Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

Н. Цыплева. Репортаж из Крымска
[ · Скачать удаленно () ] 03.07.2013, 04:19

Город надежд

Железнодорожники Крымска обживают новые дома

В начале июля прошлого года вся страна следила за новостями из Краснодарского края – в регионе было сильнейшее наводнение. Пострадала и станция Крымская, и дома многих железнодорожников. На призыв о помощи откликнулась тогда вся сеть дорог. Прошёл ровно год. И читатели интересуются: как сегодня живут крымчане?
В Крымске многое изменилось: появились новые дома, а расширенное русло реки белеет новыми береговыми насыпями. На Привокзальной улице в глубине дворов виднеются ряды ярко-синих «вагончиков». Это модульный «городок железнодорожников». Он действительно похож на городок – ровные улицы, номера домов, клумбы с цветами, припаркованные рядом машины. И вместе с тем чувствуется, что его жители – не просто соседи, но и коллеги. Рассказывая, кто и где живёт, непременно упомянут и должность, и в какую смену работает.
– Ой, а я в суд убегаю, – растерявшись, всплескивает руками приветливая женщина, в дверь к которой я постучалась. Но несколько минут для меня она всё же нашла и провела по своему жилищу. В городке из 50 модулей оно у всех одинаковое: прихожая, комната-кухня, две спальни, душ.

Марина Будко, так зовут хозяйку дома, – маневровый диспетчер. Заселились они с сыном в ноябре.
– Перезимовали хорошо! – говорит собеседница. – Даже при минус 10 на улице здесь не дуло и не было проблем ни с водой, ни с отоплением. А самое главное знаете что? Что здесь мы не чувствуем себя чужими.

Она раскладывает на столе фотографии своего разрушенного дома. С ними ходит по инстанциям, доказывая, что строению, в котором все стены треснули с пола до потолка, ремонт не поможет. Но добиться сертификата на покупку жилья пока не удаётся, хотя надежды не теряет.

Многие уже выехали из модульного городка, получив или отремонтировав жильё. Те, кто остался, как и Марина, судятся. На станции их успокаивают: решайте свои проблемы, пока вам некуда идти, отсюда никто не выселит. В модулях сейчас живут 18 семей пострадавших. Но домиков занято больше. Сюда селят молодых специалистов и студентов, приехавших на практику.

Как строили этот спасительный городок, вспоминает мастер Крымского участка Краснодарской дистанции гражданских сооружений Сергей Диба:
– На этом участке стоял барак, его снесли. Выпилили тридцать старых тополей, выкорчевали пни, заасфальтировали площадку, а потом кранами устанавливали домики и подводили коммуникации. Работали с раннего утра до темноты, потому что знали – люди живут в сараях, палатках и даже на крышах.

Без жилья в те дни осталось около ста семей железнодорожников. А всего в городе нуждались в нём более двух тысяч семей. Им отдали уже построенный военными микрорайон «Озерки» и начали строить ещё один – «Надежда». Всего 29 новых домов. Сегодня там уже кипит жизнь. Хотя быт ещё не устроен, всё приходится начинать с нуля, но самым необходимым людей обеспечили – холодильниками, стиральными машинами и даже кухонной посудой.

Среди первых получивших это жильё оказалась и дежурная по станции Татьяна Глуховская. Она и год спустя не может спокойно вспоминать ночь наводнения. Проснулась в два часа ночи от звонка соседки, крикнувшей: «Вода!!!» В доме у неё были маленькие внуки, младшему всего две недели. Сын с семьёй быстро уехал на машине, а она осталась в доме, надеялась спасти хоть что-то из детских вещей. Но вскоре поняла, что спасаться надо самой. До утра стояла на подоконнике, почти вся в воде, только в 11 часов её забрали эмчеэсовцы.
– Потом мытарства начались, жили в сарае, – рассказывает она. – Хорошо, через несколько дней машина со станции пришла и невестку с детьми увезли на базу отдыха железнодорожников. Там они жили до конца лета. А нам выдали раскладушку, это было большое счастье, потому что спать было совершенно не на чем. Я уж не говорю про одежду, одеяла... А 23 августа мне дали квартиру в «Озерках». Стали обживаться, но после потрясения здоровье пошатнулось. Ожила вот только весной, когда работников станции по очереди отправляли в санатории. Я 20 лет проработала на железной дороге, всегда она мне нравилась, но тут я стала ею просто гордиться, поскольку поддержку от неё мы чувствуем с первого дня и до сих пор.

