Главная » Файлы » Цитаты и ссылки по теме Ярополч - Вязники » Вязники до 1917 года

ОБЫСК БРАЧНЫЙ
08.12.2012, 08:32

Вязники. 28 мая 1867. ОБЫСК БРАЧНЫЙ


1867 года, мая 28 дня. По Указу Его Императорского величества Владимирской губернии города Вязников Казанского собора Священно-и-церковнослужители производили обыск о желающих вступить в брак, и оказалось следующее: 1) Жених Вязниковский мещанин Петр Семенов Целоватов православного вероисповедания жительствует в городе Вязниках в приходе Казанского собора. 2) Невеста Вязниковского уезда Мстерской Слободы крестьянина Ивана Феофанова Зеленцова дочь Ксения православного исповедания жительствует в оной же Слободе в приходе Богоявленской церкви. 3) Возраст к супружеству имеют совершенный,  и именно: жених двадцати семи лет, а невеста двадцати шести лет, и оба находятся в здравом уме. 4) Родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению Св. Церкви брак, никакого нет. 5) Жених холост, а невеста девица. 6) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют дозволение от своих родителей и от начальства. 7) По троекратному оглашению, сделанному в означенной Церкви, препятствия к сему браку никакого никем не объявлено. 8) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: а) о Невесте – Отношение от духовника ея от 25-го мая за №2, б) Свидетельство Мстерского Волостного Правления от 25-го мая №230. 9) Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой Вязниковской Казанской Соборной Церкви, сего мая двадцать осьмого дня в узаконенное время, при посторонних свидетелях. 10) Что все показанное здесь о женихе и невесте, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждом поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам Церковным и по законам Гражданским.


К сему обыску жених Петр Семенов Целоватов за себя и безграмотную невесте Ксению Иванову Зеленцову расписался… Поручитель  по женихе был вязниковский мещанин Егор Демитриев Запеков расписался… Поручитель по женихе был нагуевского волостного правления деревни Чудинова крестьянин Иван Панфилов Фролов… Поручитель по невесте был вязниковский мещанин Василий Иванов Нечаев за себя и за неграмотного вязниковского мещанина Якова Яковлева Абрамова по личному его прошению расписался.

Обыск произвели: За Священника Миловидова венчал… священник Григорий Благонадеждин. Дьякон Яков Успенский. Пономарь… Матвей (неразборчиво… возможно, Павел)… Пономарь Иван Тихонравов. 

Вязники. 10 февраля 1867. ОБЫСК БРАЧНЫЙ


1867 года, февраля 10 дня. По Указу Его Императорского величества Владимирской губернии города Вязников Казанского собора Священно-и-церковнослужители производили обыск о желающих вступить в брак, и оказалось следующее: 1) Жених города Вязников отставного рядового Семена Прокопиева сын мещанин Александр Семенов Целоватов жительствует в городе Вязниках в приходе Казанского собора. 2) Невеста Судогодского уезда деревни Аксенихи после умершего рядового Егерского Бутырского полка Максима Иванова дочь Ульяна православного исповедания, жительствует в означенной деревне в приходе села Голышева. 3) Возраст к супружеству имеют совершенный,  и именно: жених двадцати лет, а невеста двадцати же лет, и оба находятся в здравом уме. 4) Родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению Св. Церкви брак, никакого нет. 5) Жених холост, а невеста девица. 6) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют законное дозволение. 7) По троекратному оглашению, сделанному в означенной Церкви, препятствия к сему браку никакого никем не объявлено. 8) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: а) о Невесте – Отношение от духовника ея Судогодского уезда села Голышева священника Дмитрия Розанова от 25-го февраля за №2. 9) Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой Казанской Соборной Церкви, сего февраля десятого дня в узаконенное время, при посторонних свидетелях. 10) Что все показанное здесь о женихе и невесте, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждом поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам Церковным и по законам Гражданским.


К сему обыску вместо жениха Александра Семена Целоватова за неимением его грамоте по личной просьбе расписался родной брат Петр Целоватов, поручитель по женихе был я же Целоватов, поручитель по женихе был Вязниковский мещанин Андрей Иванов Бобылин, поручитель по невесте был крестьянин деревни Чудинова Иван Панфилов, поручитель по невесте был вязниковский мещанский сын Николай Алексеев Нагуев.

Обыск сей произвели: проповедник Вязниковского Казанского Собора Иоанн Миловидов, Дьякон Яков Успенский. Пономарь Павел…

ЧТО ТАКОЕ ОБЫСК БРАЧНЫЙ

Не совсем привычное для современного человека употребление слова «обыск» на самом деле исходит из того же корня  и значения «искать». До венчания - бракосочетания и свадьбы под руководством причта проводили, так сказать, совместные мероприятия государства и церкви по поиску возможных препятствий для заявленного брака. Все препятствия, которые могли бы возникнуть, описаны в специальной форме, которая закрепилась около 1840 года, а вообще брачный обыск был введен в России в 1765 году.

За несколько недель до венчания во время праздничных богослужений в приходской церкви трижды сообщалось о желании молодых вступить в брак. Каждый прихожанин мог сообщить священнику о том, что жених и невеста имеют ранее не выявленное родство между собой или жениху на самом деле меньше 18-ти лет, а невесте меньше 16-ти… И то и другое случалось довольно часто среди незаконнорожденных детей без умысла. Для вступающих во второй брак требовалось подтверждение факта расторжения предыдущего брака или вдовства. Для военнослужащих и отдельных категорий государственных служащих требовалось разрешение начальства. Так кассир станции Вязники – первая женщина, работающая на железной дороге России, Ольга Кнушевицкая при приеме на работу подписала обязательство не выходить замуж. Это было связано с возможной беременностью, - аборты в России были запрещены, отчасти и по этой причине предпочитали брать на работу мужчин.

Если невеста была из соседнего прихода, в храме того прихода также трижды оглашалось о предстоящем браке. При переезде, человеку выписывался паспорт, в котором были указаны все основные данные. За крепостных ручательство давали их владельцы.

Что же касается умышленной фальсификации сведений, то это подразумевало преследование по суду. Потому подписи поручителей имели самое серьезное значение.

Обыск брачный – это не свидетельство о браке, это документ, который лишь давал разрешение на законное бракосочетание.

Такая форма контроля практиковалась до того момента, пока церковь не была отделена от государства, тогда функции регистрации браков были переданы в специальные отделы государственного городского управления - ЗАГСы.

После ликвидации процедуры «обыска» и передачи дел в Загсы подписи свидетелей сохранились по традиции, но стали носить чисто формальный характер, поскольку государство взяло на себя всю ответственность за сбор достоверных сведений о своих гражданах.

Владимир ЦЫПЛЕВ.

Благодарю Р.Г. Гарину, Л.Ф. Ковалеву и К.Ю. Целоватова,  за предоставленные образцы документа «Обыск брачный».

Категория: Вязники до 1917 года | Добавил: Рэмович | Теги: Вязники, вязниковский, Архив Цыплева, обыск брачный, Казанский собор
Просмотров: 1855 | Загрузок: 0