Главная » Файлы » Цитаты и ссылки по теме Ярополч - Вязники » Ярополч и Вязниковская слобода

ВЯЗНИКИ ИКОНОПИСЕЦ ПОНОМАРЕВ
[ · Скачать удаленно () ] 10.12.2012, 13:09
ПОНОМАРЕВ МИХАИЛ ИВАНОВ
(уп. 1671–1695) -

Иконописец из с. Вязники, посадский человек.

В декабре 1671 г. у него "выменяли” для патриарха 30 икон Владимирской Богоматери (МАМЮ. Кн. № 75 Л. 188об, 189об, 190).

В декабре 1681 г. написал для патриарха две иконы Владимирской Богоматери (Там же. Кн. № 105. Л. 171об) (Успенский 1917).

В 1674 г. подрядился написать в собор Покровского монастыря в Суздале местные иконы. В связи с этим была составлена поручная запись: "Се яз Вязниковцы посадские люди. Поручились есми по Вязниковце ж по посадском человеке по Михайле Иванове сыне Пономареве иконописце в том: порядился он Преосвященнаго Стефана Архиеписопа Суждальскаго и Юрьевскаго у казначея его старца Иоасафа Гребенщикова написать в Суздале в Покровский девичь монастырь в соборную церковь пояс местных икон, на правую сторону царских дверей образ Спаса Вседержителя седяй на престоле при главе архангели, образ Покрова Пречистые Богородицы, образ Предста Царица, образ Сошествие Святаго Духа, дверь южную с сенью, а на дверях написать Моисея на горе Синайстей прияща скрыжали и Аарона держаща церковь, а на сени сияние лучами Божества, из облака во свете голубь, а за южными дверьми образ Преподобные Евфросинии Суждальской, а при нем два древа рябиновые, а на левую сторону царских дверей образ Пречистые Богородицы с предвечным младенцем седяй на престоле, образ Происхождения Честнаго Креста, образ Зачатие Святые Анны, егда зачат Святую Богородицу, образ Иоанна и Федора и Дионисия и Симона Суждальских Чудотворцев, дверь северную с сенью, а на ней благоразумный разбойник, а на сени се Агнец Божий, а за северными дверьми образ Преподобнаго Евфимия и Преподобныя Княгини Софии Суждальских Чудотворцев, а написать ему Михайлу те местные образы длина по два аршина по два вершка, а ширины по полтора аршина, а Покров Богородицы ширину два аршина без чети, вышина в одну меру, а ничего ему тех икон вышины и ширины не убавливать, а южныя и северныя двери по полтретья аршина, а ширина северных дверей полтора аршина, а южныя поуже тех; а писать ему те образы на свои деревьях своими красками и золотом и серебром, добрым мастерским письмом, а у тех образов венцы золотить двойным золотом, а у риз зарукавья и подольники и инде где пригодится писать по двойному золоту; а на ризы пробелы писать красками как ведется, а лица писать вохрою доброю в подобие не единожды, а сурику ни в которых красках не примешивать, а поля крыть вохрою ж, а на деревце по левкасу класть паволоки полотняные по клею, а написать ему те местные образы и двери и сени на отделку в Суздале на строк нынешняго 182 году на Троицын день, а взяти ему за работу свою по договору за то иконное письмо и за золото и за краски и за деревье у казначея Иоасафа Гребенщикова двадцать пять рублев, а буде он Михайло за нашею порукою тех образов и дверей и сеней на тот строк самым добрым мастерским письмом не напишет или напишет плохим письмом, и то ево плохое письмо взять ему, казначею, безденежно, да на нас же, порутчиках, и на нем, Михайле, за всякия убытки по сей записи взяти казначею пятьдесят рублев кто из нас в лицах ни будет, а где по сей записи нас челобитье тут и правеж и никакими мерами ничим нас от сей записи неотъимати”. Текст записи был опубликован К. Тихонравовым, а подлинник был передан А. С. Уварову и хранился в его собрании (Владимирские ГВ 1857).

12 февраля 1695 г. у сидельца иконного ряда Михаила Иванова было куплено "и отдано по отписке и по челобитью Донских казаков — атамана Флора Минаева с товарыщи на Дон Луданского   [Луганского? – ред.] городка атаману Дмитрию Луганцову с товарыщи в новопостроенную у них в Луганской станице церковь Николая Чудотворца — царския двери; а у тумбы и столбцы и сени резные золочены; а у них образы — Благовещение Пресвятыя Богородицы и Евангелисты поясныя да северныя и южныя двери, писаны на красках; вышина по полтретья аршина: да местных икон образ Всемилостиваго Спаса, образ Пресвятыя Богородицы, образ Николая Чудотворца, Образ пророка Илии, вышина по полтора аршина; деисус — 11 икон, вышина по полтора-ж аршина; праздников — 12 икон, вышина по аршину. А за те царския и южныя и северныя двери, и местныя, и деисусныя, и праздничныя иконы ему Михаилу 45 р. даны” (МАМЮ. Кн. № 156. Л. 223об–224) (Успенский 1917).

Сохранившиеся произведения:

Приписываемые произведения:
Спас на престоле. Около 1674 г.(?).  ВСХМ. Инв. В-6300/2764. 153,5 х 106 см. Происходит из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. Первоначально находилась в местном ряду иконостаса собора Покровского монастыря (?). пост.в музей в 1920-е гг. Реставрирована в 1970-егг. в ВХНРЦ Е.И.Мольской и в 1999-2004 гг. Т.В.Гончаровой.

Атрибуция А.С.Преображенского на основании сходства с описанием иконы в поручной записи и стиля.

Иллюстрации:


Библиография:
Владимирские ГВ 1857. Часть неоф. № 24; Савваитов П. И. Поручная запись вязниковских посадских людей по иконописце Пономареве, 1674 г. // Известия Имп. Археологического общества. Т. 1. Вып. 6. СПб., 1859:357–358; Савваитов 1873:36–37 (Пономарев); Ушаков 1906:28; Успенский 1913–1916. Т. 4:198; Успенский 1917:30–31 (Иванов Михаил) Иконы Владимира 2006: кат. 88.

Статья из вязниковской газеты "Маяк" об этом художнике на сайте "БЫЛОЕ" здесь:
http://tsiplev.ucoz.ru/load/istorija_jaropolch_vjazniki/vjazniki_do_1917_goda/ikonopisec_ponomarev_iz_vjaznikov_v_suzdale/10-1-0-22
Категория: Ярополч и Вязниковская слобода | Добавил: Рэмович
Просмотров: 1042 | Загрузок: 271