Чтобы подобное наводнение больше не повторилось, город занялся созданием системы противопаводковой защиты. Русла трёх местных речек расчищены, расширены, а в границах города забетонированы. Запланировано также строительство гидротехнических сооружений и реконструкция пяти мостов. Полностью эти проекты будут завершены к 2015 году. В Федеральном агентстве водных ресурсов уверяют, что Крымск теперь будет защищён от наводнений.

Но всё равно люди, пережившие беду, боятся здесь жить. Семья железнодорожников Сейтбекировых, получив сертификат на жильё, выбрала дом в 70 км от Крымска. Чтобы родители могли добираться на работу, сын отдал им свою машину, а руководство поставило мужа и жену по их просьбе в одну смену.
– Это был такой кошмар, жить не хотелось, – не скрывая слёз, говорит Фазиле, она работает оператором поста ЭЦ. – Хорошо, что внуков не было дома, дети с ними в гости уезжали. У многих малыши теперь плачут, когда начинается дождь, некоторые заикаться стали. Мы с мужем сидели на чердаке, дом водой сильно разрушило, одна стена рухнула. Такое течение было! Окно выбило чужим диваном, а через несколько минут он уже выплыл с другой стороны дома. Всё потеряли... Потом было страшное чувство, когда ты просто не знаешь, что делать. Нет воды, еды, документов, одежды, всё в грязи, в городе страшный запах, и сразу тысячи мух появились. А как выходить на работу? Я в слезах позвонила начальнику станции Дмитрию Казейкину, а он говорит: «Не плачьте, вы не одни, мы вам поможем». Потом сам привозил воду и продукты, звонил несколько раз: «Вы не одни, не унывайте». Эта поддержка спасла многих. На открытии модульного городка ему вручили знак «Почётный железнодорожник», он, как никто, его заслуживает.

Получила это высокое звание и дежурная по станции Елена Колисниченко. О ней писал «Гудок» в прошлом году. Она дежурила в ночь наводнения и вместе с начальником станции обеспечивала работу Крымской в тех экстремальных условиях. Всё это время она ничего не знала о судьбе своей семьи, а жили они в доме на самом берегу реки. Зиму её семья тоже провела в «железнодорожном городке», теперь переехали в отремонтированный дом. Жить в нём тревожно, но с родными стенами расставаться не хочется. Вместе с соседями они надеются, что река больше не принесёт беды.

Жизнь в городе продолжается, много забот и у железнодорожников.
– Сейчас идёт реконструкция 9-го км, – рассказывает Дмитрий Казейкин, – помимо этого идёт развитие нечётной горловины станции Крымская, чтобы со стороны 9-го км к нам заходила двухпутка. Эту работу надо закончить к концу года. Провели капитальный ремонт вокзала. Внутри отделку уже сделали, а фасады обновим осенью, когда пассажиропоток спадёт. Люди после стихийного бедствия, конечно, испытывали стресс, но никто не уволился.

Поддерживали людей и морально, и материально. В общей сложности пострадавшим железнодорожникам (их около тысячи человек) выплачено около 75 млн руб. Оставшиеся деньги из тех, что перечисляли железнодорожники со всей страны, потрачены на лечение и отдых крымчан в санаториях.

...Беда когда-нибудь забудется. А вот чего люди не хотят забывать, так это искреннюю помощь, которая их спасла. После пережитого они смотрят друг на друга совсем другими глазами. В городе живёт большая надежда не только на то, что стихийное бедствие больше не повторится, но и на то, что в любой ситуации рядом окажутся люди, которые, не раздумывая, скажут: «Ты не один – мы тебе поможем». Железнодорожники уверены: так оно и будет.

Наталья Цыплева,
спец. корр. «Гудка»
Крымск
Фото автора
Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: Архив Цыплева, Наталья Цыплева, Крымск, гудок, ОАО РЖД
Просмотров: 559 | Загрузок: 225