 300 брусьев и 400 шпал...

Устаревает локомотивный парк, но к осени часть нагрузки планирует взять на себя конкурент, с которым сложились нормальные отношения, – экспедиторская фирма «Балттранссервис». Эта фирма планирует возить грузы до Эстонии своими локомотивами, но сейчас пока и она терпит убытки от тех же самых смежников.

Конечно, сказать, что в БиПи царит анархия и совсем нет планов, нельзя. Скорее, наоборот, косвенно проглядываются далеко идущие планы, памятуя традиционную цепочку: поставить на колени – полуразорить – объединиться – поглотить. Для внутреннего же пользования западные корпорации еще во времена СССР переняли, можно сказать, буквально слизали у нас плановые экономические методики и сами давно по ним работают.

Крупнейшая нефтяная компания не исключение в этом смысле. На 2004 год для Рязани запланировано в деталях сразу несколько проектов, и планы расписаны по дням. Здесь и модернизация реакторов, рост производства бензина, и увеличение отбора дизтоплива на установках первичной переработки нефти... Но в этих планах нет интересов смежников.

Не владея повадками акулы, Стенькино-2 по обретенной за бывшие десятилетия привычке соревноваться до сих пор без скидки на новое время и новых собственников помогает заводу. Так, на шестнадцатом пути одновременно с реконструкцией установки по производству серной кислоты не прекращается налив. На восемнадцатом пути идет одновременный налив бензина и эфира. То есть станция на одном пути грузит несколько продуктов, помогая заводу в производстве, памятуя о том, что люди там могут остаться без зарплаты, как это уже бывало.

Вместе с тем сама станция от этого «одновременного» налива терпит пока только большие неудобства и издержки – приходится совершать дополнительные маневры. В планах нефтевладельцев довести глубину переработки нефти до 70 – 75 процентов. Из нефти, как говорится, по мировому стандарту выжмут все соки, низкосортного мазута почти не останется. Это хорошо, но при этом могут «выжать все соки» и из смежников. Недавняя разведка англо-американских специалистов наверняка уже доложила руководству, что деваться станции все равно некуда, возить здесь больше нечего, кроме продукции БиПи, на закрытие станции никто не пойдет, а потому торопиться с выполнением условий по развитию путей, по запланированной реконструкции не стоит.

Во всяком случае, именно такое впечатление складывается при анализе работы тандема «станция – завод». Интересы железной дороги порой попросту игнорируются. А как еще следует понимать хотя бы такой факт: из целого большого комплекса мероприятий по развитию выполнены лишь те, которые являются непосредственно прибыльными для нефтевладельцев?

Построены две новые установки точечного налива «Элин». При этом новые владельцы НПЗ должны были построить три обгонных пути, поскольку станция существенно теряет из-за «Элина» маневренность на эстакаде основного налива. Дополнительно смежники должны были приобрести или взять в аренду тепловоз для подталкивания.

Сейчас приемо-отправочная партия подается вагонами вперед. Обгонные пути позволят резко повысить маневренность, освободить станцию от тех работ, которые она сейчас выполняет, по сути дела, «в порядке благотворительности». Технология известна: со станции подали вперед тепловозом, отцепили метров за 70 до зоны тележек и уехали. Дальнейшие маневры – дело завода. Однако процесс создания обгонных путей зачах на начальной фазе – собственники уложили стрелку, сделали вид, что шевелятся, что какие-то работы ведутся, и... на том все закончилось.

Недавно представители БиПи были гостями Стенькина-2, подробно выясняя вопрос максимальных возможностей станции. О своих же планах вновь не было сказано ни слова. Дело идет к тому, что высокорентабельную станцию ставят сначала в полную зависимость, как уже поставлен в эту зависимость завод, а потом можно будет диктовать условия.

Конечно, было бы весьма удивительно и странно, если бы мы хоть на миг предположили, что с приходом иностранного собственника в экономический сегмент смежников тот будет заботиться о наших интересах как корпоративных, так и государственных. Это противоестественно для рыночных отношений. Но и сетования работников станции на то, что «нашу нефть продали вместе с нами за границу», которые слышишь на каждом шагу здесь, не совсем, видимо, точны.

Возможно, надо бы поставить тех, кто купил эту самую нефть, в такую же зависимость и диктовать свои условия. Не будут же они строить новую станцию, а значит, все одинаково взаимозависимы друг от друга на этом небольшом пятачке земли. Можно предположить, что ходоки от БиПи в российской Госдуме и Правительстве будут «бить» на необходимость изменения российского законодательства в области строительства трубопроводов с привлечением частного капитала. Союз нефтеэкспортеров России уже направил письмо Михаилу Фрадкову, в котором говорится, что нынешние трубопроводы «не в полной мере обеспечивают потребности нефтяных компаний».

Лучше бы, конечно, по-дружески разобраться, в перспективах – завод должен вложить средства для развития транспортного конвейера по этому плану. Но уж если этого не получается... Уговорами делу тут не поможешь, и выход видится один: экономическими методами заставить считаться. Ведь пока частную трубу в Стенькино не подвели.

Чтобы станции Стенькино-2 выполнить пиковый максимум в 600 вагонов в сутки, не надо никаких сверхъестественных вложений. Коллектив просто не устраивают среднепотолочные планы и заявки на вагоны. Иногда сами работники Рязанского нефтеперерабатывающего завода удивляются этим московским заявкам их «родной» компании БиПи. Они-то хорошо знают план производства. В месяц перерабатывается 870 – 900 тысяч тонн нефти, т.е. в день – 30 тысяч тонн. План на подачу поступает по 650 вагонов, а когда наступает месяц и день реальной погрузки, абсолютно никто уже не знает, чего, сколько и куда грузить.

За такую чехарду, конечно, исправно выплачиваются штрафы. В 2003 году станция получила 16 миллионов рублей в качестве компенсации за эти самые «среднепотолочные планы», но они не покрывают и прямых убытков, а главное – они не стимулируют ритмичную и слаженную работу и тормозят реализацию собственных планов по развитию и реконструкции.

Самая ходовая шутка в Рязани сегодня звучит так: «Сначала мы жили бедно, а потом нас ограбили». И, к сожалению, она «имеет место быть», очень похожа на истину.

Владимир ЦЫПЛЕВ,
спец. корр. «Гудка».
Рязань.
Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: Архив Цыплева, ТНК, Би-Пи, рязань, Стенькино, ОАО РЖД
Просмотров: 744 | Загрузок: 273