Главная » Файлы » Общая история » Россия. Время и люди.

Мстёра, Палех, Холуй - РЖД
[ · Скачать удаленно () ] 20.05.2013, 04:33

Выпуск № 20 19.05.2013

6 полоса | Мастера

Жар-птица Сапсан

В народном искусстве мало сюжетов, связанных с железной дорогой, потому что нет заказа

Поезд медленно подходил к станции. На повороте тяжело заскрежетал. Звук этот полз по составу с головы – вагон за вагоном подходили к стрелке, как строй дисциплинированных спортсменов подходит к снаряду, чтобы друг за дружкой выполнить задачу и выдохнуть облегченное «ух!». Мягкий толчок, и поезд наконец остановился. Мой попутчик придержал пластиковую рекламу на беспокойном купейном столе.
Рассмотрел, заговорил, плавно и величаво окая по-владимирски:
– Сейчас так много интересного в поездах стало – бонусы вот за поездки предлагают. А недавно видел: сувениры продают с символикой «Сапсана». Поезда вообще изображать милое дело – тут и образ движения, и красота машины. Я вот думаю, тема хороша, а на удивление мало кто за неё брался.

Попутчиком оказался заслуженный художник России Владислав Некосов, мстёрский миниатюрист. И подмеченный им факт заинтересовал меня. Действительно, «чугунка» издавна вдохновляла живописцев, гравёров, фотографов... Паровозы неизменно украшают марки, открытки и конверты. И только один вид изобразительного искусства до сих пор почему-то сторонится железнодорожных сюжетов – лаковая миниатюра.
– Наше искусство ведь как складывалось, – рассуждает Владислав Фёдорович, – изображали то, что близко народному умельцу – природу, героев былин и сказок, писали иконы. В нашей Мстёре многие мастера и краски даже готовят из кореньев и камушков из местной речки. Так что технический прогресс никогда не был вдохновением, наоборот, за традицию художники держатся.

Но в советское время большинство этих традиций пришлось, что называется, не ко двору. Иконы писать перестали. Сказки и былины – это хорошо, но надо и пользу Родине приносить, решили «наверху»… В Палехе, Мстёре и Холуе художников объединяли в артели, а затем и целые заводы. Худсовет определял, что рисовать. Требовался индустриальный сюжет: достижения сельского хозяйства, «смычка» города с деревней, мощь советской техники.

Вот и пришлось задуматься миниатюристам – героя пролетариата не изобразишь в иконописной манере, а тонконогих коней из летящей тройки не запряжёшь в плуги, уж больно изящны. Но и традицию нарушать не хотелось. Кто-то с юмором подошёл к делу. Рисовали пень, на котором сидел Ленин в Разливе, а палехский мэтр Иван Голиков на пару с живописцем Дмитрием Буториным создали миниатюру «Битва членов правления Артели в принятии сметы за II квартал текущего года».

Как ни крути, а художников кормил госзаказ. Поэтому пришлось всё-таки всерьёз взяться за новые сюжеты. Первым на палехских миниатюрах появился трактор, вслед поехали самосвалы с лозунгами над кузовами, полными зерна. Впечатлили художников и самолёты. Можно найти с десяток сюжетов, где и «чугунка» запечатлена в лаке.
– В 1934 году палешанин Павел Баженов написал знаменитую шкатулку «На страже границ СССР», – припоминает Некосов. – На ней есть паровоз. И ещё семь самолётов, трактор, дирижабль, шахта, металлургический завод... А во Мстёре есть у Ивана Морозова «Смычка города с деревней», это тоже 30-е годы. В конце 70-х в Холуе появилась картина «На БАМе», правда, там поезда ещё нет, только рельсы и мост.

Рельсы изображались чаще – под вагонетками на заводе, например. У Сосина на шкатулке «На Мстёрском кирпичном заводе» на платформе стоят две цистерны – символ перехода завода с дров на мазут.

Неужели это и весь список? С таким вопросом я обратилась позже к директору Мстёрского музея лаковой миниатюры Валентине Поздняковой.
– Мало, очень мало сюжетов, связанных с железной дорогой. Конечно, Мстёру обидели, когда провели в 1862 году дорогу мимо посёлка. Может, отчасти, поэтому и не писали её. Да и Палех и Холуй магистраль обошла стороной. Но я бы назвала два очень значительных произведения – работу Петра Сосина «Наш паровоз, вперёд лети...», где паровоз – главный действующий элемент всей композиции, и шкатулку «На старом уральском заводе» работы народного художника России Льва Фомичева. На ней изображён черепановский паровоз. Сейчас эта шкатулка выставлена в Московском музее народного искусства.

Знатоки, возможно, найдут и ещё несколько примеров, но эти находки будут всё-таки исключением. Сегодня мастера-миниатюристы пишут и традиционные шкатулки, и расписывают их на заказ. Может быть, компании «РЖД» сделать шаг навстречу старинному русскому ремеслу? Художники создадут не просто уникальный сувенир, а настоящее произведение искусства. И полетит по музеям и коллекциям нашей страны и мира «Жар-птица Сапсан».

Наталья Журина
Фото из архива автора

Ссылка на материал: | http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=911024

© ОАО «Газета «Гудок»
Категория: Россия. Время и люди. | Добавил: Рэмович | Теги: палех, Холуй, Наталья Цыплева, Мстера, ОАО РЖД
Просмотров: 866 | Загрузок: 249